Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры




Еще в середине XIX в. в статье «О пользе педагогической лите­ратуры» К. Д. Ушинский глубоко раскрыл значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молодого учителя, воспитателя. Эта мысль особенно актуальна сегодня, когда сформировалась система педагогических наук и педагогика, смежные с нею отрасли знания обогатились новыми фундаментальными исследованиями. Ведущая роль в на­учной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим пу­тем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в со­временных подходах к решению педагогических проблем. Ему не­обходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена обще­ства и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими наука­ми, помогающими глубже постигнуть закономерности формиро­вания целостной личности.

Первостепенное значение имеет также свободное владение пред­метом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Для преподавателя биологии — это биология, для учителя истории — история, для тренера — физическая культура, для режиссера — театральное искусство, для руководителя танце­вального коллектива — хореография и т. д. Однако для того, чтобы биолог, историк, тренер, режиссер, хореограф могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-вос­питательной работе, они должны хорошо представлять себе кон­кретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагоги­ческих дисциплин — частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образователь­ное учреждение, надо иметь представление о федеральной и ре­гиональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой шко­лы сегодня? Чем различаются образовательные программы гим­назий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподава­нием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя:? На эти: и многие другие воя-росы студент-практикант, выпускник вуза дояжен иметь вполне определенные ответы.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педаго­гической культуры мы относим также знания и умения исследо­вательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприя­тия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дис­циплин общеразвивающего, культурологического циклов.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной само­стоятельной работе, изучая специальную литературу, пользуясь энциклопедическими, толковыми, предметными словарями, спра­вочниками, компьютером и другими источниками полезной ин­формации.

Мы говорим о кругозоре, о системе специальных знаний, сле­довательно — о профессиональной образованности, которая пред­полагает еще и владение диалектикой педагогического мышления. (Вспомним, что диалектика — часть философии, изучающая все­общую связь явлений в их движении, развитии и борьбе противо­речий.)

...Представьте себя в роли учителя. Вы ведете урок в пятом классе и с огорчением замечаете, что учащиеся не настроены на работу, их познавательная активность равна нулю. А ведь еще вчера у вас с детьми все ладилось. В чем причины такой неожиданной метамор­фозы? Возможно, ребята менялись, росли быстрее, чем вы пред­полагали, и именно сегодня произошел скачок, переход «коли­чества» в «качество». Поэтому ваши прежние методы обучения уже не соответствуют условиям новой дидактической ситуации. А мо­жет быть, дело совсем в другом: на предыдущем уроке у вашего коллеги пятиклассники не справились с контрольной работой и расстроенные, подавленные неудачей, не смогли переключиться на другой предмет. И с такими «возможно» в педагогической ре­альности приходится сталкиваться постоянно. Поэтому учитель, воспитатель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельно­сти и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих про­блем, т. е. осуществлять эвристический подход.

В тесной связи с научной эрудицией и познавательными уме­ниями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориента-циях педагога выражаются его профессиональные позиции, уста­новки, взгляды. Так, Януш Корчак руководствовался в своей прак­тической деятельности идеей абсолютной ценности и даже святости детства. В книге «Как любить детей», обращаясь к современникам, он писал:

«Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости... Растет новое поколение, взды­мается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими!

Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь имен­но дети — князья чувств, поэты и мыслители.

Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, свя­тое детство!» [4, с. 80].

Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского от­четливо видна ориентация на воспитание духовности, человеч­ности. В одной из его работ есть полемические строки о том, что некоторые педагоги переоценивают роль технических достиже­ний и вообще естественно-научных знаний в определении со­держания учебно-воспитательной работы. Не оспаривая важно­сти естественно-научных знаний, писал он, надо в то же время думать и о другом, столь же важном — о содержании нравствен­ного воспитания. «Век математики» — хорошее, крылатое выра­жение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладыва­ем в душу человека.

Мир современной педагогики многолик, динамичен, измен­чив. Одну и ту же проблему можно рассматривать с различных точек зрения. Возьмем дискуссионный вопрос о соотношении образования и воспитания в педагогическом процессе. Традици­онно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются пре­имущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информа­ционных технологий с использованием кибернетики и электро­ники функции образования расширились. Сегодня образователь­ные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.

Однако культурологические аспекты образовательного про­цесса далеко не охватывают всех сторон формирования лично­сти. За скобками нередко остаются тахие ч:ертьг выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к обще­ственно полезному труду, уважительное, доброжелательное от­ношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной ра­боты. Так правомерно ли сегодня отодвигать воспитание на вто­рой план, отводить ему более чем скромное место в образователь­ном учреждении? Ответ на этот вопрос будет зависеть от позиции педагога, его профессиональных убеждений.

Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в ин­тересах развития личности ученика. Молодая учительница, геро­иня повести американской писательницы Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», приходит к убеждению, что в педагоги­ческой работе с подростками необходимо не столько «привносить», т. е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» — стимулировать учащихся к творческому самовыражению.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Изучая теоретические основы педагогики, анализируя собствен­ный опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель крис­таллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулиру­ется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет ин­дивидуальный оттенок.

А. С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исхо­дил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как мож­но больше требований к нему», имея в виду, что требование — особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному зву­чит кредо В. А. Сухомлинского: «Главное в воспитании — верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно со­поставить особенности ключевых позиций современных педаго­гов-новаторов.

И. П. Иванов, последователь А. С. Макаренко: «Воспитывать кол­лективистов через взаимную заботу. Не труд — работа, а труд — забота».

М. П. Щетинин, создатель учебно-воспитательных комплексов всестороннего и гармонического развития детей: «Объять необъят­ное».

В. Ф. Шаталов, учитель физики и математики, разработавший методику обучения с помощью опорных сигналов и конспектов: «Учить всех — учить каждого».

Е. Н. Ильин, преподаватель литературы в старших классах, ав­тор оригинальной концепции сотворчества учителя и учащихся на уроке: «Идти не с предметом к ученику, а с учеником к пред­мету».

Как видим, у каждого из названных педагогов свое понимание «сверхзадачи», но всех их объединяет ориентация на нестандарт­ный подход к методам образовательно-воспитательной деятель­ности, стремление приобщить своих питомцев к «разумному, доб­рому, вечному».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.