Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опрос как метод получения первичной информации




 

Опрос — метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса.

Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.

Специфика социологического опроса:

• при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

• опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

• опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

• опрос может быть использован при изучении самых разных сфер общества;

• опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;

• при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

• вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.

Основные элементы опроса:

1. Социолог, конструирующий инструментарий,

2. Анкетер или интервьюер.

3. Анкета или план интервью.

4. Ситуация опроса.

5. Респондент.

7. Социальная реальность.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

1. Определение целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, определение исходных понятий.

2. Обоснование выборки: определение генеральной и выборочной совокупности.

3. Обоснование опросного листа:

а) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов;

б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации;

в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса;

г) обеспечение условий для обработки результатов исследования на ЭВМ;

д) обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.

В социологических исследованиях используются различные виды опросов. По формам контакта исследователя и респондента выделяют варианты опроса:

а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

б) индивидуальный или групповой;

в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный).

г) устный или письменный;

д) сплошной или выборочный;

е) по месту жительства или работы.

В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:

1) анкетирование—опосредованный, письменный опрос,

2) интервью — непосредственный, устный опрос.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Композиция анкеты:

1. Титульный лист и вводная часть. Указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводится инструкция заполнения анкеты, определяется способ возврата анкеты.

2. Основная (содержательная) часть.

а) контактные вопросы: заинтересовывают респондента, простые в своих формулировках,

б) основные вопросы: содержание их полностью определяется целями и задачами исследования,

в) заключительные вопросы: снимают напряжение.

3, Социально-демографическая часть — паспортичка об объективном положении, статусе опрашиваемого. В заключение выражается благодарность за участие в опросе.

Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут — в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. Имеет значение подготовка процедуры опроса — наличие спокойного места, карандаша, возможности самостоятельно ответить на вопросы анкеты.

Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса. Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента.

Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.

Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие вопросы называются индивидуальными и групповыми.

Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки №т.д.

Преимущества почтового опроса:

1) прост в организации и проведении;

2) позволяет провести опрос одновременно на большой территории;

3) позволяет выбрать респонденту удобное для него время заполнения;

4) отсутствует психологический барьер, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.

Недостатки почтового опроса:

1) низкий процент возврата анкет,

2) возможность группового заполнения анкеты.

3) искажается выборочная совокупность Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Преимущества прессового опроса:

1) экономичность исследования,

2) оперативный зондаж общественного мнения.

Недостатки:

1) невозможно определить репрезентативность данных,

2) процент возврата не превышает 5%,

3) ограниченность размера анкеты.

Интервью — другой вид опроса, использующий непосредственное социально— психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Две функции интервью:

а) получение информации;

б) воздействие на респондента. Преимущества интервью:

1) позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;

2) возможность следить за степенью искренности при ответах;

3) личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника. Недостатки интервьюирования:

1) значительные временные затраты;

2) обстановка интервью может не располагать к откровенности;

3) трудность подготовки интервьюеров.

Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают свободное, формализованное и фокусированное интервью.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследования.

Формализованное (стандартизированное) интервью—общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распространенный вид интервью.

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью— 10-15минут, вопросы не должны быть длинными.

Методы стимулирования процесса интервью:

выражение согласия;

использование коротких пауз;

повторение основного вопроса;

частичное несогласие;

указание на противоречие в ответах;

повторение последних слов респондента;

уточнение путем неправильного повторения ответа;

• требование добавочной информации. Достоверность и надежность полученных данных во многом зависят от личности интервьюера.

Возможные причины искажения информации при интервьюировании:

1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера: а) различия в возрасте опрашиваемого и интервьюера, б) различия образовательного уровня, в) различия пола, г) негативное влияние прически, фигуры, одежды.

2. Стиль поведения интервьюера: а) унижение чувства собственного достоинства опрашиваемого, б) демонстрация собственной точки зрения интервьюера, в) полемика в ходе интервью, г) демонстрация превосходства над опрашиваемым.

3. Неправильный выбор места и времени интервью.

4. Чрезмерная длительность интервью.

5. Неадекватное восприятие интервьюера опрашиваемым (например, как представителя администрации).

6. Небрежное оформление протокола интервью.

При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты.

Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.

Классификация вопросов:

• по содержанию вопросы о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента;

• по форме: прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые);

3) апробация анкеты (проведение пилотажного исследования)

Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.