Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальными и региональными процессами социального и экономического развития 2 страница




[773] Теоретический фундамент йоги, который перестал культивироваться в XV в н.э.

[774] Такая теория вытекает из «космогонии» индуизма, в которой одним из главных является миф о Пуруше — первом человеке, которого боги принесли в жертву.

Что касается отождествления духовного с материальным, от чего, согласно индуизму, «развернулся космос» (произошёл мир) — то действительно мир был создан методом «отождествления» упорядоченного Духа Божиего с размеренной согласно этой упорядоченности материей. Упорядоченность выступает в качестве Мhры — Предопределения. Но в «духовном» люди Востока Мhру не выделяют как отдельную предельно обобщённую философскую категорию. Но учитывают её в понятии «духовное» — как «само собой разумение», недоступное разуму, но бессознательно постижимое с помощью духовного расширения сознания.

Иначе говоря, на Востоке Мhру пытаются постичь с помощью духовных практик (изменения-расширения сознания). В то время как на Западе Мhру пытаются освоить с помощью «измерения» и изменения материи (изменения-развития материи).

[775] Иначе говоря, индуисты богохульствуют (сами того не понимая), наводя на Бога напраслину, якобы сансару, в которой люди постоянно мучаются — создал Бог.

[776] То есть в индуизме духовное «всегда независимо » от иллюзорного материального. На Западе — в основном наоборот.

[777] Иначе говоря, страдания мира людей происходят от материализации духовного мира. А дематериализация — равносильна «освобождению».

[778] Полная изоляция от явлений Языка Жизни, вызывающих “неприятные” «волнения психики».

[779] Скорее всего это «личное духовное место» в общей эгрегориальной иерархии индуизма. В таком случае эгрегориальная иерархия индуизма выстроена таким образом, что индус, осваивающий восточные практики (что доступно представителям далеко не всех сословий и каст: для этого нужно достаточное количество свободного времени, а занятые в сфере материального производства люди низших сословий его не имеют, и поэтому довольствуются «стезёй религиозного чувства», в то время как высшие касты и разные отшельники постигают «стязю мудрости», “освобождаясь” от пракрити) — может подняться на вершину духовной иерархии индуизма (соединиться с личным “Богом” — пурушей), что считается его личным “освобождением” от сансары.

В этом отношении индуистская духовная иерархия выглядит “либеральнее” и этим самым привлекательнее библейской духовной иерархии: на вершину библейской можно попасть лишь по посвящению в определённый духовный сан, соответствующий церковной иерархии (в которой принято послушание перед высшими в миру) — в том случае, если иерархия сочтёт послушника «надёжным». А на вершину индуистской духовной иерархии можно попасть тоже по посвящению с помощью учителя (но жесткой вертикали иерархии послушаний в миру не имеется) по духовным способностям (а не по надёжности для иерархии). Хотя иерархическая «надёжность» всё равно обеспечивается на духовном уровне.

[780] Признание в атеизме. Бог, который «ни Творец и ни Промыслитель» это — не Бог, а духовное творение самих людей, то есть, эгрегор. Эгрегору и молятся индусы, не скрывая свой атеизм и не понимая даже, что в нём признаются. Для людей Востока важен духовный результат, выраженный в психических ощущениях — а понимание того, как этот результат достигается, для них второстепенно. Поэтому индусам всё рано, с Богом они объединяются, либо с «совершенным духом»: кто позволяет преодолеть сансару — тот и хорош.

[781] Первая стадиястадия отбора претендентов на доступ к всесторонней эгрегориальной помощи предполагает согласие с основными тезисами “канонов” индуизма. Они (выраженные тезисы “канонов”) несколько напоминают “христианские” заповеди. Вспомним, что в “христианстве” перед таинством крещения (то есть, прежде чем личность принимается в лоно церкви — под церковный эгрегор) принят ритуал «Оглашение веры», в ходе которого будущий “христианин” соглашается с основными тезисами и символом веры. В индуизме это всё несколько сложнее и дольше, поскольку духовность “христианства” примитивнее индуизма.

[782] В оригинальном тексте Е.Торчинова «Бог» написан с большой буквы. Но надо понимать, что это индусский “Бог”, а не Всевышний Бог.

[783] Вторая стадия — догматическое изучение «священных» текстов, в ходе которого ученик глубже приобщается к духовности индуизма, соглашаясь с большинством его “канонов” и мифов, что способствует глубокому захвату его психики эгрегориальной алгоритмикой веры (твёрдой уверенности в том, что мир построен так, как написано в “канонах”), тесному объединению с эгрегором. В общем-то, на этой стадии начинается глубокое нейро-лингвистическое «зомбирование» ученика.

[784] Третья и четвёртая стадии — присущи в основном восточным методикам эгрегориальной практики. Они соответствуют физиологическим упражнениям (позы, дыхание), которые помогают ученику достигать единства с эгрегориальными фрагментами, в которые он желает получить бессознательный доступ. Ясно, что в результате необычных поз (длительное неподвижное высиживание…) и ритмики дыхания (в смысле — необычности поз и дыхания по отношению к тому, что общепринято для обеспечения обычной жизнедеятельности людей) изменяется общая физиологическая и психическая «нормальная» деятельность организма: характер и алгоритмика обмена веществ, связанных с доступом кислорода к клеточным тканям и головному мозгу; алгоритмика процесса преобразования веществ (многочисленных химических реакций) связанных с окислением веществ и прочих. При этом изменяется «нормальное» снабжение клеток целым спектром жизнеобеспечивающих веществ и в первую очередь — клеток головного мозга, нервной системы.

[785] Пятая стадияначало процесса вхождения в транс (отключение сознания с одновременным тесным сопряжением психики с соответствующей алгоритмикой эгрегора).

Слово «транс» происходит от латинского transсквозь, через, за, приставка, означающая — движущийся через какое-либо пространство, пересекающий его; расположение чего-то по ту сторону; обозначение или передачу через посредство чего-либо. Сама же йога это, как мы уже знаем, «связь», «сопряжение», «соединение». В общем, вхождение в состояния транса означает достижение «сопряжения» психики с соответствующим эгрегором — это цель йоги.

Ясно, что после физиологического обеспечения, нацеленного на отключение сознания (что иногда называется «расширением сознания») — начинается процесс постепенного отключения сознания и соединения психики с соответствующим практике фрагментом бессознательного. Но, как видно из последовательности (алгоритмики) предшествующей подготовки — без нарушения «нормальной» физиологии человека достижения транса невозможно. Физиологической тренировки в некоторых случаях — у особо одарённых последователей восточных школ йоги — не требуется. Поскольку после многих лет практик их психика оказывается “натренирована” так, что сама (без предварительных физиологических упражнений) способна запускать физиологические процессы (аналогичные процессам, которые соответствуют третьей и четвёртой стадиям) в организме — на «автомате».

Стадия «достижения бесстрастия» — соответствует началу отключения сознания, поскольку для индуса материальный мир это мир страстей (предметов чувств), избавление от которых сулит конец сансары. И этот мир страстей соответствует миру, который охватывает сознание.

[786] Шестая стадия — весьма интересна тем, что в ней присутствует «избранный объект». Ясно, что «избранный объект» — практический, культовый символ конкретного эгрегориального фрагмента (либо даже отдельного эгрегора, входящего в общую иерархию), который в дальнейшем (на седьмой и восьмой) стадиях йоги будет обеспечивать поддержку состояния транса. Этот «избранный объект» — своеобразный эгрегориальный «пароль», символ-образ, открывающий доступ к желанному эгрегору-фрагменту бессознательной эгрегориальной поддержки.

[787] Седьмая стадия — знаменует собой открытие “двери” эгрегора-фрагмента после правильно усвоенного и согласованного «пароля»: достижение единства-“гармонии” алгоритмики психики и эгрегориального фрагмента. Иначе говоря, это кульминация процесса полной настройки психики входящего на определённый фрагмент коллективного бессознательного. Понятие «медитация» — от латинского meditatio – размышление, умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

[788] Восьмая стадия интересна тем, что в ней даётся древнее восточное понимание психики. И это понимание «психики» очень важно: в религиозных системах Востока под психикой с глубокой древности понимается сознание, и то, что всплывает на уровень сознания объявляется «миром чувств и страстей» (миром сансарических иллюзий) своё же собственное бессознательное люди Востока считают “свободой” и поэтому обожествляют его. Так примитивно считали в глубокой древности, но традиции восточных практик мало изменились и, как видно из теоретического обоснования йоги — остались в настоящее время.

[789] Гносис — от греческого gnosis, познание.

[790] Чакрами называются физиологические центры на теле человека, которыми обозначаются места концентрации различных «сверхвозможностей». Под сверхвозможностями понимается физиология организма разной направленности, выходящая за пределы «нормальной». Как мы уже говорили выше, транс достигается в первую очередь за счёт изменения «нормальной» физиологии организма — некоторым перераспределением “энергетики” («энергетика» — общепринятое название информационно-энергетического воздействия на выбранный объект) между центрами «концентрации», в первую очередь путём изменения обмена веществ, некоторого перераспределения их “потоков” и направленности.

Изменять «нормальный» обмен веществ можно как с помощью принятия разнообразных поз, изменения динамики дыхания, так и с помощью волевого перераспределения “потоков” направленности в соответствие с выбранной «точкой концентрации».

[791] То есть, скрытой.

[792] Позы.

[793] Регулировка дыхания.

[794] В “христианстве” один из основных тезисов (вошедших в «заповеди Христа») — «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие» (Лука 6:20). То есть, “христианам” не положено прижизненное освоение духовных практик, а положено лишь послушание и кротость перед церковью. В “Царство Божие” они как бы попадают по своему послушанию после смерти. Но, как мы уже знаем из Третьей Книги курса, библейско-церковный Дух всё равно психически управляет “христианами” — даже если они психически и не чувствуют его сопровождение.

В индуизме всё гораздо “интереснее”: там возможно ощутить на себе постепенное “наполнение” духом (даже «объединение с личным богом») уже при жизни — которое ассоциируется с «освобождением». То есть, индуисту мало представлять посмертное «блаженство» (как это предложено “христианам”): индуисту необходимо его ощущать при жизни, что позволяют делать психологические практики. Но «блаженство» и в “христианстве” и в индуизме равняется наиболее полному объединению с религиозной системой.

[795] Иначе говоря, «умом восточные “философии” не понять: их нужно не только изучить, но и ощутить через практику того или иного психофизиологического проекта». То есть — практически проверить на себе. Но в полной мере это может проверить на себе лишь индус (либо генетический представитель другой восточной цивилизации, где культивируется спектр психопрактик), поскольку полноценный доступ в восточные эгрегоры (которые открывают людям практические восточные возможности), как представляется, обеспечен лишь коренным представителям цивилизаций Востока (и то не всем). Это — так, поскольку психологические навыки обретения полноценного контакта с эгрегором (с целью прохождения всех стадий йоги и достижения глубокого транса) невозможно обрести в процессе жизни одного, а может быть даже и нескольких поколений. Речь идёт не о примитивном вхождении в транс, а о трансовых состояниях, которые сопровождаются «чудесами» иллюзий.

[796] Абзац выделен форматированием нами.

[797] Далее автор рассматривает три уровня индийской религиозной “философии”.

[798] То есть, каноны, традиции, мифы.

[799] Точно выражен смысл йогических упражнений: на Западе под понятием «психотехники» обычно имеют в виду технологии работы с психикой объекта, которые приводят к ожидаемым результатам.

Но также известно, что достижение совершенства психотехник (равно как и генной инженерии) — предел мечтаний всех фашиствующих режимов, которые известны из мировой истории.

И ещё известно из нашего курса, что самый лучший “гуру”, который может обеспечить правильный личностный путь прижизненных “психотехник” — Бог. А все остальные пути — имитация пути психологического совершенства.

[800] Точно сказано. Только между психотехническим уровнем и религиозной прагматикой есть некое шизофреническое несоответствие: религиозная прагматика обещает «освобождение» от сансары в лучшем случае в следующей жизни (либо в последующих за ней) как результат «правильного» кармического действия в предыдущих жизнях. Но вот, согласно практической психотехнике — «освобождение» достигается методом вхождения в транс уже в этой жизни. Это что, просто утешительная имитация состояния будущего «освобождения», которая возможно направлена на подтверждение практикой верности пути преодоление кармы? Но такая имитация, как правило, воспринимается по меньшей мере как «преодоление кармы». Как бы то ни было, но индусов устраивает имитация, а на некоторую шизофрению — расхождение между религиозной доктриной и религиозной практикой они не обращают внимание.

[801] Действительно, психотехнические практики, похоже, являлись методикой практического подтверждения верности религиозной доктрины и предметом «корректировки» последней в связи с выявленными новшествами.

Но как раз такая циклическая замкнутость религиозной доктрины на созданные на её же основе практики (с последующей многосотлетней взаимной “шлифовкой” и “притиркой”) — обеспечивали устойчивость замкнутого круга индусской порочной религиозно-социальной “сансары”.

[802] Какая религиозная доктрина, такая и теория, а, следовательно, и метапсихология направлена на обслуживание религиозно-теоретических “истин”. В индуизме не только не предусмотрена психология человека с выходом на Человечный тип психики, но, наоборот — религиозная доктрина индуизма призвана останавливать развитие людей на типе психики «зомби» (особо наглядно достигается при глубоком трансе, когда психика субъекта сливается с эгрегориальной алгоритмикой в единое целое) разной “глубины” «зомбирования» (в основном соответствующей сословно-кастовому делению).

Кроме того, вершиной социальной практики, к которой должны приводить все объективно правильные «метапсихологии» — является общество социальной справедливости при господстве в нём Человечных типов психики. Но индийское общество являет собой как раз противоположный результат, выразившийся в социальной практике.

[803] Философская логика всегда вытекает из религиозной логики, а последняя — из “образа” Бога, или богов, их мифических “взаимоотношений” с людьми. Как это выглядит в индуизме, мы рассматривали в начале текущего раздела Книги.

[804] После исчезновения буддизма — по контексту.

[805] Школы, обучающие путям достижения мокши.

[806] Вспомним определение толпы, данное в первой Книге курса: толпа — собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету (вождей и преданий). Иначе говоря, индуизм — сугубо толпо-“элитарная” духовно-социальная модель существования недолюдков.

Принцип “философии”, выраженный Е.Торчиновым в только что приведённом отрывке — антидиалектичен и методологически вреден (в смысле отсутствия в нём свободной от догм методологии познания Жизни). Именно поэтому европейцы никак не могут найти в индуизме «философскую специфику»: если не искать её в древних религиозных “канонах” — больше никакой «философской специфики» (науки о познании мира) в индуизме не имеется. Но зато есть целый спектр психотехнических практик, очень привлекательных, но не понятных европейцам. Именно их внутреннюю сущность европейские “философы” и принимают за особую «философскую диалектичность» “видения” индусов.

[807] Диалектика (способ познания Жизни) — способность правильно ставить вопросы и находить на них ответы, пользуясь помощью Бога, а значит и творчески, внимательно относясь к Языку Жизни.

Диалектика ни в коем случае не сводится к формально-логическим спорам — в том числе и между разнообразными школами, которые все без исключения представляют собой разновидности идеалистического атеизма.

[808] Хотя и буддизм не лучше: оба направления восточной религиозной мысли представляют собой разновидности идеалистического атеизма (лучше — атеистического идеализма), причём буддизм вообще отрицает Творца.

[809] Поскольку, будучи порождением древних восточных иллюзий, индийская “философия” повторяет из поколения в поколение прежние религиозные заблуждения, не развиваясь в соответствие с Языком Жизни.

[810] Имеется в виду «мудрое» содержание — восточная «мудрость» — на которой основана религиозная система. Мы разбирали её в разделе «Космогония индуизма» и далее.

[811] Действительно, Восток привык к «откровениям» и «демонстрациям». Запад же привык к осознаваемой логике — доказательствам и обоснованиям, которые логически убеждают. Вообще религии «откровения» это восточная инициатива.

Но ни Восток и ни Запад не обладают философией и диалектикой познания Жизни. Жизнь это Бог и тварное мироздание. Бога и Его Промысел невозможно познать как через призму восточных эгрегориальных практик, так и через формально-логическую западную “философию”.

Бог даёт доказательство Своего бытия на веру, а не на разум. Оно носит по его существу нравственно-этический характер и состоит в том, что Всевышний отвечает молитве верующего Ему тем, что обстоятельства его жизни изменяются соответственно смыслу его молитв тем более ярко и явственно, чем более он сам нравственно праведен и отзывчив Богу, когда Бог обращается к нему персонально через его совесть, через других людей, через памятники культуры или как-то иначе на языке жизненных знамений. Бог всегда отвечает искренней осмысленной молитве: и даже если не происходит изменения жизненных обстоятельств в соответствии с её смыслом, то даётся тот или иной ответ на вопрос «почему?». В этом диалоге разум индивида только осмысляет даваемое Свыше, вводя его в систему миропонимания индивида, изменяя его нравственность и мировоззрение в направлении объективной праведности либо в направлении дальнейшего уклонения от неё.

[812] На которые и ссылаются европейцы, выискивая глубокие философские смыслы в схоластических комментариях к многочисленным спорам и выводам, родившимся в ходе споров восточных мудрецов между собой.

[813] Которую можно назвать «дьявольская логика», поскольку эта логика, целью которой является обоснование уже имеющихся убеждений, а не поиск Истины.

[814] Схоластика (от греческого scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в Средние века.

[815] «Освобождение» — основная цель всей индуистской “философии”.

[816] Попытки осмысления социальной справедливости и её понятого воплощения в обществе в индийской цивилизации были, но они являлись частностями на фоне подавляющей сословно-кастовой иерархии и её “бессмертной” религиозной основы.

[817] Такое неравноправное деление на варны — с упором на «арийское» происхождения — изначально было “рудиментом” становления древнего расизма. Чего уж тогда пенять монголам и европейцам, которые устанавливали в Индии свои силовые порядки… Одни рабовладельцы сменяли других.

[818] Именно знанию, а уже потом в некоторой мере — сословно-кастовому социальному устройству.

[819] Аскетами в принципе могли быть представители небрахманских варн, что нарушало монополию брахманов на «святость» в индуизме.

[820] Восточные предания, как мы всё больше убеждаемся, стали основой главного библейского мифа: у Христа (как очередного «пророка») — тоже было изначально почти столько же учеников.

[821] У «мировой закулисы» было много исторических претендентов на ведическом Востоке, прежде чем в V веке н.э. она осуществила канонизацию Нового Завета.

[822] Все джайны — и миряне и монахи — члены одной общины. Поскольку «освобождение от кармы» в джайнизме считалось возможным лишь для монахов-аскетов, мирянам рекомендовалось в течение некоторого времени вести монашеский образ жизни. Формально монахом мог стать любой джайн, но попасть в этот особый, высший слой в среде джайнов — означало полностью порвать с мирской жизнью. Чем ни “христианские” обычаи в среде монахов?

Основу общины джайнов всегда составляли миряне. Принадлежность к джайнской общине со временем, как это обычно бывает в рамках едва ли не любой этноконфессиональной общности, стала определяться рождением, так что суровый образ жизни членов джайнской общины становился привычным для каждого с детства. Чисто религиозных обязанностей у джайнов немного - они в основном сводятся к почитанию божеств, посещению храмов, принесению даров. Зато весомое, если не преобладающее место в жизни каждого джайна занимает работа над собой: здесь изучение священных текстов, и постоянная тренировка йогического типа, и жесткий самоконтроль с периодическими покаяниями за прегрешения.

Все члены общины обычно добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому (ахимса), не красть (астья), не прелюбодействовать (брахмачарья), не стяжать (апариграха), быть искренним и благочестивым в речах (сатья). К этим пяти нередко добавлялись дополнительные ограничения, порой и лично взятые на себя обеты, смысл которых всегда был однозначен: джайн ограничивал себя в жизненных удовольствиях и стремился к ужесточению обыденного распорядка. Один день в месяц джайны-миряне обычно проводят в условиях еще больших ограничений - так, как монахи-аскеты.

Вплоть до сегодняшнего дня джайны (их количество ныне исчисляется 2-3 миллионами, что не достигает и полупроцента от численности всего населения Индии) даже на фоне в основном склонной к вегетарианству и не отличающейся излишествами массы индуистов выделяются строго пуританским образом жизни. Живя практически замкнутыми эндогамными общинами, джайны всегда соблюдают принцип моногамии. У них множество ограничений в еде - не только не едят мяса, но и стараются не причинить вреда мелким животным, для чего не употребляют в пищу приготовленную вчера еду, в которую могли проникнуть живые существа. Джайны стремятся не причинять излишнего вреда и растениям - не едят клубней и корней, а также содержащих много семян плодов, не потребляют вина и пьют только кипяченую воду. Своих дочерей они обычно выдают замуж в очень юном возрасте, сразу же по их половому созреванию, так как неоплодотворение обычно приравнивается к нарушению принципа ахимсы. Только в XX в. столь ранние браки были законодательно запрещены.

[823] Что и является идеалом толпо-“элитарной” системы.

[824] Последняя не кладёт «все яйца в одну корзину». Не только иудеи, любая «пятая колонна», тем более «люди мира» для «мировой закулисы» является “дежурным” подручным материалом, к которому всегда можно обратиться через связи и финансы.

[825] Ещё раз следует напомнить, что индуизм в целом — “добрая” религиозная система для рабов — поэтому с началом захватнических периодов Индия “ложилась” то под одних, то под других завоевателей, оставаясь в целом под религией индуизма: хозяевам так было тоже удобно. А Бог не препятствовал “размыванию” одного зла другим.

[826] Весьма позитивный и многообещающий результат, появившийся как проявление истинной природы Человека в условиях максимально несправедливого общественного устройства. Возможно, что только в таких индийских условиях извращённого рабства идеи Корана и бхактов смогли дать творческую духовную динамику, что выразилось в учении сикхов.

[827] Важно, что так сложиться могла лишь система, находящаяся в стороне от крупных цивилизаций, поддерживающих основные религии мира. Индия, находящаяся в кризисе того времени — оказалась плодородной почвой, на которой создалась «снизу» религиозная система превосходящая по своим теоретическим положениям праведность всех остальных.

[828] Иначе говоря, занимался сравнительным богословием.

[829] Этим он показал, что праведность обретается не в отшельничестве, аскезе, монашестве и прочих занятий, оторванных от мира — а благодаря полезному людям труду в миру вместе со всеми.

[830] Имманентность — (от латинского immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному - трансцендентный.

[831] Ясно, что на мировоззрение Нанака оказала решающее влияние культура Корана. Но судя по основным положениям сикхизма, Нанак подошёл к Корану творчески, осмыслив его второй контекст — целеустремлённый в Человечность.

[832] Поэтому в начале религиозного пути для личности Бог предстаёт «не обладающим качествами»: поскольку невозможно человеческим сознанием объять бесконечность. Заметим по случаю: это ощущение невозможности объятия «качеств» Бога у слабых и безвольных людей зачастую приводит к откровенному атеизму и они утверждают, что Бога нет. В действительности в психике таких людей берёт вверх их животная трусость и наследственная эгрегориальная алгоритмика: а трудиться над своей психикой они не в состоянии. Другой крайностью является религиозная имитация связи с Богом, которую предоставляют людям многочисленные религиозные системы.

[833] Это в принципе верно: к праведной религии (связи с Богом) невозможно придти лишь через интеллектуальную и вещественно-культурную (через писания) составляющие. Достичь связи с Богом можно на практике личностных внутренних переживаний, связанных с жизненными обстоятельствами, с интуитивно полученной информацией из сферы духовной культуры.

Этим самым Нанак высказался против догматизации (буквального понимания и бездумного следования) всяких «священных» текстовв том числе и его собственного культурного наследия. Но, как и бывало в истории не раз, его последователи постепенно догматизировали сикхизм, создав на его основе эгрегориальные культы. Основная причина — несоответствие мировоззрения и нравственности последователей тем положениям веры, которые предлагал Нанак, вследствие чего за его словами они создали иную систему образов, на основе которых организовались эгрегориальные культы идеалистического атеизма.

[834] Возможно, что категорическое отрицание возможности осознанного постижения Бога (даже частичного: в отношении полноты постижения можно согласиться) легло в основу перекоса в сторону бессмысленного «слияния», а не размеренного Жизнью понимания. «Слияние» в трансе для индусов было привычным делом, а различить Бога и эгрегоры в бессмысленном «слиянии» невозможно. Для этого нужно всё-таки осознанно анализировать жизненные явления, творчески сопоставляя их с уже известными «качествами» Бога. Но таков уж Восток: чувственное там преобладает над культурой осознанного мышления. Поэтому и культурное наследие на Востоке всё больше — гимны, песни да мантры.

[835] То есть — жить в своей семье.

[836] Всё-таки размышлять нужно (анализировать полученную информацию, нравственно сопоставляя различные её блоки): но в индусском обществе привыкли не размышлять, а ощущать, “видеть” — поэтому, возможно, и понимание слов Нанака дошло до нас как «невозможность постижения Бога».

[837] В сикхизме выделяли пять основных пороков: гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам. Конечно же, общие положения религиозного негатива, сведённые в пять пороков — ограничивали круг творческого познания. Но такова проблема всех учителей-основателей: они могут указать на основные явления и понятия, а задача последователей — расширять их круг в заданном направлении. Если этого не происходит, то слово учителя-основателя становится догмой и «начинает лгать».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.