Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация в экономике 2 страница




Типология гемейншафт – гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

 

Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в том числе процессами межличностных коммуникаций. Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» – все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности – одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук. Объект исследования вынесен здесь вовне познающего сознания. А социолог субъективно включен в мир, который пытается познать объективно.

 

Повседневность – область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, антропологией, философией, культурологией. Современное понимание повседневности основано на идеях феноменологической социологии Шюца, социологии знания (Бергер, Лукман), структурного функционализма (Мертон). В центре внимания исследований повседневности оказывается анализ самоочевидностей сознания, схем типизации объектов социального мира, рутинных форм социальной практики.

 

Концепции детерминизма – концепции, в которых способ организации элементов общества основан на причинно-следственных связях.

Дисфункция – социологическое понятие, означающее некорректное выполнение определённой функции, процесс появления в общественной системе элементов, приводящих к отклонению поведения системы от заданных параметров.

Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок.

Социальной дифференциация – процесс появления в обществе различных профессий, статусов и групп в результате усложнения разделения общественного труда.


Обучающий тест

1. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде, обеспечения материальными благами, − это подсистема …

a) политическая c) культурная

b) нормативно-правовая d) экономическая

 

2. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию выбора политических целей и целедостижения,− это подсистема …

a) культурная c) политическая

b) нормативно-правовая d) экономическая

 

3. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции и пресечения отклонений, − это подсистема …

a) политическая c) нормативно-правовая

b) культурная d) экономическая

 

4. Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию «удержания образца» путем культурных ценностей, − это подсистема…

a) политическая c) культурная

b) нормативно-правовая d) экономическая

 

5. Состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок, называется …

a) реформа c) апатия

b) аномия d) эволюция

 

6. Методологический подход к анализу общества, объясняющий социальные процессы и поведение человека воздействием ценностей, норм, правил называется _______________ детерминизмом

a) географическим c) психологическим

b) культурным d) экономическим

 

7. Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах общества, называется _______________ детерминизмом

a) технологическим c) географическим

b) психологическим d) экономическим

 

 

8. Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется ____________ детерминизмом

a) экономическим c) географическим

b) культурным d) психологическим

 

9. Процесс появления в общественной системе элементов, приводящих к отклонению поведения системы от заданных параметров, называется …

a) диффузией c) дифференциацией

b) дисфункцией d) дисгармонией

 

10. Процесс появления в обществе различных профессий, статусов и групп в результате усложнения разделения общественного труда называется …

a) социальной дифференциацией c) социальной мобильностью

b) социальной стандартизацией d) социальной интеграцией

 

11. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, называется …

a) интеграцией c) целедостижением

b) дезинтеграцией d) изоляцией

 

12. В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …

a) целедостижением c) изоляцией

b) интеграцией d) адаптацией

 

13. В концепции Т. Парсонса процесс определения задач, на которые направляется социальная активность, являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …

a) интеграцией c) целедостижением

b) адаптацией d) изоляцией

 

14. Сколько нужно индивидов, чтобы получить «общество»…

a) три и больше

b) по меньшей мере, нужно двое

c) общество – не сумма индивидов, а система социальных связей и отношений

d) не важно количество индивидов, главное, чтобы индивиды были разумными существами

15. Общество как система характеризуется…

a) иерархичностью c) оседлостью

b) статичностью d) национальными границами

 

16. Понятие «общество» отличается от понятия «общность» (по Ф. Тённису) тем, что…

a) эти понятия синонимичны

b) эти понятия антонимичны

c) в обществе есть взаимодействия, а в общности нет

d) это более широкое понятие

 

17. Согласно феноменологической парадигме в социологии, основу общества образует…

a) «мир оружия» c) «мир науки»

b) «мир повседневности» d) «мир искусства»

 

18. К характеристикам общества как системы НЕ относится…

a) саморегуляция c) разобщенность

b) повторяемость d) устойчивость

 

19. Общество – это…

a) совокупность людей и их мнений по актуальным вопросам

b) универсальная система жизнедеятельности человека

c) универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей

d) совокупность социальных организаций, социальных институтов и социальных субъектов

 

20. Концепции, в которых способ организации элементов общества основан на причинно-следственных связях, называются концепциями…

a) плюрализма c) индивидуализма

b) функционализма d) детерминизма

 

21. Общество как система, воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций, рассматривалось в работах…

a) Н. Лумана c) Дж. Мида

b) Т. Парсонса d) Д. Хоманса

 

22. Базисным элементом регулирования общественной жизни выступают…

a) социальные институты c) социальные движения

b) социальные субъекты d) социальные отношения

 

23. К примерам социальных институтов НЕ относятся…

a) авторитет c) образование

b) семья d) религия

 

24. Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции, называются…

a) социальными институтами c) социальными организациями

b) социальными субъектами d) социальными элементами

 

25. К характеристикам социального института НЕ относится…

a) изменчивость функций c) устойчивость структуры

b) осмысленность взаимосвязей d) интегрированность элементов

 

26. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

a) возникновение общественной потребности

b) возникновение социальных стереотипов

c) государственное регулирование

d) наличие общественного договора

3.2. Типология обществ

Справочная информация

Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся ок. тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение: «Закат Европы» (т. 1-2, 1918-22).

 

ДанилевскийНиколай (1822 – 1885) – рус. социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. В книге «Россия и Европа» (1869) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе и противостоящий культурам Запада. Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции нем. философа культуры Шпенглера. Данилевский также автор трудов «Дарвинизм» (т. 1-2, 1885-1889) и «Сборник политических и экономических статей» (1890).

 

Тойнби Арнольд (1889 – 1975)– англ. историк, философ, общественный деятель. Главный труд – «Исследование истории» – обозрение всемирной истории в форме, по его словам, «культурно-исторической монадологии», т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые он называет «цивилизациями». Согласно Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» – заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство «господствующего меньшинства», его неспособность справиться с обстоятельствами и беспрестанно возникающими новыми проблемами приводит к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) – к окончательной гибели цивилизации.

 

Традиционное общество – общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество – аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

– традиционная экономика

– преобладание аграрного уклада;

– стабильность структуры;

– сословная организация;

– низкая мобильность;

– высокая смертность;

– низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило – по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены – нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

 

Индустриальное о́бщество – тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Термин «И.О.», впервые введенный в научный оборот в 19 в. Сен-Симоном

Индустриальное общество – это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны – разделение труда,широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики – институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.

5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

 

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП.

Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг.

Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет – это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм – это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

– Доиндустриальное – определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры – церковь, армия

– Индустриальное – определяющей являлась промышленность, главные структуры – корпорация, фирма

– Постиндустриальное – определяющим являются теоретические знания, главная структура – университет, как место их производства и накопления

– Д. Белл выделяет три технологических революции:

– изобретение паровой машины в XVIII веке

– научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке

– создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:

– увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

– возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

– нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

– создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

 

Постмодернизм – социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты: М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма]:

1. Агностицизм (истина – это лингвистический феномен, сфера знаний – это языковые игры, истины – общепринятые суждения, а не отражение реальности).

2. Прагматизм (критерий интеллекта – успех, поэтому выражение успеха в современном капиталистическом мире – это богатство).

3. Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).

4. Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

 

Массовое общество (англ. mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфич. черт совр. общества. В области социально-экономической «М. о.» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией обществ. жизни, распространением средств массовой коммуникации и «маисовой культуры».

Империализм – категория социально-исторических наук, характеризующая внутренний экономический уклад наиболее развитых держав и соответствующие ему формы международных экономических и политических отношений. Этап (стадия) империализма выделяется учёными (Дж. Гобсон, В. И. Ленин) применительно к капиталистической формации, когда складывается господство монополий и финансового капитала, происходит экономический раздел мира на сферы интересов международных (транснациональных) корпораций (трестов) и на этой основе разворачивается борьба между ними, в которую включаются и государства.

Конвергенции теория – одна из концепций западного обществоведения, считающая определяющей особенностью современного общественного развития тенденцию к сближению двух социально-политических систем, сглаживанию экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое «смешанное общество». Основные представители: Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген и др.

Обучающий тест

1. К характерным признакам индустриального общества не относится …

a) рыночная экономика c) синкретизм

b) урбанизация d) индивидуализм

 

2. К характерным признакам постиндустриального общества не относится …

a) ручной труд

b) индивидуализм

c) развитие средств массовой коммуникации

d) использование информационных технологий

 

3. Противопоставлял культуру и цивилизацию…

a) Г.Спенсер c) О.Шпенглер

b) Н.Я.Данилевский d) А.Тойнби

 

4. Характерная черта индустриального общества, названная М.Вебером «дух капитализма» проявляется в…

a) рационализации всех сторон общественной жизни

b) укреплении родственных связей

c) усилении личной зависимости

d) укреплении религиозного сознания

 

5. В марксистской концепции развития общества этап капиталистической формации, для которого характерно возникновение монополий, создание финансовой олигархии, называется …

a) империализм c) домонополистический капитализм

b) модернизм d) глобализм

 

6. К характерным признакам индустриального общества относится …

a) медленное развитие техники и технологий

b) концентрация производства и населения

c) преобладание сферы услуг

d) общинная собственность на землю

 

7. К характерным признакам индустриального общества относится…

a) система ценностей, ориентированная на брак и семью

b) система ценностей, ориентированная на саморазвитие

c) система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность

d) система ценностей, ориентированная на накопление сокровищ

 

8. К характерным признакам традиционного общества относится …

a) научно-техническая революция

b) преобладание натурального хозяйства

c) урбанизм

d) массовое потребление

 

9. Характерным признаком традиционного общества является (-ются) …

a) индивидуализм

b) отношения личной зависимости

c) преобладание мелкосерийного производства

d) научно-техническая революция

10. Тип общества, для которого характерны: стандартизация производства, распространение средств массовой информации и массовой культуры, атомизация социальных отношений, называется …

a) тоталитарное c) технотронное общество

b) массовое общество d) традиционное общество

 

11. К характерным признакам постиндустриального общества относится …

a) преобладание в экономике тяжелой промышленности

b) преобладание в экономике сельского хозяйства

c) преобладание сферы услуг в экономике

d) преобладание в экономике легкой промышленности

 

12. К характерным признакам постиндустриального общества относится …

a) развитие тоталитарных институтов

b) деиндивидуализация личности

c) развитие государственной бюрократии

d) индивидуализация производства и потребления

 

13. Отличие индустриального общества от традиционного состоит в том, что …

a) производство ориентировано не на объем, а на качество продукции

b) развивается торговля между городом и деревней

c) господствуют общинные принципы социальной жизни

d) центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия

 

14. Основоположник теории культурно-исторических типов…

a) М.Вебер c) Дж.Вико

b) Н.Я.Данилевский d) О.Шпенглер

 

15. Согласно концепции Г. Ленски, изобретение, которое послужило основой для перехода общества от простого аграрного к сложному аграрному − это…

a) изобретение телефона c) изобретение компьютера

b) изобретение плуга d) изобретение робота

 

16. Основным ресурсом информационного общества является…

a) земля c) материальная собственность

b) административная власть d) знание

 

 

17. Типы обществ «Община» и «Общество» выделял…

a) Г. Тард c) Г.Лебон

b) Э. Дюркгейм d) Ф. Теннис

 

18. «Аномия» в трактовке Э. Дюркгейма…

a) существует постоянно

b) возникает в результате социального кризиса

c) возникает в результате государственного переворота

d) возникает в результате стихийного бедствия

 

19. Типы обществ на основе рабовладельческого, феодального и капиталистического способов производства выделял...

a) Г. Зиммель c) Дж. Гелбрейт

b) Т.Парсонс d) К. Маркс

 

20. В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества…

a) капиталистического и социалистического

b) рабовладельческого и феодального

c) феодального и постиндустриального




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.