Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источник возникновения философии и её предназначение




 

Немецко-польско-русский философ Генрих Егорович Струве (1890г.) в Варшаве издал книгу «Введение в философию», в которой обосновал необходимость формирования в рамках философии новой дисциплины – философии философии (теории философского знания). Её задача - самосознание философии. Она должна дать исходную точку для всякого философствования, для всякого разрешения специальных задач и проблем философии. Идеи этой книги в наши дни приобретают особую остроту и актуальность как для развития философии и научного знания в целом, так и для её усвоения студентами вузов.

Многие видные российские философы возникновение философии не выводят из реальной истории развития материальной и духовной культуры, а просто постулируют, что якобы её источником является мифология, религия и любовь к мудрости 4. П.В. Алексеев и А.В. Панин утверждают: «Философия начала развиваться... в единстве с мифом и религией и с нерасчленённого... представления о мире как одушевлённой системе» 5. Они же, в одном случае, отождествляют философию и мировоззрение (т.е. её сущность и функцию.): «Философия есть мировоззрение...» 6, а в другом – сущность философии выводят из её функции: «Что представляет собой философия? – задают они вопрос, - Для этого сначала следует выяснить, что такое мировоззрение и какова специфика философии как одной из главных форм мировоззрения» 7. При этом акцент делается на индивидуальное, субъективное мировоззрение.

В.А. Канке выделяет три ориентации философии:

1). «Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии;

2). Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии;

3). Практическая ориентация философии. Моральная функция философии». 8

Он же утверждает, что возникновение философии и науки определяется «... воззрениями учёных на природу философии и научной мысли». 9

Но почему автор выделяет только три ориентации философии и какой философии конкретно? У Научной философии подобных ориентаций может быть бесконечное множество. Потому что Научная философия – это целостная система, которая адекватна Миру (Вселенной) в целом. Ещё А.В. Шеллинг правильно утверждал, что философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет. На эту же сущность философии обращал внимание П.Л. Лавров (1823-1900). Философия «есть отождествление мысли, образа и действия». «Философия понятийна только в целом» – правильно утверждал и Ф. Шлегель (1772-1829).

А широко известный западный философ Б. Рассел утверждал, что философия возникла на «ничейной» земле», так как «всё точное знание... принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии» 10. Философия же, якобы, «является чем-то промежуточным между теологией и наукой» 11, что она любовь к мудрости и на её базе, ею же и сформировалась.

Такие представления о философии и истоках её возникновения не адекватны Миру, односторонни, субъективны. Они удобны для противников Научной философии.

Познание первобытными людьми предметов и явлений действительности было непосредственно включено в процесс их повседневной жизнедеятельности и переплеталось с фантастическими и религиозными представлениями. Остатки таких знаний сохранились до сих пор в нашем языке. Так, у нас, как и у первобытного человека, Солнце «ходит», Месяц (Луна) «смотрит» и т.п.

С развитием земледелия, строительством инженерных сооружений, возникновением письменности постепенно формировались люди, которые специализировались на познавательной деятельности. Первыми людьми, профессией которых стала познавательная деятельность, были жрецы. Так возникла, приблизительно в 3-х тысячном году до н.э., наука, которая прошла длительный путь своего развития.

Длительное время наука была эмпирической как по содержанию (знания об отдельных предметах и явлениях), так и по способу их получения, обоснования и использования. Эмпирические знания существовали в рамках мифических и религиозных представлений.

В 7-6 вв. до н.э. эмпирический этап в развитии науки исчерпал свои возможности. Учёные пытаются познать сущность Мира в целом. Происходит процесс дифференциации и интеграции научного знания. Возникает философия.

Таким образом, сама история свидетельствует о том, что источником, причиной возникновения философии является практическая и духовная потребность людей. Учёные от познания отдельных предметов и явлений стали размышлять и сущности Мира (Вселенной) в целом. Философия с самого начала своего возникновения пыталась познать «единое во многом» и «многое в едином». Вместе с тем, она возникла не в стороне от чувственного познания, а на его базе. Исходные начала: земля, огонь, атомы были не выдуманы людьми, а были реальными предметами и явлениями природы, которые нашли адекватное отражение, в своё время, в философии. И цели познания философы тоже ставили реальные. Так, выдающийся мыслитель древней Греции Аристотель считал, что люди начали заниматься философией, «чтобы избавиться от незнания» 12, что «философия называется знанием об истине» 13. Он был согласен со своим учителем Платоном, что «не следует какую-либо другую науку считать более ценной, чем эту» 14. А Платон считал, что «философия – это приобретение знания» 15.

Все последующие выдающиеся мыслители Дж. Бруно, Ф. Бэкон, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Н.Г. Чернышевский, Б. Рассел, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв и др. полностью разделяли названную точку зрения Аристотеля и Платона. «Наука эта (философия – А.П.), - писал, например, Л.Н. Толстой, - ясно ставит вопрос: Что такое Я и весь мир? Зачем Я, и зачем мир? И с тех пор, как она есть, она отвечает всегда одинаково» 16.

Представляет интерес и то, как известный учёный Г.Е. Струве понимал взаимосвязь философии и частных наук. «Философия, - писал он, - по существу своему есть наука общая, всеобъемлющая, универсальная, и этим отличается от всех остальных наук, которые всегда имеют характер специальный, ограниченный исследованием известного точно определённого предмета. И потому, как нельзя требовать от специальных наук, чтобы они, на основании своих специальных исследований образовали общий взгляд на мир, принимали универсальный характер; так, равным образом, нельзя требовать от философии, чтобы она задалась специальными вопросами, не имеющие непосредственной связи с её основной задачей, состоящей в разработке общего мировоззрения» 17.

Не прост и не прямолинеен был путь к такой философии. В следующих вопросах мы остановимся на анализе этого пути.

 

Выводы:

 

1). Философия возникла как закономерное следствие прогрессивного развития материальной и духовной культуры.

2). Источником возникновения философии является сама реальная жизнь, необходимость иметь знания, которые распространяются на все предметы и явления мира. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.