Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система и статус судей




1.

План лекции № 8.

Лекция № 8

Бизнес-администрирование

КУРС ЛЕКЦИЙ

ОСНОВЫ ПРАВА

Для студентов специальности

СУДОУСТРОЙСТВО И ОСУЩЕСТВЛЕНИИЕ ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

Курс лекций разработан преподавателем кафедры бизнес-администрирования ПОПОВЫМ А.А..

Рассмотрен и рекомендован к изданию (использованию) в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ кафедрой бизнес-администрирования (протокол № 1 от 1.09.2009), НМС (протокол № 1 от 09.09.2009).

 

 

 

1. Судебная система и статус судей.

2. Осуществление правосудия в судах Республики Беларусь.

 

 

 

В соответствии со ст. 6 Конституции РБ, закрепившей принцип разделения властей, одну из ветвей государственной власти образует власть судебная, действующая самостоятельно, наряду с властью законодательной и исполнительной.

Органам судебной власти принадлежит исключительное - право осуществления правосудия.

В РБ правосудие осуществляется только судом.

Правосудие - это осуществляемая в установленном законом особом процессуальном порядке деятельность суда по разбирательству в судебных заседаниях при участии сторон гражданских, уголовных и административных дел и их справедливому разрешению на основе закона, направленная на защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от правонарушений, укрепление законности и правопорядка.

Для справедливого правосудия органы судебной власти имеют соответствующие организационные и правовые отличительные признаки:

I) исключительность судебной власти (только суду предоставлено право осуществлять правосудие по гражданскими и уголовным делам);

2) самостоятельность судебной власти (состоит в организационном отделении от других органов власти и функционирование судебной системы по своим, присущим ей правилам;

3) независимость (ст-110 Конституции РБ «суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность рудей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону);

4) подзаконность судебной власти, означающая:

а) осуществляется способом, указанном в законе;

б) решения на основе закона);

5) полнота судебной власти (она распространяется на всю территорию государства, и на всех его граждан, решения судебной власти не требуют чьих-либо утверждений);

6) осуществление судебной власти в особой процессуальной - форме, (которая создает правовые гарантии защиты личности).

Суд в правовом государстве решает специфические задачи:

1) осуществляет правосудие;

2) разрешает споры и конфликты, связанные с исполнением законов.

Судебная власть - система независимых государственных органов (судов), призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать правовые споры и конфликты.

Назначение судебной власти -быть гарантом: прав и свобод личности; справедливости; демократии; законности; гражданского мира и согласия.

Судебная система - закрепленная в Конституции РБ совокупность связанных между собой судов, организованных и действующих с учетом административно-территориального устройства Республики Беларусь.

Задачи судов (ст. 3 Закона):

Суды в Республике Беларусь призваны защищать от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Судебную систему Республики Беларусь составляют: Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска, а также специализированные суды, образуемые в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Образование чрезвычайных судов в Республике Беларусь запрещается (ст. 17 Закона)

Ст.109 Конституции РБ устанавливает построение системы судов на принципах территориальности и специализации.

По принципу специализации суды делятся на:

1. Конституционный суд.

2. суды общей компетенции (возглавляет Верховный Суд РБ);

3. хозяйственные суды (возглавляет ВХС РБ);

4. специализированные.

Единство судебной системы обеспечивается:

Ø установлением судебной системы на основе Конституции Республики Беларусь;

Ø признания обязательности исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений;

Ø закреплением единства статуса судей;

Ø финансированием судов из республиканского бюджета.

Конституционный суд РБ осуществляет контроль за конституционностью (соответствием Конституции РБ) законов РБ, декретов, указов Президента РБ, других нормативные правовых актов государства, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ.

Конституционный суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень (ст.116 Конституции РБ):

а) 6 судей назначаются Президентом РБ;

б) 6 судей избираются Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета республики. Срок полномочий членов КС - II лет. Предельный возраст членов КС - 70 лет. Конституционный суд приступает к работе и правомочен принимать решения при наличии в его составе не менее 8 судей.

Право обращаться в Конституционный суд имеют:

1) Президент РБ;

2) Палата представителей;

3) Совет республики;

4) ВС РБ;

5) ВХС РБ;

6) Совет министров РБ;

Конституционный суд действует на основе Закона РБ "О Конституционном суде РБ".

Хозяйственный суд - орган, осуществляющий в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений между предприятиями, учреждениями; организациями независимо от форм собственности и видов хозяйственной деятельности.

Систему хозяйственных судов составляют:

Ø Высший хозяйственный суд Республики Беларусь;

Ø хозяйственные суды областей и города Минска;

Ø Специализированные хозяйственные суды (могут создаваться суды: – по банкротству, земельные, налоговые и.др.).

Задачи хозяйственного суда:

1) обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций независимо от форм собственности;

2) содействие правовыми средствами соблюдению законодатель­ства в области экономических отношений;

3) обеспечение единообразного и правильного применения за­конодательства при разрешении хозяйственных споров;

4) предупреждение нарушений законности в экономических от­ношениях и договорных обязательствах;

5) подготовка предложений о совершенствовании хозяйственного законодательства.

Суды общей компетенции являются самыми многочисленными и рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела.

В основу судебной системы наложено деление ее на звенья.

Звено - совокупность однотипных равнозначных территориальных судов, обладающих одинаковыми полномочиями.

Судебная система судов общей компетенции РБ имеет 3-х звенную систему:

1) районные (городские суды);

2) областные и Минский городской суд;

3) Верховный суд;

Могут также создаваться и специализированные суды в системе общих судов: по делам несовершеннолетних, по семейным делам, по административным делам и др.

Звенья не подчинены друг другу, но взаимосвязаны через судебные полномочия (компетенцию).

В зависимости от компетенции судов различают судебные инстанции:

1) первая инстанция (относятся все суды - рассматривают дела по существу, с вынесением решения);

2) вторая инстанция (все суды, кроме I звена) проверяют законность и обоснованность приговоров и решений, не вступивших в законную силу (7 дней для уголовных дел, 10 дней - для гражданских) по кассационным жалобам граждан либо протестам прокурора.

Кассационный суд своим определением может:

1) оставить приговор или решение в силе;

2) частично изменить его;

3) отменить с направлением на новое рассмотрение в ином составе суда.

Кассационная инстанция не вправе усугублять положение подсудимого, если при этом не будет жалобы потерпевшего или протеста прокурора на приговор за мягкостью наказания;

Третья инстанция (надзорная) (все суды, кроме 1-го звена), проверяет законность и обоснованность приговоров и решений, когда последние вступают в законную силу.

Верховному Суду РБ по I инстанции подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принимаемые им к своему производству по собственной инициативе. Областному, Минскому городскому суду по I инстанции подсудны дела о преступлениях определенных в УК РБ.

Все остальные дела подсудны I звену. Вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда I инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду.

Дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе деятель­ности которого совершено преступление (ст.36 УПК РБ).

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы (рассматривает свыше 95% дел).

Его состав:

1) председатель;

2) зам. председателя;

3) судьи;

4) судебные заседатели на 5 лет (2 года);

Областной суд - второе звено судебной системы, выполняет все три судебные функции.

Состав:

1) председатель;

2) замы, председателя;

3) председатели судебных коллегий;

4) судьи.

Действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь при областном суде по представлению Министра юстиции и Председателя Верховного суда могут создаваться: кассационная коллегия, апелляционная коллегия и иные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Президиум областного суда:

1) председатель суда;

2) замы председателя;

3) члены суда (2-3 члена);

Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Заседания не реже 2 раз в месяц. Постановление принимается открытым голосованием большинством голосов.

Коллегии назначаются из числа судей. Судья коллегии по уголовным делам рассматривает дела по I инстанции. Судебные коллегии рассматривают дела по П инстанции.

Верховный Суд РБ является высшим судебным органом судов общей компетенции РБ, на который возложен надзор за их судебной деятельностью.

Верховный суд:

1) может изменить любое судебное решение любого нижестоящего суда, если оно незаконно и необоснованно;

2) дает разъяснения по вопросам применения законодательства РБ.

Состав:

1) председатель ВС;

2) замы председателя;

3) члены суда;

4) народные заседатели.

Действует в составе:

Ø Пленума Верховного суда;

Ø Президиума Верховного суда (рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела);

судебной коллегии по гражданским делам;

Ø судебной коллегии по уголовным делам (судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора, и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в кассационном и апелляционном порядке).

Ø судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь (рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам);

Ø военной коллегии Верховного Суда.

Судебные коллегии возглавляют Председатели судебных коллегий – заместители Председателя Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь, по представлению председателя Верховного Суда могут создаваться: кассационная, апелляционная и иные специализированные коллегии.

Количественный состав Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь, по представлению Председателя Верховного Суда.

Решения (приговоры и постановления) коллегий ВС РБ кассационному обжалованию не подлежат, а могут лишь быть проверены в порядке судебного надзора.

Для рассмотрения материалов судебной практики, разрешения споров и толкования судам разъяснений по применению законодательства могут проводиться совместные заседания пленумов Верховного и Высшего хозяйственного судов Республики Беларусь.

 

Военные суды - органы судебной власти в Вооруженных Силах, действующие под надзором ВС и входящие в систему судов общей компетенции Республики Беларусь.

 

Судьей может быть гражданин РБ достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы на юридических должностях не менее 2-х лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того,

- судьи областных и Минского городского суда, стаж работы в качестве судьи не менее 3-х лет;

- судьи ВС РБ стаж работы в качестве судьи не менее 8 лет.

Председателей ВС РБ; ВХС РБ; КС РБ назначает Президент РБ с согласия Совета Республики.

Президент РБ назначает всех судей РБ.

Статус судей РБ определен Законом РБ "О судоустройстве и статусе судей". Этот закон определяет основные полномочия судей и устанавливает гарантии их беспрепятственного и эффективного осуществления.

Судья должен:

1) неуклонно выполнять Конституцию РБ;

2) быть справедливым и беспристрастным;

3) избегать всего, что принижает авторитет судебной власти.

Судья не может заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме научной и педагогической.

Закон предусматривает гарантии независимости судей:

1) несменяемость судьи - не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия; полномочия не могут быть прекращены иначе, чем в порядке, устанавливаемом законом;

2) недопустимость вмешательства в деятельность судей;

3) неприкосновенность судей.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголовным делам.

В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или дачи согласия на заключение под стражу одновременно принимается решение о приостановлении его полномочий.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

Статья 67 Закона определяет права судей.

Судьи имеют властные полномочия, необходимые для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законами Республики Беларусь.

Судья имеет право:

требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;

вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения и организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;

запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Неисполнение требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

А Статья 68 Закона определяет обязанности судей.

Судьи при осуществлении правосудия обязаны точно исполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судьи освобождаются от исполнения обязанностей:

- по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

- в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу;

- по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

- по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

- по собственному желанию;

- в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Жизнь и здоровье судей подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета на сумму пятнадцатилетней заработной платы судьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.