Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность общественной жизни людей




Тема 8. ОБЩЕСТВО И ЕГО ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

План:

1. Сущность общественной жизни людей.

2. Основные компоненты общественной жизни людей и их особенности.

 

В жизни мы встречаемся со многими формами существования людей в обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество, политическая партия, религиозная община, нация, государство и т. д. Мы отличаем эти формы общественной жизни людей друг от друга по многим основаниям, в том числе по условиям и способам функционирования и развития определенного тина их бытия в обществе: капиталистического или социалистического, демократического или тоталитарного, индустриального или постиндустриального (технотронного). Правда, порой бывает нелегко разобраться в различных общественных учреждениях и институтах разных стран и народов. Еще сложнее бывает определить наиболее оптимальные пути и способы развития общества, в котором мы живем сами. Поэтому совсем не случайно перед каждым, кто размышляет о судьбах человечества, о реальных условиях своей собственной и других людей жизнедеятельности, встают далеко не простые вопросы: что такое общество, в чем сущность его бытия, как развивается общественная жизнь? Эти вопросы постоянно ставит перед собой и философия, пытаясь выяснить закономерности бытия общества и его различных конкретных образований. Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в их развитии, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое другое. Отвечая на все эти предельно общие вопросы, мы тем самым осмысливаем, исследуем общество философски. А это значит, что мы стремимся взглянуть на общество как бы со стороны, пытаясь понять, что же такое реальный процесс общественной жизни люден.

Дать какое-либо одно определение общества, в котором бы нашли свое полное отражение все аспекты его существования и развития, вряд ли возможно. Однако нельзя обойтись и без определения, так как сначала надо знать, что такое общество, чтобы можно было понять те изменения, которые в нем происходят. Вот почему важно прежде всего обратить внимание на то, что какое бы общество мы не рассматривали, оно не может быть механической суммой, простой совокупностью составляющих его людей. Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, так или иначе организованные определенной совместной деятельностью и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Именно поэтому любое общество — это продукт взаимодействия людей, оно существует там и тогда, когда есть взаимопереплетение отношений людей. Иными слонами, сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.

Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения. Все, что есть в обществе - производство, культура, политика, управление, мораль и т. д,— результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Ведь каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого. Благодаря этому создается связь, преемственность в деятельности разных поколений людей, имеет место история их общественной жизни.

Осмысливая исторический процесс общественной жизни, философы постоянно задаются вопросом: что же лежит в ее основе, что предопределяет все видоизменения и преобразования общества? В философии существуют разные ответы на этот вопрос. Соответственно этому можно выделить по крайней мере четыре разных подхода к определению основы бытия общества, его истории. Одним из таких подходов является натурализм- (от лат. природный, естественный). Эту теорию еще часто называют в философии географическим и биологическим направлением анализа общественного развития. Согласно ему развитие общества определяется природными условиями (климатом, ландшафтом, плодородием почвы, состоянием флоры и фауны, богатством минеральных ресурсов, биологическими и расовыми особенностями людей, их численностью и т. п.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье. И. И. Мечников_и др.) природная среда диктует установление того или иного политического строя (монархия или республика), объясняет характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов. К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которыми политика государства всецело ставится в зависимость от его «жизненного пространства» — территории, местоположения. В русле такой политики официально заявляются претензии на необходимость перекройки государственных границ, осуществляется захват чужих территории.

Ни в коей мере не умаляя роль природных условий в развитии общественной жизни, все же думается, нельзя и абсолютизировать их. Несомненно, что природа и общество—это единое и неразрывное целое. Общество существует, не где-нибудь, а в природе, да и природа приспосабливается к запросам людей и используется ими в общественной жизни. Однако многое определяется не тем, какие ресурсы есть в стране и насколько богата она ими, а как люди осуществляют свою деятельность с тем, чтобы использовать их во благо своего дальнейшего развития.

Другой подход определяет основы общественной жизни в истории выдвигает идеалистическое учение, которое строится на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Считается, что в основе любых действии людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Так, например, Гегель полагал, что источник развития общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей. Люди в своих действиях, как куклы в театре марионеток, связаны многочисленными нитями с творцом—духом, направляющим и определяющим их деяния.

В поисках первоосновы общественной жизни идеализм исходит, как правило, из чрезмерного преувеличения роли выдающихся личностей в истории. В этом случае причина исторического процесса, всех его зигзагов всецело объясняется волей и желанием отдельных политических и военных деятелей, коронованных особ, ученых.

Размышляя по поводу идеалистического понимания истории, нельзя не обратить внимание, на то, что оно связано с предельной абсолютизацией роли в жизни людей: их мыслей, чувств, мнений, идей, сознания в целом. Оправдано ли это? На первый взгляд, действительно, люди вступают в сознательную жизнь уже на основе определенных сложившихся знаний, идей и мыслей о ней. И совсем не случайно может казаться, что знания, идеи, доставшиеся нам от предшествующих поколений, направляют наши действия, определяют наши цели и поступки. Вопрос о том, чье это сознание. — Бога, абсолюта, отдельного человека, группы людей или всего общества—в данном случае не имеет принципиального значения. Ибо при таком понимании и объяснении развития общественной жизни мы ищем основания в сознании и только в нем, полагая, что стоит только изменить сознание (дать некое новое знание, поставить другую цель, поменять установку), и все в жизни изменится так, как мы того хотим.

Противоположной идеалистической является материалистическая теория общественной жизни. Основным в ней является то, что источник развития общества ее сторонники усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства. Объясняется это довольно просто: прежде чем заниматься политикой, искусством, наукой—людям надо есть, пить, одеваться, а следовательно, производить материальные блага. В соответствии с этим доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (отношениями собственности, распределения, обмена, потребления)-такую позицию защищают марксисты; либо изменениями техники хозяйственной деятельности людей—такую позицию отстаивают Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др., выдвинувшие теории индустриального и постиндустриального обществ.

Таким образом, материалистическая теория общественной жизни в объяснении исторического процесса как бы выносит за скобки сознание людей, рассматривает его вторичным, производным от экономической или технологической сферы общественной жизни.

Абсолютизация, чрезмерное преувеличение роли экономики, техники или технологии в развитии общественной жизни ведет к экономическому, техническому или технологическому детерминизму— преувеличению роли в жизни людей материального фактора. Конечно же, развитие техники и технологии объясняет многое, однако только из их анализа сложно вывести развитие творчества людей, научной и художественной их деятельности. Точно также нельзя, исходя только из идеальных побудительских мотивов сознания людей, (скажем, их злонамеренности), объяснить различные конфликты, социальные реформы, политические преобразования. Все это побуждает отойти от какой-либо одной жесткой линии (материалистической или идеалистической) в определении первоосновы общественной жизни.

В настоящее время вновь становится популярной теория, на основе которой история рассматривается как переплетение самых различных взаимодействующих факторов, один из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития. По мнению философов, придерживающихся этой точки зрения, в каждой конкретной ситуации действует свой решающий фактор. Этим фактором может быть и экономика, и мораль, и право, и религия, и вообще любой вид деятельности людей. Этот фактор не является неизменным, он не ограничен рамками отдельного события и тем более всего исторического процесса. Это учение расходится с представлениями о существовании некоторого единого основания или «двигателя» истории. Однако данное учение о конкретных исследованиях определенной ситуации может склоняться либо к материализму, либо к идеализму, поскольку все факторы не могут быть одновременно равноценными в определении развития исторического процесса или конкретной ситуации общественной жизни.

Сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимозависимость и взаимообусловленность. В философском изучении общественной жизни все представляется важным: и экономика, и политика, и быт, и наука, и искусство, и познание, ибо все это стороны реального процесса жизнедеятельности люден, их бытия в обществе. Поэтому нельзя игнорировать или умалять роль чего-либо в реальном процессе жизнедеятельности людей, если оно имеет место в обществе, в его развитии.

Общество не является застывшим, неизменным, раз и навсегда данным. Многообразное и многоликое, оно постоянно находится в изменении и развитии. Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является их общественно-историческая практика, основу которой составляет деятельность людей. В ходе общественно-исторической практики осуществляется не только активное преобразование природных и социальных условии жизни людей, но и их самих. Общественно-историческая практика людей развивается на основе опыта всего человечества. Именно поэтому современная практика—это результат всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе различных видов их деятельности.

Всякая деятельность людей, как специфическая человеческая форма их активного отношения к окружающему миру, направляется определенной целью. Выращиваем ли мы цветы, делаем ли станки, учимся, играем, общаемся друг с другом—везде и всюду есть цель. И пускай не всегда эта цель может быть отчетливо выражена, она тем не менее имеет место. Деятельности, ни на что не направленной и никакой целью не обусловленной, не может быть.

Цель—это как бы идеальный проект деятельности, мысленное предвосхищение ее результата. Она вытекает из объективных условий и предполагает наличие этих условий. Именно поэту люди, как правило, стараются ставить, перед собой лишь те цели, которые, они могут достичь, и с учетом наличия тех средств осуществления деятельности, которыми они располагают.

Что же побуждает людей к целесообразной деятельности?

Любая цель отражает объективную потребность людей. Потребность—это, как писал Гегель, полагание отсутствующего необходимым. Другими словами, потребность—это реальная нужда человека в чем-либо, это то, что ему необходимо. Именно поэтому потребность и выступает внутренним побудителем деятельности людей, источником их поведения и мышления. Конечно, не всегда человек может осознавать свои потребности. Порой он действует по принципу: хочу то, не знаю что, но тем не менее какая-то потребность все равно заставляет его вести поиск того, что он хочет.

Человеческие потребности динамичны. Как только удовлетворяется какая-либо потребность, так ее место занимает другая (зачастую уже более высокого уровня потребность). Ведь человек, как правило, не удовлетворяется чем-либо однажды найденным. Он стремится не просто закрепить, но и совершенствовать достигнутое. Потребности людей, так же как и цели деятельности, исходят из условий жизни, из реальных отношений общества, отражая его уровень развития, и, соответственно, его возможности.

Человеческие потребности многообразны, как многообразны условия и обстоятельства, в которых осуществляется жизнедеятельность людей. Американский ученый А. Маслоу считает, что всем людям свойственна некоторая система базовых (основных) потребностей. К их числу он относит все физиологические потребности (еда, сон и т. п.); потребность в безопасности (спокойствие, защита от зла, гарантии удовлетворения физиологических потребностей); потребность в общении и принадлежности к социальной группе; потребность в уважении (положительной оценке окружающих людей); потребность в реализации заложенного в человеке стремления к справедливости, к добру, истине, красоте, совершенству и т. п.

Люди всегда живут и взаимодействуют с другими людьми. Поэтому человек может и должен приспосабливаться к складывающимся условиям жизни, к общественным и межличностным отношениям. Характер этих отношений во многом зависит от структуры потребностей человека и от выбора средств и способов их удовлетворения.

Действия людей вытекают не только из их потребностей, но и интересов. Интерес занимает важное место в деятельности людей, он объединяет и, заставляя действовать целеустремленно, максимально используя при этом все наличные возможности. Интерес—это такая особенная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественное значение, притягательность. В силу этого интерес и становится значимым смыслом всех действии людей. Как правило, на предмете интереса сосредоточено, сконцентрировано внимание людей, а поэтому он выступает как определенная направленность внимания или действий людей. По образному выражению К. Маркса, интерес «предприимчив», он «подслушивает», «высматривает», «выслушивает»—именно поэтому он и является побудительной силой деятельности людей. Интересы бывают индивидуальными и групповыми, государственными и партийными, экономическими и политическими, духовными и материальными. Кроме того, интересы могут различаться в зависимости от возможностей их осуществления: реальные и нереальные,- мнимые и действительные, а также в зависимости от отношения к общественному развитию: прогрессивные, консервативные, реакционные. Стремясь удовлетворить свои интересы, люди изменяют условия своей жизнедеятельности, а вместе с этим развивают и свое общественное бытие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.