Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучные данные о мозге, разуме, сознании




 

Современные специалисты, изучающие сознание, активно используют данные, полученные экспериментальным путем учеными разного профиля - физиками, химиками, медиками, биологами, психиатрами, нейрофизиологами, психологами. Современная наука уже многое знает о сознании, и эти научные знания помогают понять всю сложность проблемы становления и развития сознания как отдельного индивида, так и всего рода человеческого.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания.

Основные действующие элементы нервной системы человека - это отдельные нервные клетки (нейроны), которые сильно отличаются от других клеток тела по своему строению, связям с другими клетками и по особенностям работы. Нейрофизиологи считают, что основные схемы проводящих путей мозга генетически запрограммированы, однако они могут существенно меняться в результате своей активности. Главная задача мозга и всей нервной системы человека— приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями.

По мнению современных специалистов головной мозг человека состоит из 40—50 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения (синапсы) осуществляют передачу и, видимо, переработку информации. Поверхностная часть головного мозга—серое вещество или кора головного мозга—состоит из тел нервных клеток и имеет глубину 2—6 мм. Под корой расположено белое вещество, состоящее из отростков нейронов - аксонов и дендритов. Если аксон передает информацию от одного нейрона к другому, то дендрит имеет входные синапсы, идущие от аксонов других нервных клеток. Особенностью головного мозга человека является его сложная поверхность, называемая мозговыми извилинами. Благодаря такому сложному строению полная поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет три функциональных блока. Первый из них обеспечивает тонус коры, ее нормальную (с точки зрения физиологии) жизнедеятельность. Второй блок является главным аппаратом познавательных процессов: он обеспечивает прием, переработку и хранение информации. В задачи третьего блока входит программирование поведения человека, его регуляция и контроль за всеми поступками и действиями. Все эти блоки работают в неразрывном единстве друг с другом. В задачи мозга входит оптимальное обеспечение целого ряда сложных процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой. Это прежде всего гомеостаз, т. е. поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма (дыхание, кровообращение, терморегуляция, пищеварение, сон или бодроствование и др.). Важную роль в жизни любого человека играют эмоции, через которые, проявляют себя тревога, боль, стресс, болезнь, удовольствие, радость, т. е. все положительные и отрицательные реакции человека. И это— тоже задача мозга. Сознание предполагает учение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импринтинга) и одновременно формируют как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности.

Все названые составляющие сознания формируют интеллект личности, который зависит как от генетических особенностей, так и от избранной человеком направленности своей жизнедеятельности.

По мнению ученых интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, самоупотребления. Чем больше потребляем мы разум, мышление, тем больше мы его развиваем.

Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, в первую очередь, отмирают те из них, которые не используются в осуществлении тех или иных психических процессов. Процесс отмирании не оказывает никакого воздействия на общее состояние сознания, т. к. по мнению ученых человек имеет доступ примерно лишь к 4% своих нейронов. Остальные нервные клетки, не использованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для жизнедеятельности человека реакции взаимодействия с миром.

Исследования, проводимые учеными, подтверждают общий вывод: наш мозг хранит намного больше информации, чем мы того хотим или в том нуждаемся. Однако, доступ к этой информации и ее извлечение из памяти — непростое дело и психологи могут дать лишь самые общие советы тому, кто хочет научиться более продуктивно использовать свои способности.

В мозгу постоянно осуществляются процессы отбора необходимей и значимой для жизни человека информации. Процесс запоминания и забывания имеют ярко выраженный индивидуальный избирательный характер, они связаны с состоянием психики человека. Эмоции и чувства способствуют или, наоборот, препятствуют запоминанию, а в некоторых случаях, при сильных отрицательных эмоциях происходит процесс вытеснения, и человек напрочь забывает те причины и обстоятельства, которые вызвали у него такую резкую негативную реакцию.

Происходит это потому, что мыслит не мозг сам по себе, а человек при помощи мозга. И содержание его мышления определяет предметная деятельность самого человека, живущего в определенных социально-экономических и культурных условиях того или иного общества. Поэтому никакая степень точности научного эксперимента не в состоянии раскрыть нам ни содержание мышления, ни его логику. Изученные физиологами шесть ритмов мозга могут сообщить самые общие сведения о физиологических процессах, происходящих в мозгу. Нейрофизиологи могут дать очень точную информацию о морфологии (форме строения) той или иной части головного мозга. Однако содержание мыслительной деятельности человека становится достоянием других людей только в результате теоретической или практической деятельности субъекта, будучи «опредмечено» или «овеществлено» им самим.

Мозг не источник, а орган сознания, поэтому первопричина функционирования сознания находится вне мозга—в объективном мире, в общественно-исторической практике человечества, в личном образе и стиле жизни человека.

Факт рождения человека — это только факт рождения природного (биологического) существа, которое становится социальным, только в процессе овладения речью и (на ее основе) абстрактным мышлением. Только находясь в обществе и осваивая его культуру, человек осваивает законы человеческой мыслительной деятельности, а на этой основе развивает и свою истинную человеческую природу, свои способности и задатки.

Разум человека всегда развивался соответственно тому, как человек учился изменять природу, общественные отношении и собственную жизнь. Под влиянием особенностей социального бытия людей развиваются и изменяются анализаторы, связывающие человека с миром—зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Социальная практика влияет и на все психические процессы, происходящие в мозгу человека. Мышление или умственная деятельность иногда осознается, но чаще всего протекает бессознательно. Однако ученые считают, что деятельность, и функции мозга шире понятия сознания. Все психические процессы являются продуктом деятельности мозга. Это—процессы ощущения, движения, адаптации, познания, проявления эмоций; мышление, внимание, память и, наконец, само активное сознание, т. е. осознание нашей собственной умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные, однако сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможно лишь на основе языка. Именно язык является тем основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт. Таким образом, благодаря интегративиым способностям высшего порядка становится возможным мышление и сознание. Поэтому сознание (в другой терминологии абстрактное мышлени е) непосредственно зависит от языка. Недаром великий немецкий ученый В. Гумбольдт говорил, что «мы мыслим так, как говорим, но и говорим так, как мыслим».

Исследуя мозг, ученые обнаружили, что у подавляющего большинства людей левое полушарие мозга «отвечает» за язык и речь и контролирует их. Правое полушарие ответственно за образное мышление, за восприятие пространственных отношении. При этом у каждого конкретного человека доминирующим является либо одно, либо другое полушарие мозга.

В связи с этим люди и отличаются друг от друга либо склонностью к абстрактному мышлению (и к точным наукам), либо склонностью к образному мышлению (к гуманитарным наукам и искусству). Примечательным является то обстоятельство, что большинство «левшей» (людей с развитым правым полушарием мозга) проявляют художественные наклонности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.