Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы и категории диалектики




 

Ядром диалектики обычно называют закон взаимодействия (единства и борьбы) противоположностей. И это не случайно, Дело в том, что именно этот закон показывает источник саморазвития, самодвижения материального мира. («Развитие есть борьба» противоположностей»). Кроме того, закон взаимодействия противоположностей — это особая форма всеобщности развития, поскольку его действие пронизывает все другие законы диалектики.

Рассматривая сущность развития, нельзя не обратить внимание на то, что всем вещам и процессам присущи как тождество. Так и различие. Тождество—этой такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется совпадением друг с другом всех их сторон (сил, свойств, тенденций). Тождество как бы указывает на неизменяемость вещи (процесса) в течение определенного времени и на неразличимость данной конкретной вещи (процесса) среди других вещей и процессов. 'Так например, солнечная система—система тел, в центре которых находится солнце. При всех изменениях, которых в ней непрестанно происходят, она остается тождественной самой себе, т. е. солнечной, а не какой-нибудь другой, системой. В то же время, в масштабах вселенной наша солнечная система неотличима от множества других («не наших») «солнечных» систем. И в этом заключается их взаимное тождество.

Очевидно, что полного, абсолютного, тождества в природе не существует ибо нельзя найти даже двух листьев на дереве, совпадающих друг с другом хотя бы по форме. Нет, не было, не могло быть не только двух гениальных поэтов А. С. Пушкиных, двух гениальных композиторов П. И. Чайковских или двух выдающихся художников И. А. Репиных, но и двух бесталанных людей в тождественных «экземплярах». Любая стандартная деталь нетождественна другой такой же детали, копия чего-либо не сможет воспроизвести абсолютно одинаково оригинал. Имении поэтому можно сказать, что всякая вещь тождественна самой себе, находится в отношении тождества с другими, и одновременно она не тождественна самой себе и нетождественна другим вещам. Так мы приходим к пониманию различия.

Различие —это такой вид отношения вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется несовпадением друг с другом сторон (сил, свойств, тенденций) этого отношения. Везде, во всем, всегда можно обнаружить различия— несовпадения в чем-либо. Они могут быть существенными и несущественными, главными и неглавными. Любое тождество вещи к себе самой (некоторая временная устойчивость со состоянии, позволяющая быть этой вещи тем, что она есть) уже предполагает различие: постоянное накопление таких свойств, которые изменяют ее качественное состояние, намечают переход в что-либо другое. Соответственно, поэтому можно говорить об одновременном существовании тождества и различия, их противоречивом единстве.

Усиление различия между существенными сторонами объекта (или разными объектами) приводит к появлению противоположностей.

Противоположность —существенная форма различия, при которой какие-либо признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, в одно и то же время и предполагают, и исключают существование друг друга. Можно назвать множество самых различных противоположностей: северный и южный полюса магнита, центробежная и центростремительная силы, ассоциация и диссоциация, ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, нервные процессы возбуждения и торможения, добро и зло, прекрасное и безобразное и т. п.

Все противоположности находятся в единстве, ибо без единства каких-то определенных для каждого объекта противоположностей не может существовать ни один предмет, ни одно явление. Единство противоположностей, их взаимосвязь выражается в противоречии.

Противоречие —это существование и взаимодействие противоположностей, взятых в одно и то же время, в одном и том же отношении. В этой связи подчеркнем, что не всякие противоположности, находящиеся в единстве (например, верх—низ), составляют противоречие. Для того, чтобы противоположности образовали противоречие, они должны взаимодействовать (проникать и отрицать друг друга). Вот почему в противоречиях следует видеть не только единство, но и борьбу. Единство является основанием борьбы, поэтому без него не может быть борьбы. А без борьбы противоположностей нет развития. Именно поэтому противоречие выступает источником (импульсом) всякого развития.

Важно отличать диалектическое противоречие от абсурда—смысловой несовместимости понятий в рамках суждений и умозаключений. Единство диалектических противоположностей и абсурд—две вещи несовместные.

В развитии противоречий можно выделить следующие фазы или состояния: гармонию, дисгармонию, конфликт.

Состояние гармонии отнюдь не означает, что в данном случае имеет место полное отсутствие каких-либо различий, противоположностей. Уже Гераклит учил, что гармония состоит из противоположностей: дугообразные концы лука стремятся разогнуться, но тетива стягивает их, и эта взаимная сопряженность образует высшее единство. Понятно, что в состоянии гармонии каждая из разнонаправленных противоположностей содействует наиболее полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. При гармоническом развитии единство системы непрерывно укрепляется, ибо возрастают устойчивость, динамизм, надежность ее взаимоотношений с другими системами.

Дисгармония связана с нарушением равновесия существования и взаимодействия противоположностей, что приводит к тому, что какая-либо сторона начинает развиваться за счет другой. Дисгармония — это такая фаза в развитии, которая характеризуется усилением усилением разнонаправленности и взаимоотрицания противоположностей.

Конфликт —это уже такая фаза развития противоречия, когда разнонаправленность и взаимоотрицание противоположностей достигает предела, т. е. такого состояния, когда ставится вопрос о самом существовании и дальнейшем развитии системы.

Следовательно, противоречие есть процесс, поскольку состояние составляющих его противоположностей, да и самого противоречия, не остается неизменным, а непрерывно меняется. Сами по себе противоречия еще не ведут к переходу к новому качеству, развитию. Развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление (разрешение). Противоречия и их разрешения выступают источником развития, но на равных этапах по-разному. Так, скажем, и в начальных этапах противоречие и его преодоление играет роль стимула к развитию. На определенной ступени зрелости роль противоречия состоит в том, что они настоятельно требуют своего разрешения, и их разрешение выступает как импульс развития системы.

Разрешение противоречий подготавливается всей предыдущей историей их становления и нарастания. И не всегда, конечно, противоречия реальной жизни преодолеваются. Однако сказать, что есть какие-то противоречия, которые являются принципиально неразрешимыми, было бы неправильно. Принципиально неразрешимых противоречий нет и быть не может.

Существуют разные способы разрешения противоречий. Так, например, может иметь место разрешение противоречия, когда одна из противоположностей уничтожает другую, одерживает победу над другой противоположностью. Например, здоровье побеждает болезнь, старая норма поведения преодолевается новой и т. д. Может иметь место частичное разрешение противоречия, когда на основе борьбы противоположностей воспроизводится то же самое противоречие (т. е. сохраняются те же противоположности), по уже на другой базе своего развития, противоречие, которое связано с иной интенсивностью противоборствующих сторон. Примером тому может служить противоречие между производством и потреблением. То же и с процессами ассимиляции и диссимиляции, происходящими в живом организме. Но может иметь место и полное разрешение противоречия, если конкретные противоположности, образующие данное противоречие, уже не воспроизводятся после его разрешения, а уничтожаются и появляется новое единство новых противоположностей. Любое разрушение старой системы, замена ее новой — пример такого рода разрешения противоречий. И, наконец, есть еще одни способ разрешения противоречии. Это способ соединения противоположностей, т. е. иными словами, это способ, когда осуществляется переход противоположностей друг в друга, в более высокие формы. В этом случае речь не идет о том, что на основе взаимопроникновения сторон, например, согласия, примирения, исчезают противоположности, а следовательно, и противоречие. Как в свое время сказал Гете: «Согласье противоречий для головы моей овечьей, ну прямо муть!» Нет, не об этом идет речь. Взаимопроникновение сторон, переход противоположностей имеет тот смысл, что может измениться положение каждой из них в системе взаимодействия друг с другом, появляется возможность временного объединения «союза» в чем-либо в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности). Взаимопроникновение противоположностей может еще иметь смысл установления равновесия, равнодействия противоположных систем (опять же при объективном сохранении их полярности).

Существует множество самых различных противоречии. Соответственно есть разные основания и для их классификации. Выделяются противоречия внешние и внутренние, основные и неосновные, общие и частные и многие, многие другие их виды.

Так, внутренние—это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Например, молекула существует благодаря противоречивому характеру связей между атомами. Внешние же противоречия—это противоречия данной системы с окружающими ее системами. Например, те же атомы, вступающие во взаимодействие с другими атомами или атомами другого вещества.

Деление противоположностей на внутренние и внешние относительно. Противоречие, которое в данной системе является внутренним, может стать внешним по отношению к другой системе и, наоборот. В диалектическом отношении внутреннего и внешнего противоречий ведущую роль, как правило, играют внутренние противоречия. Внешние противоречия обычно выполняют роль условия развития внутреннего противоречия. Другими словами, внешние противоречия самостоятельного значения без внутренних противоречий не имеют.

Диалектические противоречия принято также делить на основные и неосновные.

Основные противоречия—это противоречия, предопределяющие существование, развитие и разрешение других противоречии данной системы. Неосновные (производные или второстепенные) диалектические противоречия обычно выражают содержание какой-либо из второстепенных сторон данного объекта как единого целого. В частности, основным противоречием, которое, может складываться в системе «человек—техника», является противоречие, которое затрагивает ее сущность—общественный характер использования человеком техники, а, скажем, не психофизиологический, энергетический или какой-нибудь иной момент. Основные и неосновные противоречия также относительны, поскольку могут меняться местами.

Вычленяют также общие и частные, или специфические виды противоречий.

Общее противоречие—это, как правило, такое противоречие, которое присуще многим предметам. Оно может быть относительно одинаковым, но не связанным с другими ему подобными противоречиями, либо таким, которое будет связывать предметы, объекты в некоторое целое. Частным противоречием является противоречие, которое присуще, и характеризует какой-либо одни из предметов или одну какую-то систему при их сравнении с другими. Общие и специфические противоречия также относительны.

Закон взаимного перехода количества в качество —Другой общий закон диалектики, который выражает взаимозависимость качественной и количественной определенности любой материальной системы и их меры.

Для того, чтобы определить качество объекта, необходимо прежде всего уяснить его свойства. Свойство—это проявление данного объекта в его отношениях с другими объектами. Поскольку материя обладает относительно разнообразными структурными формами, постольку каждая вещь характеризуется бесконечным множеством свойств. Есть свойства, существенные для данной вещи, а есть и несущественные. Скорость движения электрона является несущественным его свойством, так как она не влияет на его заряд как основное свойство. При температуре минус 273 градуса по Цельсию свинец теряет свойство оказывать сопротивление электрическому току, но свинец остается свинцом, не теряет своего качества.

Свойства любого объекта относительны, поскольку он может находиться в различных отношениях с другими объектами. Так, на вопрос о том, является ли дерево твердым или мягким, мы можем ответить лишь когда соотнесем данное свойство с идентичным свойством другого объекта: по отношению к воску, дерево твердое, а к железу—мягкое. Если свойство определяет какую-то частную сторону объекта, то качество характеризует объект как целое, охватывает его полностью и неотделимо от него. Качество—это функциональное единство важнейших свойств материальных объектов, характеризующих их отличие от других предметов, их структурную внутреннюю определенность.

Характеризуя качество, Ф. Энгельс удачно заметил, что существуют не качества, а только вещи, обладающие качеством и притом бесконечно многими качествами. Действительное соотношение объектов друг с другом показывает, что они обладают не только множеством свойств, но и многообразием качеств. Так, например, стакан может быть сосудом для питья, карандашницей, подставкой и еще многим другим. Однако в строго определенном отношении, в какой-либо конкретной, отдельно взятой связи, всякий предмет будет иметь одно единственное качество, которое делает его именно этим, а не другим предметом.

Качество непосредственно связано с количеством.

Количество выражает объективную степень различных предметов по однородным свойствам, характеризующим пространственные размеры, длительность, темпы и т. д. Следует отличать от количественной характеристики объекта число. Так, скажем длину чего-либо можно измерить в разных единицах и получить разные числовые выражения, но количество (т. е. в данном случае сама длина) будет одно и то же. Поэтому ошибочно считать, что количество—это результаты произвола человека, который привносит число. По количественным данным мы судим о степени различия и сходстве между однородными качественными состояниями.

Качество и количество существуют в непрерывном единстве. У всякого объекта есть и качество, и количество одновременно. Качество и количество объективны по своей природе. Они не зависят от человека. Однако количественная качественная определенности не являются абсолютным. Всем предметам присущи изменчивость и устойчивость, т.е. свойственна некоторая неопределенность, которая также является объективной. В течение даже одних суток может меняться рост и вес человека, на работе человек может быть скромным, в семье отъявленным хамом. Все это подтверждает, что количественные и качественные характеристики только обусловливают друг друга, но и постоянно изменяются.

Единство количественной и качественной сторон объектов отражается и понятий «мера».

Мера это некоторый объективный интервал количественных характеристик, в рамках которого может существовать данное качество, не превращаясь в другое. Мера имеет нижнюю и верхнюю границу. Температуры кипения, плавления и т. п. могут рассматриваться как такого рода границы меры.

Качество и количество в рамках определенной меры составляют некоторое определенное целое. Количественные изменения объекта на определенном этапе приводят к качественным изменениям. Переход одного качества в другое связан с нарушением меры, т. е. того объективного интервала количественных характеристик, в рамках которого существовало данное качество. Новое качество порождает новый интервал количественных изменений. Так, всем хорошо знаком О2—кислород—газ без цвета и запаха, но прибавление лишь одного атома—даст нам уже другое качество—О3— озон, газ синеватого цвета со своеобразным резким запахом, в большей концентрации вызывающий раздражение дыхательных путей человека. Качественные отличия химических элементов объясняются тем, что их свойства непосредственно зависят от количества электронов на их электронной оболочке. Количество же электронов в атоме определяется величиной атомного заряда. Вот почему качественные отличия элементов и конечном счете зависят от изменения величин зарядов ядер атомов, т. е. от количественных изменений.

Переход количества в качество происходит всегда в форме скачка. Скачок—это стадия перехода от одного качественного состояния к другому, что перерыв предыдущей количественной постепенности, непрерывности. Иными словами, это значит, что сначала осуществляется постепенное количественное накопление до границы меры, затем происходит скачок и возникает иное качество. Любое научное открытие, любое изменение прямолинейного и не иного движения на криволинейное или любой переход от равномерного к ускоренному — это все примеры скачков в природе.

По форме скачки могут быть двух видов. Это, во-первых, может быть скачок— взрыв, когда изменяется вся система и, во-вторых, может быть постепенный скачек, когда поочередно изменяются отдельные части системы.

Третий основной закон диалектики — закон отрицания отрицания или, что то же самое, закон двойного диалектического отрицания. Развитие невозможно без отрицания. Существует два типа отрицания: деструктивное и конструктивное.

Деструктивное отрицание —полное преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизация момента деструкции, разрушения. При деструктивном отрицании имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение (разбилась чашка, ушел из жизни человек и т. п.).

Конструктивное отрицание -это самоотрицание, т. е. такое отрицание, когда система содержит в себе свое собственное отрицание. Это отрицание, которое обеспечивает преемственность с предыдущим этапом развития. По направленности развития конструктивные отрицания подразделяются на прогрессивные, регрессивные и нейтральные.

Прогрессивные отрицания, в спою очередь делятся на 3 вида:

1) отрицание - трансформация; 2) отрицание - снятие и 3) отрицание -синтез. Регрессивные же отрицания включают в себя лишь, отрицание- трансформацию и отрицание—снятие. Нейтральные отрицания базируются в основном лишь на отрицании—трансформации.

Для отрицания—трансформации характерно такое изменение системы, такое отрицание ее свойств, при котором качественные основания системы сохраняются. Например, переход от барщины к натуральному, а затем денежному оброку при всех изменениях положения крепостного крестьянина по существу не менял его статуса и отношения к помещику, сохраняя в своей основе внеэкономическое принуждение к труду.

Для отрицания—снятия свойственно преобразование качественных оснований системы. Отрицание - снятие - это и есть переход от одного качества к другому. Термин «снятие» в данном случае означает окончание чего-либо (преодоление), но одновременно и его сохранение (преодоление по форме и сохранение по своему содержанию). Соответственно структура отрицание—снятие будет включать в себя следующие процессы: 1) устранение старого; 2) его преобразование; 3) частичное его сохранение; 4) создание нового. Примером здесь может служить переход от первобытнообщинной общественной к частной собственности, где посредством отрицания снятия общественной собственности произошел переход к новому качеству—частной собственности. Поменялась форма, но сохранилось содержание собственности—отношения владения, использования, распоряжения.

Для отрицания—синтеза характерно соединение отрицания—трансформации и отрицания—снятия. Отрицание— синтез аккумулирует все положительное, что было в предыдущем развитии и придает развитию материальной системы организованность и ритмичность. Так, например, если мы обозначим исходную ступень цифрой 1, последующую — цифрой 2 и конечную—цифрой 3, то обнаружим, что на ступени 2 создается новая структура (благодаря отрицанию— снятию), а на ступени 3 уже происходит опять же отрицание—снятие, как бы возврат к ступени 1, к ее структуре. Этот возврат определяется общим уровнем содержательного развития, поскольку на этапе 3 он выше, чем он был на ступени 1. На ступени 3 происходит повторение свойств первой ступени, якобы возврат к старому, но уже на более высокой базе развития.

Таким образом, все виды отрицания определенным образом связаны друг с другом. Однако закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицание—снятия. Иными словами, только два отрицания—снятия выступают составными частями закона отрицания отрицания. Критерий действия закона отрицания отрицания—повтор на более высокой ступени развития характерных черт структуры исходной ступени (возврат якобы к старому).

Повтор на высшей ступени структуры исходной ступени обусловливает спиралевидную форму развития. В спирали есть поступательность, включающая в себя возврат к исходному, движению вперед и одновременно назад, прогресс и регресс, но все это при преобладании прогресса. Спираль демонстрирует противоречивость развития материальных систем.

Итак, закон отрицания отрицания характеризует только прогрессивное, восходящее направление развития материальных систем. Его действию отвечают лишь такие системы, в которых в результате двойного отрицания—снятия имеет место отрицание—синтез, в котором воспроизводится на более высокой основе структура исходной ступени развития, а само развитие при этом имеет спиралевидную форму.

Рассмотренные основные законы диалектики с различных сторон -характеризуют развитие: закон единства противоположностей—его источник; взаимного перехода количества и качества—механизм возникновения нового качества; закон отрицания отрицания—форму прогрессивно направленных изменений. Каждый из этих законов специфичен и несводим к другому, но вместе с тем все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важное место в характеристике развития различные систем занимают и предельно общие понятия—философские категории, отражающие наиболее существенные, закономерные связи реальной действительности. Это прежде всего такие категории, как «причина» и «следствие»; «необходимость» и «случайность»; «возможность» и «действительность».

Анализ связи причины и следствия в данном случае, является наиболее показательным. В качестве причины можно рассматривать взаимодействие между различными материальными образованиями, вызывающими определенные изменения, а в качестве следствия—те изменения, которые возникают в материальных образованиях как результат их взаимодействия.

Последовательная материалистическая философия всегда подчеркивает объективность существования причинно-следственной связи, тогда как представители идеализма очень часто рассматривают их как фактор сознания. Так, например, Д. Юм (1711—1776 гг.) считал, что причинно-следственная связь представляет собой привычку людей воспринимать те или иные явления в определенной временной последовательности. Согласно точке зрения И. Канта, причинность представляет собой свойство человеческого сознания, одну из форм его рассудочной деятельности. К такого рода представлениям примыкает и телеологическая концепция на причинность, которая во всем видит некоторый высший порядок свершения событии, общую их цель существования. Следуя телеологическому взгляду, можно прийти к выводу, что «кошки были созданы, чтобы пожирать мышей, а мыши — чтобы быть пожираемыми кошками», т. е. везде и везде и всюду видеть целесообразность.

В философии существуют разные, подходы и к решению вопроса о всеобщности причинно-следственных отношений. Ученые, которые разделяют взгляд на всеобщую взаимообусловленность объективных явлений, относятся к детерминистам, а научное направление, его развивающее, называется детерминизм. Ему противоположен индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений. Следует иметь в виду, что признание причинной обусловленности всех явлений есть лишь основание детерминизма. Причинность—существенная часть содержания принципа детерминизма, но она не исчерпывает его. Последовательный детерминизм включает в себя и объективность причинно-следственных связей, и признает закономерность существования и изменения явлений действительности, т. е. соглашается, что мир, все предметы о мире подчиняются законам—внутренне присущим отношениям между явлениями. Конечно, настоящая наука не может не быть детерминистской, так как все в основе своей детерминировано. Для того, чтобы понятие детерминизма получило физический смысл, необходимо определить начальные условия того или иного процесса. В ряде случаен это невозможно сделать с требующейся точностью, однако это отнюдь не отрицает детерминизм. Скажем, собственно падение брошенного копья и собственно падение игральной кости— процессы вполне детерминированные. Другое дело, что мы не можем учесть и зафиксировать все факторы, определяющие траекторию их падения, а следовательно, предсказать точно результат. В этом случае наука использует различные вероятностные схемы для описания явлении.

Незнание причины не есть отсутствие объективной причины. В этом смысле имеет большое значение знание признаков причинного отношения. Во-первых, необходимо иметь в виду, что причины порождает следствие, обусловливает его существование, в таком понимании причинная связь являемся субстанциальной: вирус гриппа и сама болезнь, им вызванная. Во-вторых, причина предшествует возникновению следствия. Однако понятно, что не любое явление, предшествующее по времени другому явлению, может быть причиной этого другого явления. Только если явления связаны отношением генетического порождения, они находятся в причинной связи. Например, день предшествует ночи, осень зиме. Казалось бы день - это причина ночи, осень- зимы. Однако здесь нет генетического порождения одного другим, ибо смена суток и времен года порождается явлениями взаимодействия тел солнечной системы. В-третьих, если причина возникает в строго определенных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие. Рассматривая признак необходимости причинного отношения, следует как раз обращать внимание на сопутствующие причинно-следственным отношениям условия - явления, образующие среду, в которой осуществляется данная причинная связь, но которые сами по себе не порождают следствие. В-четвертых, следует обращать внимание на пространственную или временную непрерывность, как на признак причинного отношения. Пространственная непрерывность означает, что когда два явления—причина и следствие — разделены пространственным интервалом, то этот интервал заполняется непрерывной цепыо необходимо связанных причинных событии. Так, взрыв на Чернобыльской атомной станции вызвал целую цепь заражений среды и людей в местностях, которые удалены от нее на значительное расстояние. Временная непрерывность причины и следствия имеет место тогда, когда они хотя и происходят в одной точке пространства, но значительно отстоят друг от друга по времени. Ведь груз некоторых наследственных признаков может сказаться на человеке, например, лишь через несколько поколений.

Таким образом, принцип причинности играет важную роль в понимании и объяснении действительности, обосновании детерминизма. Причинно-следственные отношения связаны с категориями необходимости и случайности.

Необходимость —следствие регулярных, постоянных причин, выражающее устойчивое, в структуре действительности, всегда происходящее только так, а не как-нибудь по-другому. Движение планет по орбитам, наследование организмами их видовых свойств — примеры необходимости. Случайность -следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется или так, или как-то по-другому. Неправилен взгляд, что случайность — что то, что может быть, но может и не быть. Выпадение той или иной стороны монеты при бросании; столкновение двух молекул газа и т. п. в определенном отношении могут рассматриваться как примеры случайных событий.

Необходимость и случайность – диалектические противоположности, поскольку они и предлагают, и взаимно отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости в чистом виде не бывает. 'Гак, рассмотренный пример с выпадением той или иной стороны монеты при ее бросании означает, что выпадение определенной стороны: «орел или решка»- случайно, но одновременно необходимо само выпадение какой-либо стороны монеты. В этом смысле правильно было бы рассматривать случайность как форму проявления в дополнения необходимости, поскольку необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

Людей всегда привлекает парадоксальность, неожиданность, элемент интриги. Поэтому часто подчеркивается роль случая в научных открытиях. Хрестоматийной стала случайность в историях с засвеченными в полной темноте фотопластинками Анри Беккереля, благодаря чему была открыта радиоактивность, и с заплесневевшей лабораторной чашкой педантичного Флеминга, приведшей к открытию пенициллина и падающего яблока И. Ньютона, вдохновившего его ни формулировку закона об обратной пропорциональности силы притяжения квадрату расстояния и др. Сам автор закона всемирного тяготения говорил о том, что он постоянно держит в уме предмет своего исследования и терпеливо ждет, пока первый проблеск мало-помалу не превратится с полный и блестящий свет. Вот, оказывается, в чем секрет думать надо, размышлять постоянно. Однако прежде всего надо быть знакомым с фактами, концепциями, которые необходимо сопоставить. Можно сколько угодно плескаться в ванне, но так и не найти, чему равен вес тела, погруженного в жидкость. А ведь есть красивая легенда, которая гласит, что Архимед пришел к выводу этого закона во время ежедневных купаний.

Хотелось бы сказать еще об одной черте, характеризующей диалектику случайности и необходимости,—их превращении друг в друга в процессе эволюции материальных систем. Весь эволюционный процесс жизни под определенным углом изучения может быть представлен как последовательность, при которой некоторые ее черты превращаются в в необходимые, другие, наоборот, в случайные. Так, известно, что в ходе естественного отбора полезные для жизнедеятельности организма изменения (прямохождение человека, например) закрепляются и со временем становятся необходимыми, а другие, наоборот, оказываются случайными и в конечном счете ненужными (скажем, жаберные щели, хвост).

Взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренятся и процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность. Действительность —это вся совокупность существующих явлений: и объективных и субъективных. В соотнесении с возможностью действительность—это конкретное бытие отдельного объекта в определенных условиях места и времени. Действительность—это как бы актуальное (наличное) бытие. Возможность - это потенциальное бытие, это то, что еще не стало наличным бытием, но тенденции его возникновения имеются в действительности. От возможности следует отличать невозможност ь—то возникновение чего исключается закономерностями, присущими действительности. Невозможно, например, повернуть время вспять, т. к. время имеет свойство необратимости; невозможно создать вечный двигатель, т. к. это противоречит закону сохранения энергии и т. п.

Возможность и действительность предполагают и взаимо-исключают друг друга. Иначе говоря, в действительности содержатся возможности ее развития, и всякая конкретная действительность возникла в результате реализации ранее существовавших возможностей. В то же время, возможность— это еще не действительность, а действительность нельзя рассматривать как возможность.

Обычно выделяют 3 вида возможностей: формальная —это все то, что может мыслиться непротиворечиво; абстрактная —это возможность, не противоречащая законам, но которая не может быть реализована, поскольку в данное время нет для этого необходимых условий; реальная —такая, которая подготовлена самим ходом развития и вполне может превратиться в действительность при данных конкретных условиях. Не все реальные возможности переходят в действительность.

Для превращения реальной возможности в действительность необходимо наличие следующих факторов: учет всех возможностей, как положительных, так и отрицательных; приложение интеллектуальных, физических, духовных и волевых усилий для реализации данной возможности. Знание возможностей и условий их реализации позволяет людям предсказывать, прогнозировать и реализовать поставленные перед собой цели. При этом эффективность их деятельности зависит от знания и правильной оценки всех особенностей развития материальных систем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите развитие, покажите его отличия от движения.

2. Какова концепция движения Платона?

3. Учение о развитии Г.Гегеля и И.Канта.

4. Охарактеризуйте формы развития.

5. Что такое диалектика, какова ее структура?

6. Назовите учения, составляющие альтернативу диалектике.

7. Определите закон единства и борьбы противоположностей.

8. Дайте определение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

9. Определите закон отрицания отрицания.

10. Что такое основные и неосновные противоречия?

11. Дайте определение что такое «категория»?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.