Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции развития в философии




Тема 5. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ

Структурные уровни материи

Неорганическая природа Живая природа Общество
Субмикроэлементарный Биологический макромолекулярный Индивид
Микроэлементарный Клеточный Семья
Ядерный Микроорганический Коллектив
Атомарный Органы и ткани Большие социальные группы (классы, нации)
Молекулярный Организм в целом Государство (гражданское общество)
Макроуровень Популяция Система государства
Мегауровень планеты (звездно-планетные системы, галактики) Биоценоз Человечество в целом
Метауровень (метагалактики) Биосфера Ноосфера

 

Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а меду уровнями – субординационные.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условном формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете материалистическим или идеалистическим.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные положения философского учения о материи.

2. Раскройте понимание первоосновы всего существующего в мире.

3. Рассмотрите определение материи данное В.И.Лениным.

4. Каковы атрибуты материи?

5. Дайте философскую характеристику «пространства».

6. Что такое «время» и «пространство», и каково их отношение к материи.

7. Классифицируйте формы движения материи.

8. Рассмотрите категорию «система» и охарактеризуйте ее место в обществе.

9. Дайте характеристику структурным уровнем материи.


План:

1. Концепции развития в философии.

2. Основные законы и категории диалектики.

 

 

Вопрос о том, что есть развитие и имеет ли место развитие природы—один из важнейших философских вопросов. Уже древние философы ставили эти вопросы. Так, древнегреческий философ Анаксимандр (V в. до н.э.) считал источником всего сущего вечное и беспредельное начало—апейрон (бесконечное), которое управляет всем. Он полагал, что мир возник в результате борьбы противоположностей, в первую очередь, тепла и холода. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором влажное ядро окружено огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро высыхает, причем выделяющиеся из него пары раздувают оболочку, которая в конце, концов лопается. В результате происходит образование плотной земли. Обосновывал свою теорию происхождения мира, Анаксимандр, пожалуй, впервые в философии выдвигает идею эволюции природы. По его мнению живые существа зародились во влажном иле, некогда покрывавшем землю. Когда земля стала высыхать, влага скопилась в углублениях (образовались моря) и некоторые животные вышли на сушу. Среди них были рыбообразные существа, в чреве которых развились люди. Когда люди выросли, покрывавшая их чешуйчатая оболочка развалилась.

Древнегреческий философ Гераклит отрицал существование чего-либо вечного, неизменно существующего, постоянного. Ему все представлялось безостановочно движущимся и текущим: все течет, меняется, нельзя войти дважды в одну и ту же реку и т. п. Но, по Гераклиту, это движение не поступательное, а круговое, т. к. в нем одно занимает последовательно место другого. День сменяется ночью и наоборот. Видимое переходит в невидимое. Все переходит в свою противоположность (все существует и в то же время не существует). Ток возникновения н прохождения непрерывен,—считал Гераклит,—на этом основана жизнь.

Ряд идей, связанных с развитием, поставил и древнегреческий философ Зенон из Элеи (V в. до н.э.). Зенон сформулировал около 40 задач-парадоксов (апорий). С помощью безупречно построенных формально-логических доказательств он приходил к выводу, например, что Ахилл никогда не догонит черепаху, а запущенная покоиться. Иными словами, он утверждал, что никакое движение от одной точки к другой не может осуществиться. Следует заметить, что в этих парадоксах вопрос ставился не о том, существует ли движение и возможно ли его восприятие чувствами. В этом у Зенона никакого сомнения не было. Вопрос им ставился о том, возможно ли выразить (отразить) движение в понятной форме. Однако, обнаружив противоречивость движения, Зенон приходит к выводу о невозможности постижения его сущности, поскольку он считал, что там, где есть противоречие, нет и не может быть истины.

Концепция движения разрабатывалась и Платоном. Развивая идею тождества противоположных понятий, он считал, что истину можно обнаружить на основе последовательного (по сути диалектического) анализа какого-либо утверждения (единое существует) и его отрицания (единое не существует), Тот же прием следует применять к движению и покою, бытию и небытию. Движение несовместимо с покоем и покой с движением. Но так как движение существует и покой также существует, то бытие должно быть совместно и с движением, и с покоем.

В требовании одновременного рассмотрения отрицания и утверждения, в обнаружении гибкости понятии заключаются элементы учения Платона о развитии, его диалектика. Кстати, это понятие уже в то время получило широкое распространение. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины через сопоставление противоположных мнений. Платон же диалектикой называл метод анализа и синтеза понятий, а также само движение мысли от низших понятий к высшим.

Элементы учения о диалектике как о теории развития содержатся и в философии Аристотеля. По Аристотелю каждая единичная вещь, есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она некая потусторонняя сущность, привходящая в материю извне. Медный шар—это единство вещества (меди) и формы (шаровидности, которая придана меди мастером, но в реальном мире форма составляет единое целое с веществом). В чувственном мире возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», от «формы»—к соотносительной ей «материи». Подъем по «лестнице» форм приводит в конечном счете к высшей, предельной форме, которая и есть «перводвигатель», Бог, пребывающий вне мира. Иными словами, развитие у Аристотеля—это ряд статических уровней совершенствования, в котором нет еще синтеза восходящего движения (как это станет потом у Г. Гегеля), но нет уже и движения по кругу (как у Гераклита).

Огромный вклад в учение о развитии внесли И. Кант и Г. Гегель. Важное значение в философии Канта имеют элементы диалектики, содержащиеся в его учении о так называемых антиномиях (противоречиях), в которые якобы неизбежно впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлении. Антиномии состоят из двух взаимоисключающих, одинаково неопровержимых (по его убеждению) положений, в которых неизбежно запутывается разум человека, когда пытается решить вопрос о мире как безусловно целом:

1. Мир конечен по времени и пространстве; мир бесконечен по времени и пространстве.

2. Все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо.

3. В мире существует свобода, в мире нет свободы и все совершается с необходимостью.

4. Существует Бог, как первопричина мира; нет никакой первопричины мира. С точки зрения И. Канта такие противоречия в разуме возникают постоянно. Следовательно, человеческий разум противоречив. Однако И. Кант все же считал эти противоречия мнимыми, т.к. мир для человека есть непознаваемая «вещь в себе» (непознаваемая сущность).

Всего полнее и глубже диалектическая концепция развития была разработана Гегелем. С его точки зрения, диалектика, рассматривающая предмет в единстве его противоположных определений, является учением о самодвижении понятий. Следовательно, развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движения понятия, существующего независимо от природы и человеческого сознания. Иными словами, у Гегеля развитие идет от идеи к природе. Природу он не считает развивающейся (она лишь разнообразится в пространстве).

Диалектическое учение Гегеля было материалистически переработано К. Марксом. У Гегеля мышление и его развитие выступает творцом действительности (и тем самым как бы «стоит на голове»). Диалектика К. Маркса исходит из реального самодвижения природе и обществе. Объективная диалектика (самодвижение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий). Иначе говоря, у Гегеля диалектика идей порождает диалектику вещей, а у Маркса (и Энгельса) диалектика вещей предопределяет диалектику идеи.

Принцип развития является одним из основных не только в рамках диалектико-материалистической философии, но и для современной науки. На его основе становится возможным понимание и прогнозирование процессов, происходящих в природе, в обществе и мышлении. В итоговом изложении современное представление о развитии выглядит следующим образом.

Развитие всегда связано с материальным или нематериальным носителем. Вне конкретных систем развития не существует.

Развитие и механическое движение (перемещение) являются противоположностями, составляющими содержание движения, как всякого изменения. Поэтому, во-первых, нет и не может быть развития без перемещения, точно также, как нет и не может быть перемещения без развития. А, во-вторых, нет и не может быть развития вне или без движения и движения, которое не содержало бы в себе развития.

Развитие – это всегда качественное изменение вещей и процессов. Поэтому неслучайно, что оно связано с комплексом изменений, в составе их элементов, структуры, т.е. в самом их качестве. Важнейшим признаком развития является нестабильность процессов изменения. Необратимость, если даже имеет место повторение (круговорот) —это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Другим важным признаком развития является его направленность, т.е. изменение качества системы в определенном направлении и по определенным законам. При этом развитие может, естественно, быть как прогрессивным (направленным вперед), так и регрессивным (направленным вспять). Следовательно, развитие—это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем.

Развитие может быть однолинейным и многолинейным; прямолинейным и зигзагообразным; общим и локальным, ускоренным и замедленным, гармоничным и дисгармоничным и т. д. Это все разные типы, виды, формы развития, которые могут осуществляться в природе и обществе. Естественно, в реальных конкретных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая тем самым сложную картину многообразия и богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина многообразия и богатства связей действительности находит свое отражение в трех основных законах диалектики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.