Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ловля лоша­ди. 1961




 

Картина М.Кенбаева «Ловля лоша­ди» является хрестоматийным шедевром казахской живописи ХХ века. Белый конь, взвившийся в беге-полете над ликующей в весенних красках степью в восприятии автора этой картины и, соответственно зрителя, ста­новится символом и своеобразной персонификацией свободного духа, воль­ной сути природы, ее сверхмощного жизненного потенциала.

Дар поэтиче­ского воображения, поэтической гиперболы преображает динамику вольного бега скакуна в гимн свободы и воли. К бездонному небу закинута сильная голова коня, звук победного ржания словно разносится над свободной сте­пью. Многоголосая, дышащая чистотой степного воздуха и полынной горе­чью трав, степь М.Кенбаева захватывает и увлекает в свой совершенный и цело­стный, идеально гармоничный в своих проявлениях мир. Этот традиционный для конно-кочевой цивилизации казахов сюжет, изображенный художником на фоне родной степи, становится сим­волом или метафорой для выражения высоких, позитивных и жизнеутверждающих идей. Главной и принципиальной идеей этой картины становится идея великолепной гармонии и неразрывного тождества - родства человека с природой.

Поиск обобщенных, символически емких сюжетов и соответствующих трактовок характерен для «Ловли лошади» и других работ этого прекрасного живописца. В них знание жизни народа перекликается с осознанием этой жизни по традицион­ным, мифопоэтическим параметрам. Возвышенный, бытийный, ми­фотворческий настрой возникает в его живописи мощно и полноценно. Чем выше взлетало в полете поэтической гиперболизации воображение ху­дожника, чем дальше удалялись от бытового жанра его традиционные для народной жизни сюжеты, тем более глубоким и вдохновенным эмоциональным состоянием, вечными экзистенциальными идеями была пронизана его живопись.

Казахская степь, на фоне которой запечатлена летящая в порыве свободного бега белая кобылица, понимается им и как любимая родина, и как часть вечного человеческого и природного космоса. Степь – символ вносит в полотно живописца отчетливо космогонический, космографический аспект. Универсализм этой идеи подчеркивается белым цветом кобылицы, где слышится отзвук древних преданий о белых скакунах неборожденных каганов великой казахской степи.

Жанр, поданный на фоне подобной степи, воспринимается метафорой, тяготеющей к выражению абстрактных категорий. Белый конь, взвившийся в вольном беге над ликующей в красках степью, становится сущностью свободного духа, вольной сути природы, независимости, но и незащищенности ее от воли человека.

В полотне М.Кенбаева «Ловля лошади» с огромной силой поэтического воображения проявляется одна из константных кардинальных черт казахской культуры и духовной традиции. Это установка на свободу, поэтизация свободы как принципа, пронизывающего все пласты мировоззрения проявляется здесь выразительно и емко. В динамичной мажорной экспрессии «Ловли лошади» воплощается художником в обобщенно-символическом ключе цельная система мифопоэтического традиционного сознания казахов.

Канафия Тельжанов (род. 1927)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.