Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии




Просвещение и педагогическая мысль в Византии

Византийская империя со столицей Константинополе просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-восточное Средиземноморье.

Византия явилась прямой наследницей эллино-римской культуры. По уровню образованности ее население вплоть до XIII—XIV вв. значительно превосходило западноевропейские государства. Как говорят византиноведы, она была самой «читающей» страной средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры. В силу своего срединного положения между Востоком и Западом Византия стала связующим звеном между культурами Европы и Азии, своеобразным транслятором античного наследия.

 

Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизации можно выделить несколько этапов развитии культуры и просвещения в Византии.

Ранний этап связан с длительным процессом превращения Византии из позднеантичного, рабовладельческого общества в феодальное, в централизованную монархию.

На самое его начало — IV в. — приходится деятельность визан­тийских богословов, видных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского (Великого), Гри­гория Богослова и некоторых других. В их сочинениях пред­ставлена совокупность теологических, философских и по­литико-социологических доктрин, в которых показывалось отношение к духовному наследию античности, формулиро­вались мировоззренческие и нравственные ориентиры хрис­тианства.

В этот период преодоление местного сепаратизма, по­давление народных волнений и укрепление центральной власти сопровождались идейной борьбой ортодоксально-христианского учения с различными ересями и с иконобор­чеством — социально-религиозным движением, отрицавшим культ почитания икон. Систематизация учений «отцов цер­кви» связывается обычно с деятельностью выдающегося бо­гослова и просветителя XIII в. Иоанна Дамаскина.

Первый период завершается к IX в., когда на всей терри­тории Византии возобладали единые формы власти и уп­равления, правовые нормы, система идеологических и нрав­ственных ценностей, которые поддерживались не только всем аппаратом государства и авторитетом церкви, но и сущест­вовавшей в то время системой воспитания и образования. К этому времени утвердилось конфессиональное единство общества в форме ортодоксального христианства, упрочился союз церкви и государства при решающей роли в нем госу­дарства, т.е. власти императора.

Глубокие перемены в экономике и социальной организа­ции общества оказали решающее влияние на темпы и фор­мы развития культуры и просвещения. Их расцвет приходится на IX—XII столетия. Начало этого подъема обычно связываются с деятельностью разносторонне образованного импе­ратора Константина VII Багрянородного (913—959), по распоряжению и при непосредственном участии которого были открыты новые учебные заведения и составлены труды энциклопедического характера по самым различным отраслям знаний: логике, философии, истории и т. д. По свидетельству современников, при Константине получило развитие: учение арифметике, музыке, геометрии, стереометрии и философии. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, вручив им обучать тех, кто желал получить образование.

Последовавший затем расцвет культуры и просвещения вошёл в византиноведение по имени таких царствовавших династий, как «Македонское возрождение» (867—1056) и «Комнинское возрождение» (1081—1185).

Просветительная деятельность таких видных представителей византийской культуры этого периода, как патриарх Фотий, Лев Матема­тик, Михаил Пселл, Иоанн Итал и др. активно способство­вала утверждению светской направленности образования.

В этот период взаимодействие общественно-экономичес­ких структур и культурная интеграция Византии и европей­ских стран стимулировались христианизацией народов Ев­ропы, сопровождавшей эпоху становления феодализма.

Вместе с этим усиление франкской державы Кародингов и образование в Римской империи германской нации (VIII— X вв.) привели к консолидации и обособлению западноевро­пейских государств. Сплотившиеся романо-германские наро­ды при поддержке окрепшего папства решительно отвергли претензии Константинополя на руководство христианским миром, выдвинув встречные претензии. В то же время куль­турное и политическое влияние Византии, слабевшее на За­паде, в IX—XI вв. резко возросло на значительных простран­ствах Восточной и Юго-Восточной Европы. Оно утвержда­лось вместе с принятием христианства в Болгарии, сербских княжествах, Древней Руси. В результате в XI—XII вв. в сре­дневековой христианской Европе сложились две обширные четко разграниченные религиозно-культурные зоны: латинско-католической и восточно-греческой, православной цер­квей. Политическое соперничество между ними отразилось в религиозно-догматических разногласиях, которые приве­ли к схизме — официальному разрыву двух церквей (1054) и последующему военному столкновению Византии с Запа­дом. Крестовые походы и особенно захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. оказали существенное влияние на отношения между православными и католиками.

Особенности развития культуры и просвещения Визан­тии определялись особенностями ее социально-экономичес­ких связей и культурно-исторических традиций. Многие и: них были обусловлены своеобразием хода ее политической истории, которая вплоть до глубокого кризиса XIII—XV вв. проходила под знаком укрепления императорской власти длительное противостояние с персидской цивилизацией 1 язычниками-варварами» у северных и восточных ее границ (готами, гуннами, аварами, печенегами, хазарами, славянскими племенами, болгарами, западными норманнами и др. сменилось в VII в. противоборством с арабским миром, миром ислама как единой социокультурной системой; в середине IX в. появилась еще более грозная сила — турки-сельджуки. На рубеже XII—XIII столетий стало реальнос­тью столкновение с романо-германским миром.

Все эти об­стоятельства вынуждали церковь всячески поддерживать уси­ление императорской власти. При этом нужно отметить, что в Византии не столько церковная власть оказывала влияние на дела государства, сколько, напротив, светская власть им­ператора все больше и больше влияла на дела церкви и дей­ствовала по принципу: единый всемогущий Бог на небе — единственный полновластный Государь на земле. Следстви­ем этого было то, что византийская церковь во главе с пат­риархом находилась в зависимости от светской власти и не имела монополии на образование, как в Западной Европе. Утверждавшийся в византийском обществе в IX—XII вв. культ императорской власти всячески поддерживался сред­ствами искусства и культуры в целом. В связи с этим и свет­ское направление обучения оставалось характерной чертой всей системы просвещения.

Существенная специфика византийской культуры опре­делялась также тем, что она формировалась на разнородной по своему этническому составу основе. В византийской куль­туре синтезировались культурные течения народов многих стран — греко-римлян, Юго-Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии, Закавказья, Крыма, Балканского полуострова и некоторых других.

За тысячи лет своего развития Византия впитала куль­турные ценности народов Востока, но доминирующую роль при этом сохранял греческий элемент, пользовавшийся под­держкой государства и церкви, культура империи остава­лась грекоязычной культурой.

Скупые на подробности источники содержат сведения о создании школ, в том числе и грамматических, т.е. повы­шенного типа, где обучались даже иноземцы — дети «лати­нян», а также «скифов», как в сочинениях Страбона именовались народы к северу от границ империи: болгары, половцы и русские. В таких школах учителя и ученики находились на полном содержании государства, воспитанники получали общее гуманитарное образование.

Высокий социальный статус образования и образован­ности — одна из примечательных особенностей Византии. На правительственный аппарат империи возлагалось руко­водство военно-стратегической, политико-дипломатической и финансовой деятельностью, а также разнообразными областями хозяйства (торговля, флот, ирригация и т. д.). Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

В середине X в. император Константин VII Багрянород­ный в сочинении «Об управлении империей», адресованном сыну Роману, писал, что помимо благочестия богоизбран­ному государю необходимы обширные знания. Вступивший на престол в середине XI в. Константин X Дука заявил, что предпочитает славу ученого славе правителя. Михаил Пселл, воспитатель его сына, будущего Михаила VII, как бы углуб­ляя эти рассуждения, отмечал, что служение благу государ­ства требует от правителя и знаний, и учености, и помощи компетентных приближенных лиц.

Одну из коренных особенностей всего уклада жизни Ви­зантии составляли сочетание традиций римской государст­венности с устойчивыми традициями эллинского образова­ния. В учебных заведениях Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным в эллинистическую и греко-римскую эпоху, образование, как отмечалось, име­ло светский характер. Даже при некоторых церквях Кон­стантинополя функционировали по сути своей светские школы. Стараясь овладеть сокровищами античной науки, византийские ученые многое сделали для сохранения куль­турного наследия прошлого. Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их тол­кованию и комментированию.

В IX—XII вв. были созданы лучшие кодексы, содержавшие сочинения античных авторов. Они широко использова­лись и учеными нового времени.

Идеалом образованной личности византийца являлся че­ловек, получивший классическое образование и сочетавши хрйстианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. В связи с этим заслуживает внимания высказываемая некоторыми византиноведами мысль о своеобразии византийской образо­ванности как культурно-исторического феномена: каждый образованный византиец олицетворял собой и наследие анти­чной образованности, и подлинно христианское миропони­мание, поэтому его не следует рассматривать ни как чисто античный, ни как чисто средневековый тип личности.

Специфические черты византийской культуры и образо­ванности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры. Размышляя о крушении ви­зантийского государства, русский историк педагоги!

П. П. Соколов полагал, что после падения в 1453 г. Кон­стантинополя ученые беглецы с Востока принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного мира, но и христианско-античное веяние любви к человеку и истине, которое оживило ростки Западного Возрождения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.