Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства




В отечественной литературе эта группа пограничной интеллектуаль­ной недостаточности рассматривается в рамках сборной неклинической группы «педагогической запущенности» (Сухарева Г. Е., 1965) или «микросоциально-педагогической запущенности* (Ковалев В. В., 1976). немецкой литературе она обозначается как просто «запущенность» ЦгЛззеп О., 1974). К микросоциально-педагогической запущенности могут привести разные факторы. Среди них большое место занимают факторы воспитания ребенка в семьях умственно отсталых и прими-1тивных родителей (Вепйа С., 1960), воспитание в условиях «порочной эмоциональной ситуации» (фрустрации) (51иИе Н., 1960), в конфликтных семьях, где отсутствует один из родителей, где создаются условия безнадзорности. Микросоциально-педагогическая запущенность и на­рушения школьной адаптации могут возникать у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приоб­ретенных нарушений формирующейся личности и характера.

В основе микросоциально-педагогической запущенности лежат со­циальная незрелость личности и недостаточность таких ее высших ком­понентов, как система интересов и идеалов, нравственных установок, которые, по мнению психологов, обусловлены исключительно соци­ально. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллекту­альных интересов, потребности в труде, недостаточность чувства дол­га, ответственности, незрелость и искаженное понимание нравствен­ных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремлению к легкой жизни, непосредственному удовлетворению элементарных интересов, прене­брежению обязанностями.

Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков прояв­ляется в более или менее выраженном недостатке объема знаний, пред­ставлений, которые должны иметься у ребенка данного возраста, при на­личии достаточной способности к обобщению и абстрагированию, уме­ния использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошей ориентировки в повседневной житейской ситуации. Вместе с тем струк­тура интеллектуальной недостаточности при микросоциально-педагоги­ческой запущенности не ограничивается только недостатком объема зна­ний, но включает в себя относительно бедную, неразвитую речь с преоб­ладанием речевых штампов, бедность интеллектуальных интересов, недостаточность высших потребностей и установок личности.

Картина интеллектуальной недостаточности значительно усложня­ется и может приобретать патологический характер при сочетании микросоциально-педагогической запущенности с легкими проявлени­ями нарушения психического развития или негрубой резидуальной церебрально-органической недостаточностью. В этих случаях отгра­ничение от ядерной умственной отсталости становится более слож­ным, хотя психопатологическая структура интеллектуальной недоста­точности в описываемой группе значительно отличается от структуры интеллектуального дефекта при олигофрении. Интеллектуальная не­достаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом ин­формации, обнаруживает особую зависимость от микросоциально-средовых факторов и выраженную тенденцию к сглаживанию, ликвидации интеллектуальных отклонений с возрастом. Данная группа интеллектуальной недостаточности может вести к нарушениям социальной адаптации, однако отечественные психиатры не склонны рас­сматривать ее как форму клинической патологии (Сухарева Г. В., 1965; Мнухин С. С, 1968; Ковалев В. В., 1973).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.