Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологической интервенции




Литература

Итоги

 

Стрессоры и совладание со стрессом тесно связаны с психическими и соматическими расстройствами. Эти связи можно расположить по меньшей мере в четырех плоскостях (Heim & Perrez, 1994).

1) Перегрузки могут быть причиной (или одной из причин) либо пусковым фактором (или одним из них) расстройств.

2) Патогенное воздействие стрессовых условий зависит от личностных признаков, от вида и способа совладания со стрессом и от признаков социального окружения (социальная сеть, социальная поддержка).

3) Отдельные психические расстройства можно понимать, среди прочего, и как характерные модальности в совладании с перегрузками; например, депрессивные расстройства содержат типичный набор признаков оценки и копинг-тенденций.

4) Психические расстройства и соматические болезни обычно сами по себе являются более или менее тяжелыми перегрузками, совладание с которыми тоже влияет на качество жизни, а иногда и на течение болезни.

Эти психофизиологические взаимосвязи представляют собой обширную область исследований, и здесь мы не будем заниматься этой темой.

Множество разрозненных данных не позволяет дать простые ответы на большинство из поставленных вопросов; однако вырисовываются некоторые тенденции развития, что мы и пытались показать, и поэтому концепции стресса и копинга можно считать важными категориями для этиологии, или анализа условий возникновения, расстройств; эти подходы имеют значение и для интервенции.

 

 

Amelang, M. & Bartussek, D. (1997). Differentielle Psychologie und Persönlichkeitsforschung (4. Aufl.). Stuttgart: Kohlhammer.

American Psychiatric Association (APA).(1996). Diagnostisches und Statistisches Manual psychischer Störungen DSM-IV. [dt. Bearbeitung und Einleitung von H. Saß, H.-U. Wittchen & M. Zaudig]. Göttingen: Hogrefe.

Baumann, U. & Laireiter, A. (1995). Individualdiagnostik interpersonaler Beziehungen. In K. Pawlik & M. Amelang (Hrsg.), Enzyklopädie der Psychologie: Grundlagen und Methoden der Differentiellen Psychologie (Band 1, S. 609-643). Göttingen: Hogrefe.

Baumann, U., Thiele, C. Laireiter, A.-R. & Krebs, A. (1996). Computer-assisted diary on social interactions, social relationships, social support and interpersonal strain. In J. Fahrenberg & M. Myrtek (Eds.), Ambulatory assessment: Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies (pp. 69-84). Seattle; Toronto: Hogrefe & Huber Publishers.

Bebbington, P. (1996). The economic significance of social factors influencing the outcome of schizophrenia. In M. Moscarelli, A. Rupp & N. Sartorius (Eds.), Handbook of mental health economics and halth policy. Volume 1: Schizophrenia (pp. 65-78). Chichester: Wiley.

Becker, P. (1995). Seelische Gesundheit und Verhaltenskontrolle. Göttingen: Hogrefe.

Birbaumer, N. & Schmidt, R. F. (1996). Biologische Psychologie (3. Aufl.). Berlin: Springer.

Bodenmann, G. (1995). Bewältigung von Streß in Partnerschaften. Fribourg; Bern: Universitätsverlag/Huber.

Booth-Kewley, S. & Friedman, H. S. (1987). Psychological predictors of heart disease: A quantitative review. Psychological Bulletin, 101, 343-362.

Brown, G. W. (1992). Social support: An investigator-based approach. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 235-258). Washington DC: Hemisphere.

Brown, G. W. & Harris, T. (1978). Social origin of depression. A study of psychiatric disorder in women. London: Tavistock.

Cohen, S. (1992). Stress, social support, and disorder. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 109-124). Washington DC: Hemisphere.

Cohen, S., Kessler, R. C. & Gordon, L. U. (Eds.). (1995). Measuring stress. A guide for health and social scientists. New York; Oxford: Oxford University Press.

Cohen, S. & Wills, T. A. (1985). Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, 98, 310-357.

Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum (Hrsg.). (1996). Internationale Skalen für Psychiatrie (4. Aufl.). Göttingen: Beltz-Test.

Cutrona, C. E. & Russell, D. W. (1990). Types of social support and specific stress: Toward a theory of optimal matching. In I. G. Sarason, B. R. Sarason & G. R. Pierce (Eds.), Social support: An interactional view (pp. 319-366). New York: Wiley.

Debus, G., Erdmann, G. & Kallus, K. W. (Hrsg.), Biopsychologie von Streß und emotionalen Reaktionen. Göttingen: Hogrefe.

Edelmann, R. J. (1992). Anxiety — Theory, research and intervention in clinical and health psychology. New York: Wiley.

Endler, N. S. & Edwards, J. (1982). Stress and personality. In L. Goldberg & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress (pp. 36-48). New York; London: The Free Press / Collier Macmillan Publishers.

Eriksen, C. W. (1951). Some implications for TAT Interpretation arising from need and perception experiments. Journal of Personality, 19, 282-288.

Fahrenberg,J. & Myrtek, M. (Eds.). (1996). Ambulatory assessment. Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies. Seattle: Hogrefe & Huber Publishers.

Fiedler, P. (1995). Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union.

Filipp, S. H. (Hrsg.).(1990). Kritische Lebensereignisse (2. Aufl.). Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union.

Filipp, S. H. & Braukmann, W. (1990). Verfahren zur Erfassung kritischer Lebensereignisse: Eine Übersicht. In S. H. Filipp (Hrsg.), Kritische Lebensereignisse (2. Aufl., S. 92-103). Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union.

Foa, E. B. & Meadows, E. A. (1997). Psychosocial treatments for post-traumatic stress disorder: A critical review. Annual Review of Psychology, 47, 449-480.

Folkman, S. & Lazarus, R. S. (1988). Coping as a mediator of emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 466-475.

Freedy, J. R. & Donkervoet, J. C. (1995). Traumatic stress: An overview of the field. In J. R. Freedy & S. E. Hobfoll (Eds.), Traumatic stress. From theory to practice (pp. 3-28). New York: Plenum.

Freedy, J. R. & Hobfoll, S. E. (Eds.). (1995). Traumatic stress. From theory topractice. New York: Plenum.

Freud, A. (1936/ 1964). Das Ich und die Abwehrmechanismen. München: Kindler (Erstveröffentlichung, 1936).

Frijda, N. H. (1987). The emotions. Cambridge; Paris: Cambridge University Press/Ed. de la maison des sciences de l'homme.

Gilbert, P. (1992). Depression: The evolution of powerlessness. Hove: L. Erlbaum Associates Ltd.

Goldberger, L. & Breznitz, S. (Eds.). (1993). Handbook of stress. Theoretical and clinical Aspects (2nd ed.). New York: The Free Press.

Goodyear, I. (1994). Les événements existentiels dans l'enfance et l'adolescence. In M. Bolognini, B. Plancherel, R. Nunez & W. Bettschart (Eds.), Préadolescence. Théorie, recherche et clinique (S. 89-106). Paris: ESF éditeur.

Haan, N. (1977). Coping and defending. Process of self-environment organization. New York: Academic Press.

Heim, E. & Perrez, M. (Hrsg.). (1994). Krankheitsverarbeitung. Jahrbuch der Medizinischen Psychologie 10. Göttingen: Hogrefe.

Henderson, A. S. (1992). Social support and depression. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 85-92). Washington DC: Hemisphere.

Holahan, C. J., Moos, R. H. & Schaefer, J. A. (1996). Coping, stress-resistance and growth: Conceptualizing adaptive functioning. In M. Zeidner & N. Endler (Eds.), Handbook of coping. Theory, research, applications (pp. 24-43). New York: Wiley.

Johnson, J. H. (1986). Life events as stressors in childhood and adolescence. Newbury Park: Sage.

Kaiser, S. & Scherer, K. R. (in press). Models of «normal» emotions applied to facial and vocal expression in clinical disorders. In W. F. Flack & J. D. Lavid (Eds.), Emotions in Psychopathology. New York: Oxford Press.

Kanner, A. D., Coyne, J. C, Schaefer, C. & Lazarus, R. S. (1981). Comparison of two modes of stress measurement: Daily hasseis and uplifts versus major life events. Journal of Behavioral Medicine, 4, 1-39.

Katschnig, H. (Hrsg.). (1980). Sozialer Streß und psychische Erkrankung. München: Urban & Schwarzenberg.

Kessler, R. C. (1997). The effects of stressful life events on depression. Annual Review of Psychology, 48, 191-214.

Kobasa, S. C. (1979). Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37, 1-11.

Kohlmann, C.-W. (1997). Persönlichkeit und Emotionsregulation. Defensive Bewältigung von Angst und Streß. Bern: Hans Huber.

Kohn, P. M., Lafreniere, K. & Gurevich, M. (1991). Hassles, health, and personality. Journal of Personality and Social Psychology, 61, 478-482.

Kosarz, P., Hrabal, V. & Traue, H. S. (1997). Ein Symptom- und Streßtagebuch für Patienten mit chronisch-entzündlichen Darmerkrankungen. In P. Kosarz & H. C. Traue (Hrsg.), Psychosomatik chronisch-entzündlicher Darmerkrankungen (S. 143-157). Bern: Hans Huber.

Krohne, H. W. (1993). Vigilance and cognitive avoidance as concepts in coping research. In H. W. Krohne (Ed.), Attention and avoidance (pp. 19-50). Seattle: Hogrefe & Huber Publishers.

Krohne, H. W. (1996). Angst und Angstbewältigung. Stuttgart: Kohlhammer.

Krohne, H. W., Fuchs, J. & Slangen, K. (1994). Operativer Streß und seine Bewältigung. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 2, 155-175.

Laireiter, A.-R. (Hrsg.). (1993a). Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde. Bern: Huber.

Laireiter, A.-R. (1993b). Begriffe und Methoden der Netzwerk- und Unterstützungsforschung. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde (S. 15-44). Bern: Huber.

Laireiter, A.-R. (1996). Skalen Soziale Unterstützung SSU. Testmanual. Mödling: Schuhfried.

Laireiter, A.-R. & Baumann, U. (1988). Klinisch-psychologische Soziodiagnostik: Protektive Variablen und soziale Anpassung. Diagnostica, 34, 190-226.

Laireiter, A.-R. & Baumann, U. (1992). Network structures and support functions — Theoretical and empirical analyses. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 33-55). Washington DC: Hemisphere.

Laireiter, A.-R., Baumann, U., Reisenzein, E. & Untner, A. (1997). An instrument to assess everyday social relationships: The interval-diary «SONET-T». Swiss Journal of Psychology, 56, 217-238.

Laireiter, A.-R., Baumann, U., Feichtinger, L & Reisenzein, E. & Untner, A. (1997). Interview und Fragebogen zum Sozialen Netzwerk und zur Sozialen Unterstützung SONET. Rehabilitation, 36, 15-30.

Laireiter, A.-R. & Thiele, C. (1995). Psychologische Soziodiagnostik: Tagebuchverfahren zur Erfassung sozialer Beziehungen, sozialer Interaktionen und Sozialer Unterstützung. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 16, 125-151.

Laux, L. & Weber, H. (1990). Bewältigung von Emotionen. In K. R. Scherer (Hrsg.), Psychologie der Emotion (S. 560-629). Göttingen: Hogrefe.

Laux, L & Schütz, A. (1996). Streßbewältigungund Wohlbefinden in der Familie. Stuttgart: Kohlhammer.

Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw Hill.

Lazarus, R. S. (1991). Emotion and adaptation. New York; Oxford: Oxford University Press.

Lazarus, R. S. & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.

Lazarus, R. S. & Launier, R. (1981). Streßbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt. In R. Nitsch (Hrsg.), Streß: Theorien, Untersuchungen, Maßnahmen (S. 213-259). Bern: Huber.

Leff, J. (1996). Working with families of Schizophrenic patients: Effects on clinical and social outcomes. In M. Moscarelli, A. Rupp & N. Sartorius (Eds.), Handbook of mental health economics and health policy. Volume 1: Schizophrenia (pp. 261-270). Chichester: Wiley.

Lettner, K. (1994). Negative Aspekte sozialer Beziehungen und sozialer Unterstützung. Unveröff. Diss., Salzburg: Paris-Lodron-Universität.

Lettner, K., Sölva, M. & Baumann, U. (1996). Die Bedeutung positiver und negativer Aspekte sozialer Beziehungen für das Wohlbefinden. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 17, 170-186.

Maddi, S. R. (1990). Issues and interventions in stress mastery. In H. S. Friedman (Ed.), Personality and disease (pp. 121 -154). New York: Wiley.

McKenna, P. J. (1994). Schizophrenia and related syndromes. Oxford: Oxford University Press.

Miller, S. M. (1987). Monitoring and blunting: Validation of a questionnaire to assess styles of informationseeking under threat. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 345-353.

Miller, S. M. (1989). Cognitive informational styles in the process of coping with theat and frustration. Advances in Behaviour Research and Therapy, 11, 223-234.

Miller, S. M., Brody, D. S. & Summerton, J. (1988). Styles of coping with threat: Implications for health. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 142-148.

Monroe, S. M. & Johnson, S. L. (1992). Social support, depression, and other mental disorders: In Retrospect and toward future prospects. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp. 93-103). New York: Hemisphere.

Nitsch, J. R. (1981). Zur Gegenstandsbestimmung der Streßforschung. In J. R. Nitsch (Hrsg.), Streß. Theorien, Untersuchungen, Massnahmen (S. 29-51). Bern: Hans Huber.

Nusko, G. (1986). Coping. Bewältigungsstrategien des Ich im Zusammenhang von Kontext-, Person- und Situationsmerkmalen. Frankfurt a. M.: Peter Lang.

Pearlin, L. I. (1982). The social contexts of stress. In L Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects (pp. 367-379). New York: The Free Press.

Perkonigg, A. (1993). Soziale Unterstützung und Belastungsverarbeitung: Ein Modell zur Verknüpfung der Konzepte und Analysen von Unterstützungsprozessen. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung. Konzepte, Methoden und Befunde (S. 115-127). Bern: Hans Huber.

Perkonigg, A., Baumann, U., Reicherts, M. & Perrez, M. (1993). Soziale Unterstützung und Belastungsverarbeitung: Eine Untersuchung mit computergestützter Selbstbeobachtung. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung. Konzepte, Methoden und Befunde (S. 128— 140). Bern: Hans Huber.

Perrez, M. (1988). Belastungsverarbeitung bei neurotisch und endogen Depressiven. Psychotherapie, Psychosomatik, Medizinische Psychologie, 38, 59-66.

Perrez, M., Berger, R. & Wilhelm, P. (1998). Die Erfassung von Belastungserleben und Belastungsverarbeitung in der Familie: Self-Monitoring als neuer Ansatz. Psychologie in Erziehung und Unterricht, 1, 19-35.

Perrez, M. & Matathia, R. (1993). Differentielle Effekte des Bewältigungsverhaltens und seelische Gesundheit. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 1, 235-253.

Perrez, M. & Reicherts, M. (1989). Belastungsverarbeitung: Computerunterstützte Selbstbeobachtung im Feld. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10, 129-139.

Perrez, M. & Reicherts, M. (1992). Stress, coping, and health. A Situation-behavior approach. Theory, methods, applications. Seattle: Hogrefe & Huber Publishers.

Perrez, M. & Reicherts, M. (1996). A Computer-assisted self-monitoring procedure for assessing stress-related behavior under real life conditions. In J. Fahrenberg & M. Myrtek (Eds.), Ambulatory assessment: Computer-assisted psychological and psychophysiological methods in monitoring and field studies (pp. 51-67). Seattle; Toronto: Hogrefe & Huber Publishers.

Plancherel, B. (1998). Le stress des événements existentiels et des tracas quotidiens et son impact sur la santé des adolescents. Fribourg: Editions universitaires.

Plancherei, B., Bolognini, M. & Nunez, R. (1994). L'hypothese de l'effet buffer È la préadolescence. In M. Bolognini, B. Plancherei, R. Nunez & W. Bettschart (Eds.), Préadolescence. Théorie, recherche et clinique (S. 159-172). Paris: ESF éditeur.

Reicherts, M. (1988). Diagnostik der Belastungsverarbeitung. Fribourg; Bern: Universitätsverlag; Hans Huber.

Reicherts, M. (1998). Regles cognitivo-comportementales. Bases théoriques et méthodologiques. Développement et fondation empirique d'un systeme de regles pour la maetrise du stress. Fribourg: Editions universitaires.

Reicherts, M., Kaeslin, S., Scheurer, F., Fleischhauer, J. & Perrez, M. (1987). Belastungsverarbeitung bei endogen Depressiven. Zeitschrift für Klinische Psychologie, Psychopathologie und Psychotherapie, 35, 197-210.

Reicherts, M. & Perrez, M. (1993). Fragebogen zum Umgang mit Belastungen im Verlauf UBV. Bern: Hans Huber.

Röhrle, B. (1994). Soziale Netzwerke und Soziale Unterstützung. Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union.

Rook, K. S. (1992). Detrimental aspects of social relationships: Tacking stock of an emerging literature. In H. O. F. Veiel & U. Baumann (Eds.), The meaning and measurement of social support (pp.157— 170). Washington DC: Hemisphere.

Rüger, U., Blomert, A. F. & Förster, W. (1990). Coping. Theoretische Konzepte, Forschungsansätze, Meßinstrumente zur Krankheitsbewältigung. Göttingen: Verlag für Medizinische Psychologie, Vandenhoeck & Ruprecht.

Saigh, P. A. (Hrsg.). (1995). Posttraumatische Belastungsstörung. Bern: Hans Huber.

Sarason, B. R., Sarason, I. G. & Gurung, R. A. R. (1997). Close personal relationships and health outcomes: A key to the role of social support. In S. Duck (Ed.), Handbook of personal relationships. theory, research and interventions (2nd ed., pp. 547-574). Chichester: Wiley.

Schachter, S. (1959). The psychology of affiliation. Palo Alto CA: Stanford University Press.

Schenk, M (1984). Soziale Netzwerke und Kommunikation. Tübingen: Mohr.

Scherer, K. R. (1988). Criteria for emotion-antecedent appraisal: A review. In V. Hamilton, G. H. Bower & N. H. Frijda (Eds.), Cognitive perspectives on emotion and motivation (pp. 89-126). Dodrecht: Nijhoff.

Scherer, K. R. (1993). Studying the emotion-antecedent appraisal process: An expert system approach. Cognition and Emotion, 7, 325-355.

Schwarzer, R. (1993). Streß, Angst und Handlungsregulation. Stuttgart: Kohlhammer.

Schwarzer, R. & Leppin, A. (1989). Sozialer Rückhalt und Gesundheit: Eine Meta-Analyse. Göttingen: Hogrefe.

Schwenkmezger, P. & Hank, P. (1995). Ärger, Ärgerausdruck und Blutdruckverhalten: Ergebnisse einer kombinierten experimentellen und feldexperimentellen Untersuchung. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie, 3, 39-58.

Seiffge-Krenke, I. (1989). Bewältigung alltäglicher Problemsituationen: Ein Coping-Fragebogen für Jugendliche. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie, 10, 201-220.

Selye, H. (1986). History and present status of the stress concept. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress. Theoretical and clinical aspects (pp. 7-17). New York: The Free Press.

Stieglitz, R. D. & Baumann, U. (Hrsg.). (1994). Psychodiagnostik psychischer Störungen. Stuttgart: Enke.

Thoits, P. A. (1983). Dimensions of life events that influence psychological distress: An evaluation and synthesis of the literature. In H. B. Kaplan (Ed.), Psychological stress. Trends in theory and research (pp. 33-103). New York: Academic Press.

Veiel, H. O. F. & Baumann, U. (Eds.). (1992). The meaning and measurement of social support. New York: Hemisphere.

Veiel, H. O. F. & Ihle, M. (1993). Das Copingkonzept und das Unterstützungskonzept: Ein Strukturvergleich. In A.-R. Laireiter (Hrsg.), Soziales Netzwerk und Soziale Unterstützung: Konzepte, Methoden und Befunde (S. 55-65). Bern: Huber.

Vollrath, M. (1997). Streßbewältigung und Persönlichkeit. Swiss Journal of Psychology, 56, 3-19.

Westhoff, G. (Hrsg.). (1993). Handbuch psychosozialer Meßinstrumente. Göttingen: Hogrefe.

 

 

Раздел V. Интервенция: общие положения

 

 

Глава 18. Систематика клинико-психологической интервенции

Майнрад Перре, Урс Бауманн

 

 

Психологию и медицину можно различать по их важнейшим прикладным сферам — сферам интервенции; главным критерием при этом является тип используемых средств. Если в медицине воздействие осуществляется прежде всего медикаментозными, хирургическими, физическими и т. д. методами, то психологическая интервенция характеризуется применением психологических средств. Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.

 

Рис. 18.1. Систематика методов интервенции

 

В рамках психологии труда и организационной психологии в последние десятилетия было предложено множество методов интервенции, ныне широко используемых психологами-практиками, например метод «дискуссионного тренинга» (Greif, 1976), который был разработан и оценен в контексте психологии труда и организационной психологии, или так называемый «партиципативный производственный менеджмент» (Kleinbeck & Schmidt, 1990) — концепция управления, основанная на строго определенных принципах действия, являющихся предметом экспериментальной оценки. Множество других методов возникло в целях улучшения социальных и коммуникативных способностей или для повышения креативности (ср., например, Argyle's «Social Skills at work», 1987). В контексте педагогической психологии апробировались, в частности, учебные методы, например научение, направленное на достижение цели («mastery-learning»), которое вырабатывает принципы действия, необходимого для организации оптимальных индивидуальных условий научения (Ingenkamp, 1979); или программы развития мышления у детей (ср. Klauer, 1989; Hager, Elsner & Hübner, 1995). Наиболее широкий и трудный для обзора спектр методов интервенции — это сфера методов клинико-психологической интервенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.