Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы аля самопроверки




1. Что такое половая сегрегация? Как она проявляется в разные возрастные периоды? Обоснуйте свой ответ эмпирическими данными.

2. Расскажите о проявлениях мужской и женской субкультур в детстве. Обоснуйте свой ответ.

3. В чем проявляется конфронтация полов в детстве?

4. Что такое политика равных возможностей?

5. Приведите примеры половой сегрегации и неблагоприятных гендерных отношений в деловых организациях.

6. Что такое конвергенция полов? В каких областях жизни она проявляется у взрослых?

7. Чем отличаются описательное и оценочное самораскрытие? К какому виду более склонны мужчины? Женщины?

8. Сравните сексуальные установки у разных полов в детстве и юношестве. Чем они отличаются?

9. Расскажите о половых различиях в предпочитаемых и отвергаемых любовных стилях.

 

10. В чем сходство и отличие реакций мужчин и женщин на измену сексуального партнера и разрыв отношений?

11. Какие различия в сексуальном поведении мужчин и женщин выявлены в исследованиях?

12. Расскажите об особенностях гомогендерных сексуальных отношений. Назовите 3 модели этих отношений.

13. Какие факторы влияют на супружеские отношения? Проиллюстрируйте свой ответ эмпирическими данными.

14. Назовите типы брака и охарактеризуйте каждый тип.

15. Какие психологические проблемы возникают у мужа работающей жены?

16. Расскажите об исследованиях лидерства в семье.

17. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?


336 Глава 9. Гендерные отношения

18. Назовите 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей. Какие из них свойственны мужчинам, а какие — женщинам?

19. Чем отличаются родительские стили поведения у мужчин и женщин?

20. Одинаково ли поведение матери и отца по отношению к дочери и сыну?

21. Какие вы знаете стратегии взаимодействия супругов при воспитании детей?

22. В чем проявляются половые различия поведения в конфликтной ситуации?

23. Назовите сходные и отличительные черты девиантного поведения, мужчин и женщин.

Учебные задания

1. Внимательно изучите параграф о детской половой сегрегации. Составьте план беседы с детьми о выяснении признаков такой сегрегации в России. Затем, учитывая этот план, побеседуйте с детьми-ровесниками: мальчиком и девочкой. Обсудите результаты в группе.

2. Проведите в своей группе дискуссию на тему «Причины половой сегрегации в детстве».

3. Побеседуйте с 3 своими знакомыми мужчинами и 3 женщинами о мужской и женской дружбе. Спросите, встречали ли они случаи дружбы (без любви) между мужчиной и женщиной. Проведите в группе обсуждение результатов своего исследования.

4. Проведите в группе дискуссию на тему «Любовные стили у мужчин и женщин».

5. Побеседуйте с мужчиной и женщиной одного возраста о том, как они относятся к возможной измене своего сексуального партнера. Проведите в группе дискуссию на тему «Мужчины и женщины в ситуации измены».

6. Опросите 5 супружеских пар (задавая вопросы мужу и жене по отдельности) о том, кто лидер в их семье и по каким признакам они это определяют. Обсудите в своей группе вопрос о том, как лидерство в семье влияет на взаимоотношения супругов.

7. Напишите сочинение на тему «Каким должно быть поведение матери и отца, чтобы у мальчиков и девочек формировалась здоровая гендерная идентичность».

8. Изучите материал о различиях в поведении мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Придумайте две ситуации гендерного конфликта (причина — половые различия личностных и поведенческих характеристик мужчины и женщины). Разыграйте в группе эти ситуации и обсудите способы разрешения подобных конфликтов.

9. Проведите в группе дискуссию на тему «Насилие против женщин и против мужчин: его проявления и причины».

10. Напишите сочинение на тему «Конфронтация полов: миф или реальность» и обсудите его в группе.


 


ГЛОССАРИЙ _______________________________

Авторитарный лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.

Агапэ — альтруистический любовный стиль.

Агрессивная доминантность — стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии.

Акселерация — ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.

Андрогиния — баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Андрогины — мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.

Астенический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся преобладанием продольных размеров тела над поперечными, узким лицом и костями, пониженным жироотложением, общей худобой и вытянутостью.

Атлетический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся развитым скелетом и мышцами, большими конечностями (особенно кистями и стопами), плоским животом и широкими плечами.

Аутокинетический эффект — иллюзия движения собственного тела.

Бисексуальность — потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.

Болевая толерантность — устойчивость к боли, способность терпеть сильную боль как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

Боязнь успеха — мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.

Вводные слова — один из признаков «поддерживающего» речевого стиля, когда индивид часто употребляет слова, которые могут смягчить его высказывания и продемонстрировать сомнение в своей правоте: «Возможно, я не прав»; «Может быть, надо сделать так» и т. п.

Вегетативный коэффициент — энергетическая установка испытуемого по отношению к активным, мобилизующим цветам (красному и желтому) и пассивным, связанным с бездействием цветам (синему и зеленому).

Величина половых различий (индекс d) показатель, используемый в метаана-лизе при оценке степени половых различий; выделяют малую, среднюю и большую степени различий (все — статистически значимые).

Вербальная агрессия — агрессия, выражающаяся в оскорбительных словах, кличках, иронических высказываниях.


338 Глоссарий

Вербальная память — запоминание слов, предложений, рассказов, имен, названий картинок.

Волевое мышечное усилие — способность удерживать мышечное напряжение на определенном уровне с помощью моторики и воли.

Вторичная пропорция полов — соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек.

Гендер — социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе).

Гендерная дискриминация — нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.

Гендерная диспропорция — неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления.

Гендерная идентичность — отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная идеология — бытующее в обществе представление о качествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними.

Гендерная сегрегация — преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости — в дружеских и деловых отношениях.

Гендерная ситуация — характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам, связанным с полом.

Гендерно-атипичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.

Гендерно-типичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.

Гендерно-типичные эмоции — эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.

Гендерное неравенство — привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).

Гендерное равновесие — практически равное количество женщин и мужчин в группе, организации, обществе.

Гендерные предубеждения — негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываниях, ограничении контактов.


Глоссарий 339

Гендерные установки — позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Гендерный аутостереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола.

Гендерный гетеростереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Гендерный стереотип — шаблонные житейские представления о разлігчиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

Гендерный стиль — стиль поведения индивида, соответствующий гендерным стереотипам для данного пола.

Гендерный эффект — явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку).

Демократический лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.

Дивергенция полов — стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола.

Директивные речевые паттерны — набор речевых способов, приемов, оборотов, для которых характерны напор, стремление подавить собеседника; проявления: прерывание партнера, стремление большую часть времени говорить самому, использование повелительного наклонения, начальственный тон, избегание контакта глаз и т. п.

Доминант — полноправный член группы, который по определенному признаку представляет ее большинство (к примеру, по полу, этнической принадлежности).

Доминантность — стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов.

Дублирование — образец речевого «поддерживающего» поведения, когда собеседник вступает в разговор одновременно с партнером.

Женская субкультура — совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин.

«Звездная болезнь» — метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной.

Звуковой фон (угу-поддакивания) — речевой паттерн «поддержки» партнера, а также прием активного слушания, который выражается в демонстрации согласия с собеседником, активного внимания к его речи: кивками головы, мимикой заинтересованности, восклицаниях типа: «Да-да!».


340 Глоссарии

Знаковая память — запоминание материала, который относится к классу «знаки»: цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения и т. п.

Зрительно-пространственные способности — совокупность показателей, получаемых при решении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором, пространственными представлениями, ориентацией в пространстве.

Инграциация — совокупность способов, приемов и стратегий воздействия на другого человека (мишень инграциации) с целью создания у него благоприятного впечатления и позитивного отношения к инграциатору.

Инструментальная гендерная роль — обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье — еще и на материальное обеспечение).

Интернальный локус контроля — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

Исследовательский плач — плач младенца как реакция познания среды — в ответ на новый стимул или новую ситуацию.

Когнитивный компонент эмпатии — способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.

Коллаборативный лидерский стиль — стиль поведения, основанный на сотрудничестве лидера с последователями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.