Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофилы и западники




Работа с документами

Документ 1

Нас всех и в особенности Хомякова и К. Аксакова прозвали «славянофилами»; но это прозвище вовсе не выражает сущности нашего направления. Правда, мы всегда были расположены к славянам, старались быть с ними в сношениях, изучали их историю и нынешнее их положение, помогали им, чем могли, но это вовсе не составляло главного, существенного отличия нашего кружка от противоположного кружка западников. Между нами и ими были разногласия несравненно более существенные...

Они ожидали света только с Запада, превозносили все там существующее, старались подражать всему там установившемуся и забывали, что у нас свой ум, свои местные, временные, духовные и физические особенности и потребности. Мы вовсе не отвергали великих открытий и усовершенствований, сделанных на Западе, считали необходимым узнавать все там выработанное, пользоваться от него весьма многим; но мы находили все пропускать через критику нашего собственного разума и развивать себя с помощью, а не посредством позаимствовании от народов, опередивших нас на пути образования...

Мы признаем первою, самою существенной нашею задачей - изучение самих себя в истории и в настоящем быте... Мы вовсе не желали воскресить древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели в виду себя и других в него преобразовывать...

Мы стояли не за обветшалое, не за мертвящее, а за то, в чем сохранялась жизнь действительная... Не мы ли были самыми усердными поборниками освобождения крестьян, и притом с наделением их в больших по возможности размерах землею? Не мы ли оказались самыми ревностными деятелями в земских учреждениях? Подняли, одушевили, двинули вперед Россию не доктрины французские, английские или немецкие, а те чувства и мысли, которые живут в русском православном человеке и которые теперь почти противоположны западноевропейским стремлениям и понятиям.

Записки А.И. Кошелева//Русское

общество 40-х - 50-х годов XIX в.

ч.1-М.: 1991. С. 90-92.

Вопросы:

1. Укажите сходство и различия во взглядах славянофилов и западников на пути развития России.

2. В чем состоит сущность высказывания Н.А. Бердяева, что славянофилы и западники «враги - друзья»?

 

Документ2.

Сергей Нечаев «Катехизис революционера».

Отношение революционера к самому себе.

§ 1. Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглосчено1 единственным исключительным интересом, единой мыслью, единою страстью - революцией.

§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненявидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю обсчественую нравствен­ность. Нравственно для него все, что способствует торжеству револю­ции.

§ 5. Революционер - человек обреченный... Он каждый день должен быть

готов к смерти....

Отношение революционера к товарисчам по революции.

§ 8. Другом и милым человеком для революционера может быть только

человек, заявивший себя на деле таким же революционным делом, как и он сам... Мера дружбы в отношении к такому товарисчу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практи­ческой революции.

§ 11. Когда товарисч попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет,

революционер должен соображать... только с пользой революционного дела. Отношение революционера к обсчеству.

§ 13. Он не революционер, если ему чего нибудь жаль в этом мире..., в

котором - всё и все должны быт ему ровно ненавистны.

§ 14. С целью беспосчаднаго разрушения революционер может и даже часто

должен, жить в обсчестве, притворяясь совсем не тем, что он есть. Рево­люционеры должны проникнуть... в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военный, в литературу, в третье отделение и даже в зимний дворец.

Родина. - 1990. №2.с.82-83

Вопросы:

1. Ваша нравственная оценка нечаевщины.

2. Какие черты большевистской организации предвосхитил С. Нечаев в «Катехизисе революционера»?

_______________________

1 Орфография автора

 

Документ 3.

Программа Исполнительного комитета «Народной воли»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.