Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресса




ПСИХОЛОГИЯ

 

АМН СССР

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1983


Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса.

Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.

Ответственный редактор

кандидат медицинских наук

В. А. ПОПОВ

ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ КИТАЕВ-СМЫК

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА

Утверждено в печати Институтом психологии АН СССР

Редактор издательства О. И. Датурян. Художник О. В. Камасв.

Художеотеегягнй редактор И. А. Фпльчагина.

Тсхнич р Т. А. Калинина. Корректоры Я-С.Агапова, Л.И-Левашова

Сдано в набор 18.03.S3. Подписано к печати 15.08.83. Т-177Н. Формат G0X8.W,». Бумага типографская л: 1. Гарнитура обыкновенная. Печать высока». Усл. печ. л. 21,4. Уч.-изд. л. 24,8. Усл. кр. отт. 22,42. Тираж 29000 экз. Тип. зак. Л" 3501. Цена 1 р. 70 к.

Издательство «Наука» 117864 ГСП-7, Москва, В-485, Профсоюзная ул., 90

Набрано в ордена Трудового Красного Знамени первой Образцовой

типографии имени Л. V. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном

комитете Совета Министров CCCi' по делам издательств, полиграфии

и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28

Отпечатано во 2-й типографии издательства «Наука» 121099, Москва, Г-99,

Шубинскнй пер., 10

Кн. 1. © Издательство «Наука»

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса.

В этой книге читатель не найдет того, ради чего, возможно, оп раскрыл ее, в ней нет описания конкретных методов предотвращения стресса. Однако знакомство с анализом причин стресса, с закономерностями его течения, с его последствиями, изложенными в монографии, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на человека стрессогенных ситуаций, а также способы увеличения благоприятных эффектов этих ситуаций. Многочисленные школы антистрессового психотренинга используют на первом этапе укрепления возможностей человека противостоять экстремальным воздействиям ознакомление его с симптомами стресса, с его функциональными механизмами, индивидуальными различиями и т. п.

Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям. Это создает разночтение указанного понятия. Б связи с этим в первом разделе книги рассмотрены интерпретации понятия «стресс», коротко прослежены истоки концепции стресса, освещены направления исследований, использующих методологические построения этой концепции.

В первом разделе приводится сводка основных направлений психологических исследований стресса. Среди них выделились как ведущие исследование деятельности в экстремальных условиях, разработка психологических методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса и изучение личностных особенностей при стрессе.

Психологические исследования стресса должны базироваться на специальных методологических принципах, которые до настоящего времени не разработаны в должной мере. Отход от этих принципов может лишить исследование стресса корректной содержательности. Методологические принципы, ставшие очевидными ав-Т0РУ данной монографии в ходе проводимых им исследований стресса,, также изложены в ее первом разделе. Этот раздел завершается


описанием особой формы отрессогенных факторов, вызывающих стрессовые реакциия в которых первичным элементом являются рефлекторные, эмоционально-окрашенные формы поведения — «рефлекторно-эмоциопальпый стресс». Анализ его структуры позволил выделить четыре совокупности проявлений стресса. Их подробному описанию посвящены последующие разделы книги.

Во втором разделе рассмотрены общие закономерности эмоционально-поведенческих проявлений стресса, а также представлены частные исследования этих проявлений при кратковременных гра-виинерциовпых и акустических экстремальных воздействиях, которые, как полагают [263], могут вызывать «врожденное» чувство страха. Во время этих исследований основное внимание было обращено на эмоциональное поведение и переживания людей, не прошедших предварительного специального отбора и подготовки. Такая направленность исследований, а также их большой объем позволили получить данные, раскрывающие общие закономерности эмоционального стресса и принципы управления им. Вегетативные процессы при стрессе и, главным образом, их роль в возникновении его психологических проявлений описаны в третьем разделе книги. Сложность процессов взаимодействия вегетативных и психических функций показана па примере «болезни укачивания», возникающей у многих людей при экстремальных гравиинерцион-ных воздействиях. На основании результатов анализа индивидуальных различий вегетативных реакций при стрессе высказана гипотеза относительно их сущности и предложены способы разработки методов купирования неблагоприятных проявлений стресса. Четвертый раздел посвящен описанию изменений при стрессе процессов восприятия, мышления, памяти и т. д. Особое внимание обращено на изменения показателей операторской деятельности при неблагоприятных для человека труднопереносимых проявлениях стресса. В пятом разделе описана динамика изменений общения между членами небольшой группы. Рассмотрена проблема активности взаимодействия людей при стрессе. Шестой, заключительный раздел монографии посвящен анализу генетических предпосылок индивидуальных различий стресса.

Особое внимание в книге обращено на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые в экспериментальных условиях, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния. Такие ситуации могут пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычных нестрессо-генных условиях.

Изучение проблемы стресса далеко от завершения. Поэтому материалы, представленные в этой книге, не ранжированы по их значимости для решения этой проблемы.


СТРЕСС—

«ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ

СИНДРОМ»

Концепция стресса оказала большое влияние на различные направления науки о Человеке. Родившись в результате серии патофизиологических исследований, концепция выдающегося канадского ученого Ганса Селье была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии и др. Анализ развития концепции стресса и научных достижений, полученных под ее флагом,— дело науковедения и истории науки. В настоящем разделе книги изложены основные положения концепции стресса, в самом кратком виде указаны направления психологических исследований стресса и некоторые ведущие методологические принципы исследований при экстремальных воздействиях на человека* а также изложена общая структура подхода автора книги к проблеме стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.