Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие социальной психологии




Уровни анализа социально психологических явлений

IV. ГРУППА – феномен общения, существующий автономно, но и связывающий остальные между собой

II. ГРУППА – социально-психологические явления связанные с рассмотрением проблем личности.

· Диспозиционная структура личности Ядова

· Ценностные ориентации отношения личности

· Роли

· Восприятие и понимание людьми друг друга

III. ГРУППА – массовидные социально-психологические явления, включающие психологические характеристики больших социальных общностей:

· характеристику нравов, обычаев, привычек

· подражение, внушение, заражение

· психологические особенности массы и толпы

Ø Единичный – когда явления анализируются и выступают на личностном уровне

Ø Особенный - когда явления анализируются и обнаруживаются в коллективной групповой жизнедеятельности

Ø Всеобщий - когда явления проявляются на всеобщем, массовидном уровне

 

 

I. ЭТАП. (6в. до н.э. – середина19в.)

История социальной психологии как научной дисциплины — относительно молодая отрасль знания.

Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом, как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.

При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в «недрах» других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки.

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций:

В античной философии — это не только философия Платона (проблемы типологии личности), но и философия Аристотеля (впервые предложившего исследовать сущность личности как общественного существа).

В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк (изучали проблемы массовых коммуникаций), Гельвеции, Руссо, Гегель (стоиками рассматривались проблемы общения, софисты изучали речь – как средство общения).

Так же изучались проблемы познания людьми друг друга, выделение социальных типов людей на основе портретной типологии:

Физиогномика – (18в. основатель Лаффатор) учение о выражении человека в чертах лица и формах тела. Это искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Френология – (18в. основатель Галь, от греч. душа, ум познаю) Это теория, согласно которой, на основе краниометрических данных можно судить о психических особенностях человека.

Краниометрия – (череп мерить) В антропологии система измерения черепа с помощью антропологических инструментов.

Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.