Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование на предприятии




 

Планирование на предприятии имеет свои особенности:

1) существует выбор из множества альтернатив развития предприятия в будущем;

2) реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня, а поэтому существует вероятность ошибки;

3) планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с производства товаров, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;

4) исходной посылкой планирования, как правило, выступает принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц;

5) в силу различий в самой сущности и характере проявления фактора производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют рассмотрения в долгосрочном плане. В то же время, текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами (плата за энергию, воду и др.) нуждается в анализе в краткосрочном периоде.

Порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий. В связи с переходом к рыночным отношениям в РФ значительная часть государственных предприятий была акционирована. Однако, при выполнении государственного заказа, полученного в результате выигранного тендера (конкурса), любые предприятия независимо от формы собственности получают особый статус. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (с изменениями от 27 июля 1998 г.) от 6 октября 1994 г. №1138 такие предприятия получают статус казенного, госзаказ, ресурсы для его выполнения, на них распространяется план и нормативы, в том числе и по заработной плате. Одновременно такие предприятия могут выпускать дополнительную продукцию, для которой сами находят ресурсы, рынок сбыта, получают прибыль и выплачивают заработную плату, исходя из результатов этой деятельности.

Вместе с тем, нужно отметить, что зачисление в список казенных предприятий не означает, что они там остаются навечно: если отпадает надобность в той или иной продукции, то госзаказ может быть снят, и предприятия снова переходят в разряд государственных или приватизируются.

В связи с выделением казенных предприятий определен порядок планирования и финансирования их деятельности, регулирования взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными органами), на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления.

Производственно-хозяйственная деятельность завода должна осуществляться в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Кроме того, завод вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную соответствующим уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе. Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, производимой заводом с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения госзаказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения план-заказ с учетом плана развития завода.

В плане-заказе устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:

1) объём поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;

2) фонд оплаты труда и нормативы его уменьшения при невыполнении показателей плана-заказа. Увеличение же фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;

3) лимит численности работников;

4) объём средств, выделяемых из федерального бюджета, и условия их предоставления.

Здесь практически используется система показателей, аналогичная той, которая применялась для государственных предприятий в условиях централизованного директивного планирования.

Завод по согласованию с уполномоченным органом разрабатывает, кроме того, план своего развития, предусматривающий:

– мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы завода по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;

– задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

– задания по созданию и освоению новых видов продукции;

– задания по подготовке и переподготовке кадров;

– условия реализации плана развития завода, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

Ценообразование на продукцию завода осуществляется следующим образом: если на продукцию (работы, услуги), произведенную в соответствии с планом-заказом, не применяется государственное регулирование цен, то она реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Продукция же, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам (тарифам), устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

Фонд оплаты труда работникам завода на объём плана-заказа определяется на основе рекомендуемой государством тарифной сетки по оплате труда работников завода. Формы же оплаты труда, размеры ставок (окладов), соотношения их размеров между отдельными категориями работников завода, система премирования, порядок и условия выплаты вознаграждения по итогам работы за год и другие формы материального поощрения определяются директором завода в соответствии с положением об оплате труда работников завода. В пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности директор завода самостоятельно утверждает структуру и штаты завода.

В постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик и казенных хозяйств)» определен и порядок финансирования их деятельности, связанный с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляемый за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

– реализацию плана развития завода, в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

– содержание объектов социальной инфраструктуры;

– компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Причем эти средства на финансирование заводов должны предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ. Не использованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

На практике на предприятиях применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждый из указанных видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки и расчета показателей.

Особое место в организации стратегии производственной деятельности предприятия занимает бизнес-планирование.

Роль, особенности бизнес-плана и этапы его разработки. Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса[1].

Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

– снижает риск предпринимательской деятельности;

– конкретизирует перспективы бизнеса;

– привлекает внимание и интерес потенциальных инвесторов фирмы;

– помогает получить ценный опыт планирования и др.

Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели, которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы.

Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами. Именно бизнес-план имеет направленность, превращаясь в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.

В современных российских условиях бизнес-план осуществляет еще одну важную функцию – он является инструментом процесса приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании организации.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно – 3–5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

– бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только те, которые связаны с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие;

– стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана добавляется ещё один годичный период к конечному сроку стратегического плана. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен завод и достигнута его проектная мощность). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;

– в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

Этапы разработки бизнес-плана. Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации. Источниками нужной информации могут стать: учебники по бизнес-планированию; отраслевые издания; правительственные учреждения; консалтинговые и аудиторские фирмы; курсы по составлению бизнес-планов; знакомые, коллеги, друзья и другие источники.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план.

Подавляющее большинство российских фирм остро нуждаются во внешнем финансировании. Однако ни один банк и, тем более, ни один иностранный инвестор не дадут и гроша бизнесмену, который не умеет обосновать заявки, убедительно доказать, что будет эффективно использовать кредит, сможет вернуть его в срок, да еще с процентами.

Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели – привлечение инвесторов – могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта. Совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределение прибыли и т. д., во-первых, вызовут дополнительный интерес к проекту и помогут легче получить необходимые финансовые ресурсы. Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. Эксперты помогут разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу – точному определению своих целевых читателей – будут ли это внутренние участники организации или же внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, – будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты[2].

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвертому шагу – установлению общей структуры создаваемого документа.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

– титульный лист;

– резюме;

– историю своего бизнеса (если предприятие уже действует);

– описание продуктов (услуг);

– описание дел в отрасли, товарные рынки;

– конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;

– производственный план;

– план маркетинга;

– организационный план;

– финансовый план и оценку риска;

– план исследований и разработок;

– приложения (аппендикс).

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники – работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании – непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап.

Главное правило здесь: менеджер должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у него нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать менеджеру. Если же он перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

– неполное знание менеджером слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности;

– отсутствие обучения планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации;

– неумение менеджера доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, менеджер должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой, шаг. Он заключается в том, что менеджер предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.

Перед тем, как передать бизнес-план заинтересованным читателям, необходимо тщательно продумать и составить их список.

И, наконец, если бизнес-план был отклонен, следует трезво задуматься: почему это произошло? В любом случае бизнес-план может быть переработан и усовершенствован, за исключением того варианта, когда выбраны заведомо нереальные ориентиры.

В целом работа по бизнес-планированию – это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.