Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный процесс




Проблемные вопросы для углубления знаний

 

1. Целеполагание и план как вид управленческого решения.

2. Организация реализации планов на предприятии.

3. Процесс контроля и регулирование.

4. Контрольная функция в деятельности менеджера.

5.Методы управления в системе мотивационного механизма.

6.Особенности стимулирования труда работников государственных учреждений социальной сферы.

7.Условия эффективности системы стимулирования труда.

 

Глава 5. Инновационный менеджмент

 

 

В мировой экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

В литературе насчитываются сотни определений термина «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, Э. Роджерс, Б. Твисс, Р. Фостер, В. Хартман, И. Шумпетер и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати)1.

В соответствии с этими стандартами инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам2.

Инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е гг., он уже ввел понятие «инновация», трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведений, а также в падении монополии производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первая фаза в основном включает в себя последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – это процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам и распределяется между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта.

Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами, например: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из основных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: а) новаторов; б) ранних реципиентов; в) большинство; г) отстающих. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ.

Кроме того, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитаторов. Так, вероятность доминирования на рынке будет наибольшей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологии определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет всегда наибольшим по сравнению с выполнением последующих этапов. Однако для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

По мере развития деятельность, представляющая инновационный процесс (ИП), распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. если порывается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, то, таким образом, порывается восприимчивость к инновациям.

В общем виде модель ИП можно представить как:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, (5.1)

 

где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

Ос – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

 

Анализ данной схемы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – Ос, который может продолжаться свыше 10 лет. Кроме того, относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С).

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование, что связано с понятием «научная деятельность». Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, Ос и ПП) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Научная работа – это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает по мере приближения ФИ к ПП, так как на последних стадиях ИП исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Фундаментальное (теоретическое) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Это развитие может осуществляться следующим образом (рис. 5.1):

 

 

 


Рис. 5.1. Развитие ФИ

 

Лишь некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ – Р – Пр и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат, а из оставшихся 10% тем ФИ с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ – познание и развитие процесса (теории вопроса).

Инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью и занятыми этой деятельностью организационными структурами, а также их персоналом.

Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла – планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство (рис. 5.2).

 


Рис. 5.2. Стадии цикла инновационного менеджмента

 

Стадия планирования – это составление плана реализации стратегии.

Определение условий и организация – это определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла; постановка задач перед сотрудниками; организация работы.

Исполнение – это осуществление исследований и разработок; реализация плана.

Руководство – это контроль и анализ; корректировка действий.

Виды инноваций и их классификация. Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, нужно различать: инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, т. е. цвет и т. п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменным конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; значительное расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инновации оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают в себя применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, а также получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть также связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, то можно выделить:

1) инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2) инновации на выходе из предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Кроме этого, в зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

– радикальные (базовые);

– улучшающие;

– модификационные (частные).

Перечисленные выше виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Учеными из Российского научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой в свою очередь выделены следующие виды инноваций:

– технологические;

– производственные;

– экономические;

– торговые;

– социальные;

– инновации в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин[3], согласно которой инновации учитываются:

1) по распространенности:

– единичные;

– диффузные;

2) по месту в производственном цикле:

– сырьевые;

– обеспечивающие (связывающие);

– продуктовые;

3) по преемственности:

– замещающие;

– отменяющие;

– возвратные;

– открывающие;

– ретровведения;

4) по охвату:

– локальные;

– системные;

– стратегические;

5) по инновационному потенциалу и степени новизны:

– радикальные;

– комбинаторные;

– совершенствующие.

Кроме того, два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют особое значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано в 20-х гг. прошлого века Н.Д. Кондратьевым[4], который обнаружил существование так называемых «больших циклов», или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н.Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлек к анализу данные о научно-технических открытиях, показал волнообразный характер их динамики. Он также исследовал динамику нововведений и показал их отличие от открытий и изобретений. Согласно этому динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются во времени неравномерно и появляются группами, т. е., говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н.Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.

Организационные структуры инновационного менеджмента. Организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками, называются организационными структурами инновационного менеджмента.

Научная организация – это организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, а также от организационно-правовой формы собственности.

Сегодня в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 5.1).

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым предприятиям (фирмам).

Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес в мировой экономической системе представлен небольшими самостоятельными фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

 

 

Таблица 5.1. Секторы науки (деятельности)

 

Сектор Секторы науки (деятельности)
   
Государственный Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации, в первую очередь, обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, поскольку, главным образом, вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся их общественных и административных функций
Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации
Высшее образование Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением, или ассоциированные с высшими учебными заведениями. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию РФ)
Частный бесприбыльный (некоммерческий) Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли – профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды (кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, т. е. относящихся к государственному сектору). Частные индивидуальные организации

 

Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х гг. XX в.

Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США, вблизи Стэндфордского университета, сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190–200 чел. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству обычно относят фирмы с числом работающих до 500 чел. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграничения предприятий. В США количественные критерии (численность наемных работников или оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором и в зависимости от особенностей производств и иных необходимых факторов. Так, в американской компании «Мак-Гроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 чел., к средним – до 99, к крупным – 100 и более чел.

На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьер» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 чел.

В странах Европейского союза (ЕС) к средним предприятиям относят предприятия с числом занятых от 50 до 250 чел., с годовым оборотом менее 16 млн. ЕВРО и суммой баланса менее 8 млн. ЕВРО, а к малым предприятиям – с числом занятых до 50 чел., с годовым оборотом менее 4 млн. ЕВРО и суммой баланса менее 2 млн. ЕВРО.

Кроме того, применяются различные определения малых и средних предприятий при оказании конкретных мер поддержки на уровне ЕС. При этом страны-члены ЕС в ряде случаев могут применять национальные критерии отношения предприятий к категории «малых».

В Японии к малым и средним предприятиям в обрабатывающей промышленности и транспорте относят предприятия с уставным фондом до 100 млн. иен и численностью до 300 чел., в оптовой торговле, соответственно, – до 30 млн. иен и численностью до 100 чел., а в розничной торговле и сфере услуг – до 10 млн. иен и численностью до 50 чел.

Указанные критерии отнесения предприятий к малым и средним являются верхними пределами.

Однако они могут быть законодательно изменены в зависимости и от необходимости применения отдельных мероприятий в некоторых отраслях (например в фарфорофаянсовом производстве и резиновой промышленности к вышеназванной группе предприятий относят предприятия с численностью до 900 чел.).

В Японии имеет место также понятие «маломасштабного предприятия» с численностью до 20 чел., а в торговле и сфере услуг – с численностью до 5 чел.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тыс. заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 чел., и 10% – это предприятия с численностью работающих от 10 до 20 чел.

Так, знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда», главным образом, собираются на больших японских заводах, но десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 чел., при этом площадь завода составляет всего лишь 300 кв.м. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка, т. е. этот человек является хозяином предприятия, и сам работает на нем. При этом он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это стало возможным благодаря тому, что материал для их производства – очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, т. е. практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объёма продаж (в передовых отраслях 8–10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохранившейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм и количество сотрудников в этих фирмах – небольшое.

Функции инновационного менеджмента выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например из консалтинговой фирмы.

Кроме этого, создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

– идеи инновации – нового изделия, технологии;

– общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

– рискового капитала для финансирования подобных фирм.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1) долевым участием инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной формах;

2) возможностью предоставления средств на длительный срок;

3) активной ролью инвестора в управлении финансируемой им фирмы. В США, в стране с высоким уровнем развития рискового капитала, основными сферами его приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

– собственно рисковый бизнес;

– внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

– во-первых, на независимые малые инновационные фирмы;

– во-вторых, на предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя фирмы, однако их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х гг., например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе; не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключительном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства – взносом в уставный капитал предприятия, т. е. частью собственных средств последнего.

Для развития российской экономики венчурное предпринимательство сегодня может сказаться весьма привлекательным.

Так, успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств за рубежом заставили в свою очередь и отдельные крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Эти проекты представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведется специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, то подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, а также продано другой фирме или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержу, предоставляет исследовательское оборудование, каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За установленный в договоре срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Согласно этому капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил, а именно:

1) каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта;

2) каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Эксплеренты – это фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.

Научно-технические разработки имеют здесь приоритетное значение, но инновационный бизнес не является чистой наукой или изобретательством.

На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм подобного союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Кроме того, не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей и зачастую оставляет прежнее место работы, после этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают с самого начала выпуска продукции.

Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике.

Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.

Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так как главной особенностью современного этапа развития российской науки, экономики и производства является их инновационная направленность.

На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и профессионального образования РФ).

Высшая школа сегодня имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль, проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объёма производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление с тиражированием грозит ему появлением копии или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет эксплеренту добиться выгодных условий и даже сохранить за собой определенную автономию. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

На узкий сегмент рынка ориентируются фирмы-патиенты. Они удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т. п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.

Главная цель инновационного менеджера – снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия для работы сотрудников.

В сфере стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты. Фирмы-виоленты – это фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству, и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений: о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.

Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – непременное условие для деятельности этих фирм. Поэтому им необходимо иметь должность инновационного менеджера и быть очень осторожными в изменении своей политики.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений: о своевременной постановке продукции на производство; о степени технологических особенностей изделий, выпускаемых виолентами; о целесообразных изменениях в них, согласно требованиям специфических потребителей.

Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике и вкусах покупателя товара, в сложившейся ситуации на рынке, а также точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.