Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды менеджмента




Сущность и содержание истории менеджмента

Дополнительная

Основная

* 1. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / В. А. Баринов, В. Л. Хар-ченко. – М.: ИНФРА-М, 2006.

*2. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / О. Д. Волкогонова,
А. Т. Зуб. – М.: Форум, 2008.

*3. Круглова, Н. Ю. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / Н. Ю. Круглова. – М.: Высшее образование, 2008.

1. Абчук, В. А. Менеджмент [Текст]: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Книжный дом, 2006.

2. Базиян, Н. Р. Практический менеджмент в России [Текст] / Н. Р. Базиян. – М.: Церера, 2005.

3. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2008.

4. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст]: учебник / О. С Виханский, А. И. Наумов. – М.: Экономист, 2006.

5. Драчева, Е. Л. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – М.: Академия, 2007.

6. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента [Текст]: Пер. с англ. О. Л. Пелявского
/ П. Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2008.

7. Казначевская, Г. Б. Менеджмент [Текст]: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-на-Дону: Феникс 2005.

8. Основы менеджмента [Текст]: Пер с англ. / М. Х. Мескон [и др.]; под ред. О. И. Медведя. – М.: Вильямс, 2007.

9. Семенова, И. И. История менеджмента [Текст]: учеб. пособие / И. И. Семенова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

10. Управление организацией [Текст]: учебник / Г. Л. Азоев [и др.]; под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

 

 

Современный менеджмент есть классическая теория управления.

С одной стороны, менеджментявляется наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.

С другой стороны, есть все основания считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень сложном, быстро меняющемся мире, в котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к искажению и упрощению, а значит,
к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам. Человек осваивает мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что не может быть формализовано в терминах и рекомендациях.

Таким образом, менеджмент одновременно является и наукой, и искусством.

В классическом представлении термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем и иными более сложными техническими системами), тогда как «менеджмент» имеет место только в случае полной свободы хозяйствующего субъекта, когда он функционирует в условиях рынка. По сути, оба эти термина могут означать как процесс, так и группу специалистов-профессионалов управленцев (административно-управленческий персонал – АУП) и управленческий орган (подразделение, структуру).

Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.

Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:

1) менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач;

2) менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица;

3) менеджмент – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

4) менеджмент – а) наука управления, б) система и процессуправления.

 

 

Рассматривая основные виды менеджмента, прежде всего, следует упомянуть об организационном менеджменте, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В итоге складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.

Тем не менее, названные решения являются уже объектом перспективного или текущего менеджмента.

В рамках перспективногоменеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.

Текущийменеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

При этом текущий и перспективный менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг).

Производственныйменеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплек-тующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Менеджментв области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.

Инновационныйменеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Менеджментв области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.

Кадровыйменеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

В основе финансовогоменеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.

Эккаунтинговыйменеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер1 выступает против расширенного толкования понятия «менеджмент», считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Вероятно, целесообразно прислушаться к этому мнению и ограничить предмет нашего исследования.

Поскольку одним из объектов менеджмента является процесс управления, необходимо различать функции этого процесса и функциональные назначения.

Под функцией понимается деятельность, работа; назначение – роль, которую выполняет определенный процесс по отношению к целому. В применении к менеджменту это ряд взаимо-связанных частных процессов, таких как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.

Функциональные назначения менеджмента представляют собой области функциониро-вания менеджеров, направления их профессиональной управленческой деятельности, такие как: подготовка производства, собственно производство, логистика (в том числе материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры. Функции и функциональные направления менеджмента взаимосвязаны.

Кроме того, так как менеджмент «подпитывается» научной базой таких дисциплин, как: кибернетика, системотехника, психология, теория принятия решений, теория информации, социология, то и изучение истории менеджмента невозможно без сведений об эволюции названных научных дисциплин.

Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологичес-кий подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Н.И. Кабушкин выделяет несколько исторических периодов:

I период – древний период;

II период – индустриальный период (1776–1890);

III период – период систематизации (1856–1960).

К этому следует добавить

IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца XIX в., в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, прин-ципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.

Выделяют следующиешколы управления.

1. Школа научного управления (1885–1920).

2. Административная (классическая) школа (1920–1950).

3. Школа человеческих отношений (1930–1950).

4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время).

5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).

Различные авторы дают различные временные периоды, объединяют или дифференцируют пп. 3 и 4.

Еще один вариант классификации – через методологию менеджмента. Данный вариант классификации предполагает выделение следующих походов к управлению, получивших развитие в рамках школ управления:

• процессный подход;

• системный подход;

• ситуационный подход.

Необходимо отметить, что временной аспект формирования и доминирования отдельных научных школ менеджмента может быть принят весьма условно (имеются разночтения у разных авторов), ибо экономические, политические и социальные условия конкретных стран в одно и то же время могут быть различными. В качестве примера можно привести нашу страну, которая на этапе построения социализма использовала элементы школы научного управления еще в тот период, когда сформировалась классическая школа. Напротив, элементы школы человеческих отношений в СССР нашли свое отражение в практике до того, как эта школа сформировалась на Западе.

Некоторые авторы рассматривают менеджмент в трех ракурсах: наука, практика и искусство. Поскольку искусство управления доступно людям, имеющим к этому талант, т.е. выдающиеся способности, высокую степень одаренности, этот аспект касается конкретных личностей. Нас же интересует исторический опыт (практика), формирование и развитие научной мысли, т.е. результат творчества многих людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.