Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль качества продукции




Обеспечение и повышение качества продукции – одна из главных задач производства. В решении этой задачи важная роль отводится контролю качества на всех этапах производства с целью проверки соответствия показателей качества установленным требованиям.

Система внутреннего контроля качества продукции — это совокупность мето­дов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегическо­го маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса. Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприя­тия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно-технического уровня производства и системы менеджмента пред­приятия.

Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного учета функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, ис­полнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям фирмы. По сложной технике еще необходи­мо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуа­тацию, техническое обслуживание и ремонт. Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к уве­личению издержек производства и потребления. Поэтому своевре­менное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня ка­чества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения техниче­ских требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стади­ях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического конт­роля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на пред­приятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвя­занных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций.

Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:

§ технический контроль должен охватывать все элементы и стадии
производственного процесса;

§ техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;

§ эффективность рациональной организации технического конт­роля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;

§ система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельны­ми исполнителями и различными подразделениями предприятия;

§ система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля и мотивации.

В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующие основные его виды: профилактичес­кий, приемочный, комплексный и специальный.

Методы контроля качества — это контроль наладки, летучий конт­роль, статистические методы контроля, выборочный или сплошной контроль, статистический анализ технологического процесса, обору­дования, качества продукции.

В зависимости от степени охвата контролем производственных опе­раций различают:

§ пооперационный контроль;

§ групповой контроль, выполняемый после нескольких производ­ственных операций.

По месту выполнения контрольные операции подразделяются на:

§ стационарные;

§ скользящие контрольные операции, выполняемые непосредствен­но на рабочих местах.

В зависимости от объекта контроля выделяют операции по проверке:

§ исходных материалов;

§ покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;
продукции на разных стадиях производства;

§ средств производства;

§ технологических процессов;

§ документации, методов, систем обеспечения (управления) каче­ства продукции.

Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно-технические про­цедуры, формы и методы, в том числе контроль, диагностирование, ис­пытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др.

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сег­мент можно, только представив потенциальным потребителям достовер­ную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспе­чения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид внешнего контроля, как сертификация (от лат. Certum – верно, facere - делать). Серти­фикация — это деятельность по документальному подтверждению соответствия продук­ции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, незави­симой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распро­странение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опас­ной для людей и окружающей среды.

Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1) обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

2) добровольность либо обязательность;

3) объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;

4) достоверность, т. е. использование профессиональной испыта­тельной базы;

5) исключение дискриминации в сертификации продукции отече­ственных и зарубежных изготовителей;

6) предоставление изготовителю права выбора органа по сертифи­кации и испытательной лаборатории;

7) установление ответственности участников сертификации;

8) правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональ­ность использования результатов сертификации (сертификатов
и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями,
органами надзора, таможней, страховыми организациями, бир­жами, аукционами, арбитражем, судом;

9) открытость информации о положительных результатах сертифи­кации или о прекращении действия сертификата;

10)разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификаций включает две стадии:

- обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

- организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции, установленным требованиям называется сертификат соответствия.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.

Заявители — предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа (марки) про­дукции.

Сертификационные центры — это органы, проводящие сертифика­цию продукции очень узкой номенклатуры.

Испытательные лаборатории — это производственные подразделе­ния, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопо­ставление их результатов.

Орган по сертификации — это орган, который проводит сертифи­кацию и несет ответственность за ее результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т.е. получить официальные полномо­чия на осуществление деятельности по сертификации.

Чрезвычайно важную роль во всех системах сертификации играют эксперты-аудиторы, которые проходят специальную подготовку и за­тем аттестовываются на право проведения определенных видов работ в области сертификации.

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных орга­нов (лабораторий), экспертов-аудиторов в системе сертификации осу­ществляется органом по сертификации. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осущест­вляет орган, проводящий сертификацию этой продукции.

Работы по подготовке и проведению сертификации включают:

1. Создание нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводится сертификация;

2. Разработку документа о порядке ее прохождения;

3. Предварительную проверку производства и последующие испытания сертифицируемой продукции.

4. Выдачу сертификата и права на использования знака соответствия.

5. Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.

6. Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и информирование о ее результатах.

Основой сертификации являются стандарты. Это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Существуют государственные стандарты (ГОСТы), отражающие:

1. Общие требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества, охрану окружающей среды и пр.

2. Обязательные требования к совместимости и взаимозаменяемости элементов продукции и ее отдельных видов.

3. Параметрические ряды и типовые конструкции изделий.

4. Их основные потребительские и эксплуатационные свойства, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, утилизации.

5. Правила оформления технической документации, допуски, термины, определения и обозначения, метрологические и другие правила и нормы.

6. Обязательные методы контроля требований к качеству:

- классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ)

- отраслевые стандарты (ОСТы)

- стандарты предприятий (СТП)

- стандарты научно-технических обществ (СТО)

- технические условия (ТУ) – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к ГОСТам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции.

Конкретные значения показателей для различных объектов определяются с помощью экспертизы, экспериментов, социологических исследований. Они объединяются в классы, обозначаемые численно (номером сорта) или условными символами (например, «люкс», «экстра»).

Контрольные вопросы:

1. Дайте собственное определение качества продукции (услуги)

2. Почему качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителя и снижения издержек производства?

3. Что такое «цепная реакция Деминга»?

4. Что такое показатель качества?

5. В чем сущность функциональных показателей качества?

6. Назовите методы определения показателей качества

7. Докажите важность управления качеством

8. Дайте определение системы управления качеством

9. В чем сущность «Петли качества»?

10. Назовите основные элементы системы качества

11. Каковы функции системы управления качеством?

12. Раскройте сущность концепции всеобщего (тотального) менеджмента качества

13. Какая серия международных стандартов систем качества лежит в основе формирования системы менеджмента качества?

14. Какие элементы включают системы управления качеством, основанные на ISO -9000

15. Назовите основные формы внутреннего контроля качества продукции

16. Как вы понимаете сущность сертификации, стандартизации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.