Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, система и источники финансового права




Финансовая система Республики Беларусь

Под финансовой системой Республики Беларусь понимается совокупность финансовых институтов, с помощью кото­рых государство осуществляет мобилизацию и распреде­ление денежных средств, и совокупность государственных органов и учреждений, которые в пределах своей ком­петенции осуществляют финансовую деятельность.

Финансовые институты - это экономические категории, каждая из которых представляет систему определенных эконо­мических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс, различные внебюджетные фонды, госу­дарственные доходы, кредит, государственное страхование.

Центральное место в финансовой системе занимает бюд­жет и бюджетный процесс. В соответствии с Законом Респуб­лики Беларусь от 4 июня 1993 г. в редакции Закона от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и госу­дарственных внебюджетных фондах» ', финансовая система состоит из двух звеньев: республиканского бюджета и местных бюджетов.

Неотъемлемой частью бюджетной системы является бюд­жетный процесс, в ходе которого составляются, рассматрива­ются, утверждаются и исполняются бюджеты.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20 Ст. 240; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 № 34. Ст. 476, 1999. № 1. Ст. 1. № 34-35. Ст. 520; НРПА. 2002. № 80. 2/868, № 87. 2/883.


Внебюджетные фонды - это новое звено финансовой сис­темы Республики Беларусь. Указанные фонды имеют строго целевое назначение. К ним относится, например, Фонд соци­альной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В соответствии с новой редакцией Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» с 1998 г. установлен новый вид бюджетов - консолиди­рованные бюджеты. Ими являются: консолидированный бюджет Республики Беларусь, который объединяет республиканский бюджет, бюджеты областей и бюджет г. Минска, консолидиро­ванный бюджет области - областной, районные и городские (го­родов областного подчинения) бюджеты, консолидированный бюджет района - районный и сельские, поселковые бюджеты.

Государственные доходы - это все денежные средства, которые поступают как непосредственно в собственность го­сударства, так и во временное пользование.

Ведущее место в системе государственных доходов зани­мают обязательные платежи, которые прежде всего поступа­ют в бюджет и другие внебюджетные фонды государства. Это -налоги, сборы, различного рода пошлины.

Во временное пользование государства денежные средства поступают посредством кредита (государственного и банков­ского), государственного страхования, путем эмиссии денег.

Государственный кредит основан на добровольности пла­тежей. Государство получает кредит, т.е. деньги взаймы, от юридических и физических лиц, а также от других государств. В результате образуется государственный долг - внутренний и внешний.

Государственный кредит осуществляется прежде всего че­рез размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей, проводимых по решению Правительства через Министерство финансов Рес­публики Беларусь.

С некоторой долей условности к системе финансовых ин­ститутов можно отнести и банковский кредит. Он заключается в установлении денежных отношений между банками, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны. Роль государства при этом сводится к осуществле-


нию финансового контроля за строго целевым использованием кредита и своевременным его возвращением. За свою кредит­ную (производственную) деятельность банки уплачивают на­логи и другие обязательные платежи.

Методом мобилизации государством денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному государ­ственному страхованию (личному и имущественному). Эти взносы временно используются государством как дополни­тельный источник доходов в бюджет.

В сложных экономических условиях одним из возможных методов мобилизации денежных средств может служить и эмиссия денег.

Однако сами по себе финансовые институты не могут осу­ществлять финансовую деятельность. Это - пассивный элемент финансовой системы. С помощью финансовых институтов со­здаются надлежащие условия, приемы, цели, методы финансо­вой деятельности.

Активным элементом финансовой системы Республики Бе­ларусь являются органы и учреждения, с помощью которых реализуется финансовая деятельность. Необходимо иметь в виду, что в осуществлении финансовой деятельности принима­ют участие все без исключения органы и учреждения государ­ства и иные субъекты.

Однако в финансовую систему должны включаться те органы и учреждения, для которых финансовая деятельность является основной. Поэтому к субъектам финансовой системы следует относить только те органы и учреждения, основой де­ятельности которых является финансовая деятельность.

Систему финансовых органов Республики Беларусь воз­главляет Министерство финансов Республики Беларусь и его органы на местах.

К субъектам финансовой системы относятся Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции на местах, департамент финансовых расследований Комитета государ­ственного контроля Республики Беларусь. В состав финансо­вой системы входят Национальный банк Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», а также управ­ления госкредита и госстраха, республиканская казна и мест­ные казначейства.


Финансовое право регулирует отношения, складывающи­еся в процессе финансовой деятельности государства и требу­ющие своего регулирования путем установления особой совокупности правовых норм. Это и является предметом фи­нансового права.

Государство должно определить права, обязанности и от­ветственность субъектов финансовой деятельности В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и исполь­зуется государством.

Специфика финансового права определяется его предме­том, видом регулируемых им общественных отношений, важ­нейшими из которых являются отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства.

Объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства. Эти отношения возникают под воз­действием и в интересах государства.

Предметом финансового права является не сама финансо­вая деятельность, а только те отношения, которые возникают в процессе ее осуществления. Вне этой сферы деятельности фи­нансовое право не возникает Сама же сфера финансовой дея­тельности государства обширна и многогранна, так как внутри ее возникает необходимость регулирования некоторых сторон не только нормами финансового права, но и другими отраслями права, потому что не все денежные отношения, которые возника­ют в ходе финансовой деятельности государства, являются фи­нансово-правовыми. Это и иные общественные отношения: конституционные, трудовые, административные, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права.

Финансовые отношения возникают между.

- Республикой Беларусь и местными административно-
территориальными единицами в связи с распределением фи­
нансовых ресурсов;

- финансовыми и налоговыми органами государства,
с одной стороны, и предприятиями, организациями и учрежде­
ниями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязанно-


стей перед государством или расходованием государственных денежных средств;

- государственными финансово-кредитными органами в
связи с образованием и использованием государственных де­
нежных фондов и ресурсов;

- государственными предприятиями, учреждениями и
организациями, с одной стороны, и их вышестоящими органа­
ми государственного управления - с другой, в связи с исполь­
зованием бюджетных или кредитных ресурсов, собственных
денежных средств;

- государственными финансово-кредитными органами,
с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с дру­
гой, в связи с образованием и распределением государственных
кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

- финансовыми и налоговыми органами государства,
с одной стороны, и физическими лицами - с другой, по уплате
ими налогов и неналоговых платежей в доход государства.

Таким образом, финансовое право есть отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, ре­гулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Финансово-правовые нормы, как и нормы других отрас­лей права, устанавливают определенные правила поведения, права и обязанности сторон. Однако они имеют особую сферу применения - финансовую деятельность государства, что яв­ляется их важнейшей особенностью.

Как правило, финансово-правовые нормы носят импера­тивный характер, т.е. они не зависят от воли сторон и выра­жены в категорической форме, не допускающей изменения содержащихся в этих нормах условий и характера обязатель­ства субъектов данных отношений.

Общественные отношения, возникающие в процессе фи­нансовой деятельности государства и урегулированные нор­мами финансового права, являются финансово-правовыми. Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, которые не нужда­ются в правовой регламентации, - организационная, подгото­вительная, аналитическая деятельность и др.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, ко­торые выделяют их из всей совокупности правовых отношений.


Финансово-правовые отношения невозможны вне госу­дарственной деятельности. Отсюда следует, что финансово-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами, между хозяйствующими субъектами. Эти отношения носят го­сударственно-властный характер. Одной стороной в этих от­ношениях выступает само государство или его орган.

Финансовое право имеет свою систему включая Общую и Особенную части.

Общая часть финансового права включает: понятие фи­нансовой деятельности государства, его методы и формы; предмет финансового права; нормы и финансово-правовые отношения. Сюда же примыкают правовые основы финансо­вого контроля.

К Особенной части финансового права относятся не­сколько крупных разделов (или институтов), важнейшими из которых являются бюджетное право, налоговое право, а так­же государственные расходы, государственный кредит, бан­ковское кредитование, денежное обращение и расчеты, валютное регулирование.

Основным источником финансового права, как и всякой другой отрасли права, является Конституция Республики Беларусь. В ней содержатся нормы, определяющие компетен­цию и права государства в лице его уполномоченных органов по вопросам бюджета, бюджетного процесса, налогов, денеж­ного обращения. Этому посвящен целый раздел действующей Конституции Республики Беларусь.

Источниками финансового права являются также:

- законы Республики Беларусь, например, от 4 июня 1993 г.
«О бюджетной системе Республики Беларусь и государствен­
ных внебюджетных фондах», Налоговый кодекс Республики
Беларусь, законы о конкретных налогах, взимаемых с юриди­
ческих и физических лиц;

- декреты и указы Президента Республики Беларусь;

- постановления Совета Министров Республики Беларусь;

- нормативные акты министерств и ведомств Республики
Беларусь.

Большую группу источников финансового права состав­ляют нормативные акты органов местного управления и са­моуправления, а также кредитно-финансовых органов Республики Беларусь.


Глава 41 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.