Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Монопсония




Тема 6. Олигополия

Монополистическая конкуренция. Отличительные признаки

1.Большое количество потребителей и производителей.

2.Барьеры для входа и выхода с рынка минимальны.

3.Каждая фирма воспринимает цены других фирм как заданные и регулирует только свою цену.

4.Дифференциация продукта: а) по качеству, б) условиям послепродажного обслуживания, в) упаковке, дизайну, г) по близости к потребителю, д) по интенсивности рекламы. Примеры: рестораны, пекарни, парикмахерские, станции техобслуживания. Своеобразие этой рыночной структуры состоит в том, что она не исключает конкуренции: дифференциация продукта приводит к тому, что каждая фирма имеет свои издержки, следовательно, цены. Потребителю это даёт возможность выбора.

 

Олигополия – такая структура рынка, при которой несколько независимых фирм (от 3х до 7) удовлетворяют спрос множества потребителей. Кривая спроса в этом случае более эластична, чем в условиях чистой монополии, но менее эластична чем в условиях монополистической конкуренции.

Основные признаки:

1. Немногочисленность фирм. Высокая концентрация рынка. Причины концентрации: а) эффект масштаба, б) входные барьеры, дороговизна и стоимость получения лицензии, в) большие расходы на рекламу, г) контроль или собственность на невоспроизводимые ресурсы, д) эффект слияния.

2. По типу продукции различают: а) чистую олигополию – структура, которая производит однородный продукт (цемент, медь, алюминий и т.д.), б) дифференцированная олигополия - производит разнообразную продукцию, как правило, одного функционального назначения (автомобильная промышленность, покрышки, моющие средства, сигареты).

 

Модели олигополии:

1. Не основанная на тайном сговоре олигополия, в этом случае цены, как правило, не гибкие и если совокупная прибыль устраивает монополистов они предпочитают не делать резких изменений цен.

2. Основанная на тайном сговоре. В этом случае фирмы действуют в условиях, аналогичных чистой монополии. Препятствия для тайного сговора: антимонопольное законодательство, различие в издержках, число фирм в отрасли, мошенничество, спад в экономике, возможность вхождения в отрасль новых фирм.

3. Лидерство в ценах. Как правило такую стратегию используют крупные корпорации, имеющие эффект масштаба и за счет этого более низкую цену.

4. Ценообразование по принципу «Издержки + накидка». Фирма к своим издержкам прибавляет приемлемую для себя норму прибыли.

 

 

В условиях такой структуры на рынке существуют один потребитель и множество производителей. Т.е. это структура, обратная чистой монополии. Потребитель может диктовать цену и манипулировать потреблением товара.

Примеры монопсонии:

1) небольшие города вокруг одного градообразующего предприятия, в роли монопсониста выступает работодатель этого предприятия;

2) одна закупочная организация;

3) закупки государства;

4) один банк в небольшом городе.

В противовес монопсонии на рынке могут образоваться компенсирующие структуры: профсоюзы, союзы предпринимателей. Противостоять монопсонии может создание конкурентной среды в области оптовых закупок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.