Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление педагогической науки в XIX веке. Теоретическое обоснование и реализация идей реального образования И. Г. Песталоцци




На развитие в Европе в XIX веке демократических педагогических преобразований, на реализацию их в практике школьного дела сильнейшее воздействие оказали идеи Французской революции (1789), открывшие доступ представителям «третьего сословия» в средние и высшие учебные заведения, положившие начало созданию светской народной школы и высшего специального образования.

Наиболее значимые изменения произошли в начале XIX века в начальной школе. Нона становится государственной, массовой, доступной для девочек. В ряде стран Западной Европы (Австрия, Пруссия, позднее Англия, Италия, Франция и др.) было введено обязательное начальное обучение. Одновременно увеличились уровень и объём элементарного образования за счет предметов гуманитарного и естественнонаучного цикла, возросла воспитательная функция начальной школы.

Средняя школа в Европе, наоборот, почти не изменялась до 70-х годов XIX века. Наиболее распространенным и полноправным типом средней европейской школы являлась классическая латинская школа, готовившая чиновников для государственной службы. Постепенно латинские школы были преобразованы в гимназии, лицеи, коллежи, грамматические школы и др.

Серьезным изменениям в первой половине XIX века подверглась теория образования и воспитания. Наиболее значительный вклад в её разработку, после Я.А. Коменского, внесли швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, немецкие педагоги-методисты Ф.А. Дистервег и И.Ф. Гербарт. Разрабатываемые ими педагогические теории находились на демократических позициях, идеи были направлены на улучшение просвещения, главным образом, в народной школе.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания «униженных и оскорблённых». За нм справедливо закрепилось имя «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

Родился И.Г. Песталоцци в Цюрихе. Учился сначала в школе, а затем в высшем учебном заведении гуманитарного направления – коллегиуме – на филологическом и философском отделениях. Продолжил учебу на юридическом факультете университета, изучал сельское хозяйство и агрономию. Ещё в 17 лет И. Песталоцци прочёл роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», который произвел на него огромное впечатление. В его мировоззрении идеи, выдвинутые французским просветителем, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др.

В 1774 году И.Г. Песталоцци приобрел небольшое имение Нейгоф, в котором открыл «Учреждение для бедных», приют, собрав в нем около 50 детей из бедных семей и сирот. Там он собирался провести некоторые преобразования в области земледелия и привлечь к этому окрестных крестьян Летом детей обучали полевым работам, зимой – ремеслу, работе на ткацких и прядильных станках. По мнению И.Г. Песталоцци, приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Сам он обучал сирот чтению, письму, счету, занимался их воспитанием. Им впервые была сделана попытка соединения обучения с производительным трудом. «Я убедился на собственном опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из тёмной глубины своей нищеты они поднимаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе», – писал И.Г. Песталоцци. В 1780 году школа разорилась, так как дети могли окупить расходы на свое содержание только непосильным напряжением физических сил, а гуманист и демократ И.Г. Песталоцци видел в детском труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать им разностороннюю трудовую подготовку. Однако постигшая его неудача не разубедила педагога в избранном им пути оказания помощи простому народу.

В течение последующих десяти лет И.Г. Песталоцци занимался литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание общества к решению острейшего вопроса: как сделать жизнь простых людей обеспеченной, как поднять уровень нравственного и умственного состояния трудящихся. В своём социально-педагогическом романе «Лингард и Гертруда» (1781 – 1787) И.Г. Песталоцци развивает идеи об улучшении жизни крестьян посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Автор делает акцент на том, что уровень жизни простого народа поднимется только с уровнем образования. А поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, следственно, образование должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано педагогом. Роман принес И.Г. Песталоцци некоторые средства, а главное – громкую славу и известность. Законодательное собрание Французской республики присвоило ему звание «почётного гражданина Французской республики».

В 1789 году И.Г. Песталоцци возвращается к педагогической деятельности. В полуразрушенном войной здании монастыря в г. Станце он открывает «Учреждение для сирот и нищих». Здесь педагог ведет исследовательскую работу по проблемам воспитывающего труда и развивающего обучения. У него зарождается идея о соединении элементарного умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Однако и этот приют просуществовал недолго: здание реквизируют под госпиталь для солдат, воспитанники снова оказываются на улице.

Некоторое время спустя И.Песталоцци снова удаётся открыть школу в Бургдофе (1800 – 1804), которая впоследствии была переведена в Ивердон (1805 – 1825). И везде педагог стремился сделать приют одной большой семьёй, стать для детей заботливым отцом и лучшим другом. «С утра до вечера я был среди них. Моя рука лежала в их руке, мои глаза глядели в их глаза. Мои слёзы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей – были только они», – писал И.Г. Песталоцци.

Исследователю удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ перед традиционным обучением. Еще в Бургдофе при интернате было открыто отделение для подготовки учителей. В этот период И.Г. Песталоцци много пишет. Выходят в свет сочинения: «Как Гертруда учит своих детей» (1802), «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить» (1803), «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», в которых излагались новые методы начального обучения.

В Ивердоне И.Г. Песталоцци создал институт, объединяющий в себе среднюю школу и учебное заведение для подготовки педагогов. Институт посещали много людей: известных писателей, учёных, политических деятелей и т.п., – чтобы воочию убедиться в целесообразности новых педагогических приёмов. Российский император Александр I также заинтересовался деятельностью И.Г. Песталоцци, встречался с ним и выразил одобрение его деятельности. В учебном заведении занимались дети аристократов, состоятельных буржуа. Испытывая большую неудовлетворенность оттого, что его теория и его деятельность используются в интересах знатных и богатых людей, И.Г. Песталоцци в 1825 году возвращается в Нейгоф, где полвека назад он начинал педагогическую деятельность. 80-лерним стариком здесь он пишет своё последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826).

И.Г. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений – сначала в семье, затем в школе. Вслед за Ж.-Ж. Руссо швейцарский педагог призывал вернуться в воспитании к природосообразности. Воспитание он рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства».

Путем реализации своей педагогической теории И.Г. Песталоцци разработал метод элементарного образования, суть которого заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Процесс обучения и воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. «Час рождения ребенка есть первый час его обучения».

При определении основ образования И.Г. Песталоцци предлагал опираться на знание основ психологии человека. В поисках общего психологического источника приёмов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы – простейшие составные части человеческого знания. Педагог разложил учебно-воспитательный процесс на простейшие элементы: умственное воспитание – первичные элементы: число, форма, язык; нравственное воспитание – отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, красоты; физическое и трудовое воспитание – череда взаимосвязанных простых телодвижений, упражнений и т.п. Элементы являются своеобразными «кирпичиками», из которых, по мнению исследователя, складывается воспитание. Сама т еория элементарного образования И.Г. Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

И.Г. Песталоцци писал: «Всё элементарное нравственное воспитание покоится на трёх основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребёнок находится».

Российский педагог К.Д. Ушинский назвал «великим открытием» выдвинутую швейцарским педагогом идею развивающего обучения. И.Г. Песталоцци также разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение, гимнастику. Педагог-гуманист выступал за создание такой школы, которая «… удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук».

3.7.2. И. Ф. Гербарт о воспитании этического видения мира как цели образования, о содержании и методах нравственного воспитания. Дидактические взгляды И. Ф. Гербарта. Введение понятия «воспитывающее обучение».

Немецкий философ, психолог, педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) родился неподалеку от Бремена, в семье юриста. Получил хорошее домашнее образование, затем продолжил учебу в одном из лучших учебных заведений Германии – Йенском университете. В 1800 году посетил Бургдоф, где наблюдал за преподавательской работой И.Г. Песталоцци, личность которого и педагогические идеи произвели на будущего педагога глубокое впечатление. В Гёттингенском университете И. Гербарт защитил докторскую диссертацию по философии, читал лекции по философии, педагогике и психологии. Опыт научного построение педагогической теории был изложен И. Гербартом в труде «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806).

Благодаря опубликованным трудам и профессиональной лекторской деятельности имя И. Гербарта стало широко известным. В 1809 году он был приглашен в Кёнигсбергсий университет на кафедру педагогики и психологии, которую до 1804 года возглавлял И. Кант. Его деятельность в университете на протяжении почти четверти века была чрезвычайно разнообразной: помимо чтения лекционных курсов И. Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, одновременно преподавая в них математику. По его замыслу, семинария должна была готовить учителей для школ и одновременно служить лабораторией для разработки общих вопросов педагогики.

И.Ф. Гербарт разделял гуманистические идеи тех педагогов XVIII – первой половины XIX столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного развития человека. Однако самого человека он рассматривал как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором он живет. Целеполагание, цель воспитания находились в центре педагогической системы педагога-исследователя и выводились им из философии, главным образом из этики, теории нравственности (по его терминологии, «практической философии»), а средства, приемы и методы реализации цели воспитания – из психологии. Вопрос о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия рассматривался И. Гербартом как центральный вопрос педагогики.

Ученый считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Сам процесс воспитания он подразделял на три основных раздела: управление, обучение, нравственное воспитание.

Управление, по мнению И. Гербарта, имеет своей задачей поддержание порядка в настоящее время. Для этого необходимо использовать такие средства воспитания, как надзор, запрещение, наказание. А авторитет педагога и любовь являются лишь вспомогательными средствами.

Обучение представлено «главнейшим и основным» средством воспитания.Именно И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение, по И. Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов: эмпирических (что это? стремление к наблюдению), умозрительных (почему? размышление), эстетических (художественная оценка явлений), симпатических (направленных на членов семьи, родственников), социальных (направленных на общество), религиозных (направленных на общение с Богом). Само обучение И. Гербарт пытался разделить на преподавание и учение. Учёный искал последовательность учебного процесса в виде формальных ступеней. Им были определены 4 такие ступени: две по углублению обучения и две по его осмыслению. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением – соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других – самостоятельная работа ученика и слово учителя.

Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, учёный исходил из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях:

– «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное»;

– в противоположном направлении, направлении действительности, показывая «её недостатки и нужды».

И. Гербартом были также определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Все три метода следовало применять в совокупности, хотя преимущественная роль отводилась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся.

Процесс обучения, по мнению И. Гербарта, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют 4 ступени обучения:

– ясность (изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается);

– ассоциация (новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащихся знаниями);

– система (формулировка выводов, правил, определений);

– метод (применение новых знаний к новым фактам, явлениям, событиям).

Нравственное воспитание как часть триединого воспитательного процесса должно было прежде всего формировать волю и характер ученика. Наставник должен считаться с индивидуальностью личности учащегося, «находить в детской душе доброе и опираться на него».

Рассматривая взаимодействие между теорией и практикой, исследователь дифференцировал педагогические знания по их источнику и различал педагогику как науку и искусство, разделяя, таким образом, науку и практическую деятельность. Владея этим искусством, считал он, любой педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт». Педагогика как искусство также представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Содержание педагогики как науки определялось им как стройный порядок, выводимый как следствие из основополагающих положений, как система знаний. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с требованиями науки.

И. Гербарт подчеркивал, что метод обучения необходимо возводить на психологических началах, так как всё развитие личности происходит изнутри. Он первым из педагогов пытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания. Связанная с именем учёного опытная психология и идея воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования мировой теории и практики воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.