Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Создание национальных систем народного образования




ТЕМА 3.10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века.

В конце XIX века развитые страны Западной Европы вступили в новый период своего социально-экономического развития, которое обусловило изменения в системах и характере школьного образования. В этот период школа на всех её ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Особенно данное отставание наблюдалось в системе народной школы. Оснащенность производства новейшей по тем временам техникой требовала от будущих рабочих развития активности, самостоятельности мышления, профессиональной подготовки, практически-прикладного характера знаний, умений и навыков. В то же время объем общеобразовательных знаний в народной школе оставался крайне ограниченным, знания были оторваны от жизни, процесс обучения носил догматический характер.

Средняя школа также имела значительные недостатки. Преимущество гуманитарно-классического направления в содержании обучения не могло удовлетворить интересы буржуазии, её потребности в разносторонне образованных инженерах и техниках, необходимых для руководства промышленностью.

Характерно то, что сами трудящиеся в результате распространения во второй половине XIX века марксистского учения начали отождествлять образование с одним из средств борьбы против эксплуатации, борьбы за социальную справедливость, о чем свидетельствовала активизация общественного социал-демократического движения. Поэтому правящие круги видели в школе такую важную функцию, как противодействие социалистическому воздействию на молодежь.

В таких общественно-экономических и политических условиях с конца XIX века в западноевропейских государствах начинает развиваться большое количество различных реформаторских теорий: теория «трудовой школы», экспериментальная педагогика, «педагогика действия», индивидуальная педагогика, социальная педагогика, сторонники эстетического воспитания, «свободного воспитания», теоретики «новых школ» и др.

Всех педагогов-реформаторов объединяло, во-первых, идея развивающего обучения мнение, что школа не столько обязана давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, осмысливать, делать выводы, развивать навыки самообразования, интересы и способности; во-вторых, признание необходимости учитывать и развивать в образовательно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, выступление против формализма и догматизма. Иногда в этом стремлении доходили до крайнего выражения протеста: отказывались от учебных планов, программ, учебников и т.п.

Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые решались в педагогических теориях конца XIX века, являлся вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым сводились положения практически всех реформаторов, можно условно разделить на 3 группы:

1) индустриально-образованный покорный рабочий;

2) «хозяин жизни», беспринципный предприниматель, достигающий своих целей любыми способами;

3) идеал «среднего» человека, который не протестует против действительности, даже если не достигает намеченного, а примиряется с обстоятельствами жизни.

Не менее важный вопрос, объединяющий педагогов в поиске путей реформирования школы – вопрос о соединении умственного и физического труда. Физический труд рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Реформаторскую педагогику конца XIX – начала ХХ века в западной Европе и Америке, прежде всего, представляли Георг Кершенштейнер, Август Лай, Эрнст Мейман, Рудольф Штейнер, Мария Монтессори, Я. Корчак, Джон Дьюи, Эдвард Торндайк и др.

В 20 – 30-е годы широкое развитие в западноевропейских странах получило так называемое течение «новых школ» («новое воспитание »). Теоретиками и организаторами «новых школ» были французские педагоги Э. Демален, С. Френе, швейцарские – А. Ферьер, Э. Клапаред и др. К «новому воспитанию» в значительной мере примыкала и прагматическая педагогика Дж. Дьюи. Это было широкое международное педагогическое течение различных по идейно-теоретическим установкам концепций, которые имели свои национальные особенности. В Женеве была создана «Международная федерация новой школы», которую возглавлял Адольф Ферьер.

Теоретики «нового воспитания» решительно отвергали традиционную педагогику, которая не понимает особенностей детства и его значения в дальнейшем развитии личности; педагогику, которая игнорирует самобытность психики ребенка, подавляет его творческие импульсы, признает авторитарную роль учителя. Ребёнок, по их мнению, должен находиться в центре всей системы обучения и воспитания (педоцентризм).

Согласно теориям «нового воспитания», в школах (обязательно интернатного типа) необходимо создать окружение, которое обеспечит всестороннее развитие учащихся, и в первую очередь физическое, так как последнее является основой для проявления интеллектуальных способностей детей.

Под воздействие теории «нового воспитания» в 20 – 30-е годы в Западной Европе получили распространение и до сегодняшнего времени продолжают существовать учебные заведения интернатного типа, организованные отдельными педагогами или общественными педагогическими организациями (альтернативные школы). Применение «свободных» и активных методов обучения, ручного труда, физического и эстетического воспитания, культуры поведения учащихся – отличительная особенность данных школ. Работают в них, как правило, наиболее квалифицированные преподаватели (заработная плата в этих школах намного выше, чем в государственных), кабинеты и лаборатории хорошо оборудованы учебными средствами современных технологий. Конечно, данные школы предназначены, в первую очередь, для привилегированных слоев населения и в них установлена высокая плата за обучение.

Подобные школы в последние годы открываются во всех бывших республиках СССР, в том числе и в РБ. И хотя современные альтернативные школы в своем развитии пошли далеко вперед и во многом отличаются от «новых школ» начала ХХ века, основные принципы их берут начало из реформаторской педагогики того времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.