Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Порядок контроля за ценами




В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. государствен­ное регулирование цен (тарифов) должно осуществляться «в ос­новном только на продукцию естественных монополий».

Помимо естественных монополий существуют хозяйствующие субъекты, которые занимаются монополистической деятельностью, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

В Федеральном законе №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» сформули­рованы некоторые признаки и количественные критерии, кото­рые свидетельствуют о доминирующем положении. Согласно за­кону (статья 5) доминирующим является положение хозяйствующего субъек­та или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее им возможность

- оказывать ре­шающее влияние на общие условия обращения товаров на соответ­ствующем товарном рынке

- устранять с этого рынка дру­гих хозяйствующих субъектов или затруднять доступ на него.

Положение хозяйствующего субъек­та может быть признано доминирующим лишь в том случае, если его доля на рынке определенного товара превышает 50%. Доминирующим может быть также признано положение хозяй­ствующего субъекта, доля которого на рынке определенного това­ра составляет менее 50%, если такое положение будет установлено антимонопольным органом, исходя из: 1) стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке; 2) относительного размера до­лей на рынке других конкурентов; 3) возможности доступа на этот рынок новых конкурентов и других критериев. При этом указано, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке не превышает 35%. Случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее, чем 35%. могут устанавливаться только федеральными законами.

Законом также установлено понятие коллективного доминирования, когда доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем 3 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 50%, или

- совокупная доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 70%.

При этом настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее, чем 8%.

Антимонопольная норма, ограничивающая монополизм в сфере розничной торговли, содержится в Законе РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 14). Там говорится, что хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.

 

Законом «О защите конкуренции» (статья 10) запрещаются следующие действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него;

4) сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии его рентабельного производства.

В указанном Законе (статьи 6 и 7) приводятся признаки монопольно высокой и монопольно низкой цены.

Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хо­зяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, если эта цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

 

Монопольно низкой является цена, которая устанавливается хо­зяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на данном товарном рынке, если эта цена ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

Использование монопольных цен за­прещено. В статье 11 Закона о конкуренции вводится запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В статье 14 приводится перечень мер, относимых к недобросовестной конкуренции, которые запрещены.

Глава 7 указанного Закона посвящена государственному контролю за экономической концентрацией. В статье 27 регламентируются действия по созданию и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. В ней определены верхние границы суммарной стоимости активов организации, возникшей в результате слияния коммерческих организаций. Тем самым ограничиваются размеры их концентрации.

Статьей 38 Закона предусмотрено, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности организациями, занимающими доминирующее положение, суд может принять решение о принудительном разделении таких организаций.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена Федеральным законом от 9 апреля 2007 г. №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства».

Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные управления рассматривают случаи злоупотребления со стороны хозяйствующего субъекта собственным доминирующим положением. В необходимых случаях по результатам рассмотрения выносятся решения о наложении санкций на нарушителей антимонопольного законодательства. Такие решения могут быть обжалованы в Арбитражном суде.

Контроль за ценами осуществляют федеральные и региональные органы ценообразования. Кроме того, контроль могут осуществлять финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий, государственная налоговая служба, государственные торговые инспекции.

 

Нарушение порядка применения цен и тарифов – это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля документов и иной информации, необходимой для проведения проверок.

 

К правам органов контроля относятся:

1) проверка всех субъектов предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен;

2) применение финансовых санкций, наложение штрафов;

3) привлечение к административной ответственности руководителей предприятий, в которых обнаружены нарушения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.