КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 15 лидерский стиль деятельности менеджеров - руководителей
Стиль деятельности — важная и сложнейшая категория науки управления представляет собой совокупность наиболее часто применяемых руководителями принципов и методов. Стиль руководства пронизывает всю систему менеджмента и поэтому его целесообразность и эффективность самым непосредственным образом воздействует на результативность функционирования организации и ее персонала. Различают реальный и научный стили управления. Первый из них — это тот, который используется на практике руководителями- менеджерами, а второй отражает закономерный характер осуществления управленческой деятельности, передовые идеи и достижения современного эффективного менеджмента. Основой научного стиля являются законы рационального осуществления человеческой деятельности и, в частности, экономической, а также психологии делового общения, нравственно-этические нормы взаимоотношений между людьми в процессе совместной работы, естественные интересы персонала деловых организаций и общечеловеческие ценности. Понятие «стиль руководства» можно также определить как манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным с целью оказания влияния на их работу по выполнению задач организации. Сложность стиля как категории науки управления и практической деятельности руководителей определяется многочисленностью факторов его формирования, функционирования и развития. Другими словами, стиль деятельности представляет собой достаточно сложную изменяющуюся систему взаимообусловленных элементов, условий и механизмов практического осуществления руководящей работы. Эта система состоит из функциональных элементов стиля; формирующих его факторов; видов стилей; образа жизни руководителя, характера использования власти и полномочий, эффективных методов организации личной работы, взаимоотношений с подчиненными, коллегами и партнерами; характера лидерства; условий ситуационного применения стилей; механизмов и критериев его оценки; механизма развития стиля (см. рис.).
Функциональными элементами стиля, т.е. стилей, используемых в различных сферах деятельности руководителя-менеджера, являются: - стиль использования власти и полномочий; - стиль мышления; - стиль поведения; - стиль речи; - стиль техники личной работы; Рис. Стиль деятельности руководителя-менеджера как система. - стиль использования рабочего времени руководителя; - стиль делового общения; - стиль проведения совещаний, бесед, переговоров; - стиль отношения к саморазвитию и его методы; - стиль отдыха и использования свободного времени. Факторами, влияющими на формирование характера стиля деятельности руководителя, выступают следующие: - степень владения знаниями современного научного менеджмента; - практический опыт руководящей работы и деловые качества; - культурно-нравственный уровень руководителя; - степень умения общаться с людьми в процессе работы; - степень соответствия личных качеств менеджера характеру объекта управления (масштабам, профилю деятельности и др.); - жизненные установки и ценности руководителя; - собственная позиция по проблемам объекта управления; - психическая и физическая выносливость, работоспособность и добросовестность. Кроме этого на стиль деятельности руководителя существенное воздействие оказывают личные качества подчиненных: - степень потребности подчиненных в самоуважении; - потребность в автономии, самостоятельности и самовыражении; - характер функционирования в целом системы управления организацией, степень веры подчиненных в возможность их влияния на окружение, т.е. на внешнюю по отношению к ним среду;
- степень удовлетворенности подчиненных характером выполняемой работы; - степень зрелости исполнителей (образование, опыт, ответственность за результативность выполнения функциональных обязанностей в надлежащем качестве). Важнейшим системным элементом стиля руководства является власть и полномочия, которыми наделяется менеджер или обладает как собственник для влияния на персонал в интересах достижения целей организации. Чтобы влиять на других, нужно иметь основу власти, т.е. держать под контролем что-либо, имеющее существенное значение для исполнителей, то что заставит их действовать по желанию руководителя. Это что-то представляют собой материальные и духовные потребности человека. Руководители-менеджеры имеют, таким образом, объективную реальную власть над подчиненными в повышении зарплаты и других форм дохода, продвижения по службе, расширения их полномочий и самостоятельности, удовлетворения социальных потребностей сотрудников и членов их семей. Следовательно, воздействуя на важнейшие жизненные потребности, руководство может рассчитывать на желаемое поведение персонала. Однако при этом руководителям-менеджерам следует учитывать, что подчиненные также имеют своеобразную власть над ними по поводу: подготовки необходимой для принятия решений информации; влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег; своевременности и качества выполнения заданий руководства. Младший технический и обслуживающий персонал организаций может существенно влиять на вышестоящих менеджеров путем надлежащего или ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей. Особая власть принадлежит профессионалам, профессионально участвующим в реализации сложных функций и задач. Кроме этого, доступ руководителей и подчиненных к одной и той же информации создает предпосылки их зависимости, так как руководители порой вынуждены принимать непопулярные в коллективе решения. При этом, однако, желают, чтобы их источники и время вступления в действие преждевременно или вообще не оглашались.
Поэтому, если руководитель захочет продемонстрировать свою власть в полной мере, то подчиненные могут воспользоваться и своей властью влияния, дать понять, что и руководители зависят от рядовых работников. Это может создать конфликтную ситуацию, послужить причиной напрасной траты энергии и повлиять на эффективность деятельности организации. Исходя из реальности подобной ситуации, эффективный руководитель-менеджер должен стараться поддерживать рациональный баланс власти, не вызывающий у подчиненных состояния беззащитности, обездоленности, угнетенности и психической подавленности, которая порождает непокорность и безразличие к делу. Руководители-менеджеры зависят и от равных их статусу коллег, с которыми они в силу принадлежности к одной и той системе управления и приверженности ее целям сотрудничают в организации. Здесь действует закономерность: чем больше услуг оказывает один руководитель другому, тем больше он зависит от дающего эти услуги. Поэтому среди коллег никогда нельзя пользоваться властью в какой-либо приказной форме, ожидая беспрекословного подчинения. Помнить следует правило первое: не наживай себе врагов — мир тесен, завтра твой коллега может быть твоим начальником. Правило второе: если вы хотите защититься сейчас и в будущем, то добивайтесь власти как можно скорее. Этим самым вы утвердитесь в роли принимающего решения. Сбалансируйте свою агрессивную установку на власть уступками тем, кто уже имеет власть в организации. При этом действуйте умно, так как чрезмерные уступки могут заставить вас пресмыкаться. Конкурентам на повышение передайте дополнительные полномочия, не ожидая «ножа в спину» и памятуя восточную мудрость: «Чтоб сад от вора уберечь, вора поставить надо сад стеречь» (Омар Хайям). И, бесспорно, соблюдайте нравственные нормы, учитывайте объективность и полезность для организации вашего продвижения по службе. Различают несколько видов власти руководителей-менеджеров: - власть, основанная на принуждении, когда руководитель верит в действенность наказания. Это ведет к временной покорности, но имеет существенные негативные последствия — скованность мыслей и действий, страх, отчуждение от интересов организации, порождает мстительность. У подчиненных страху сопутствует мнимое улучшение результатов деятельности, фальсификация успехов;
- власть вознаграждения представляет собой самый эффективный способ влияния на деятельность подчиненных, так как они верят в возможность быть награжденными. Оказывая личные одолжения руководителям, исполнители усиливают отношения зависимости и обязанности им. Это может обеспечить увеличение размеров вознаграждений. Однако надо учитывать ограниченность ресурсов организации, а значит, и вознаграждений. При этом люди, как уникальные человеческие существа, имеют различные потребности. Именно в силу этого власть вознаграждения не во всех случаях универсальна и эффективна; - законная власть основана на вере подчиненного, что руководитель имеет право отдавать приказания. Традиционно исполнитель считает своим долгом подчиняться, ориентироваться на должность, т.е. на безличность. Эта власть обеспечивает стабильность функционирования организации, но при этом снижается его гибкость; - экспертная власть базируется на особом экспертном знании руководителя в отношении какой-либо проблемы или проекта. Решение подчиняться в этом случае является сознательным и логичным, опирается на веру в компетенцию менеджера. Однако руководитель не во всех случаях в нужной мере может быть компетентным, поэтому разумная вера в деловой профессионализм руководителя может проявиться как недостаток этого вида власти; - эталонная власть возникает благодаря желанию исполнителя копировать методы деятельности руководителя, быть таким же как он, считать его идеалом и уважать. На этой силе примера подчиненные стремятся строить отношения с руководителем. Эффективность этого вида власти проявляется в снижении уровня контроля за действиями исполнителей и соблюдении ими установленных стандартов качества. Недостатки связаны с медленным воздействием эталонного примера и неопределенностью: будут ли следовать ему исполнители и в какой мере? На практике все приведенные виды власти в идеальном случае должны использоваться, дополнять друг друга, обеспечивая комплексное влияние на деятельность подчиненных. При этом необходимо учитывать, что качества руководителя-менеджера должны соответствовать требуемым для управления определенным объектом и дополняются другими механизмами, которые в совокупности формируют современный стиль деятельности и рассматриваются ниже. Влияние всех видов власти руководителей на поведение подчиненных будет эффективным при следующих условиях: - если восприятие влияния рассматривается в качестве источника (средства) удовлетворения потребностей; - потребность, к которой апеллирует руководитель, является существенной, сильной, активно воздействующей на поведение исполнителей; - исполнитель должен поверить, что выполнение указаний руководителя приведет к удовлетворению потребностей; - исполнитель должен верить, что выполнение указаний оправдает ожидания руководителей. В менеджменте используется несколько разновидностей стиля деятельности руководителей: - автократический стиль опирается на принуждение, угрозу, страх, жесткую регламентацию правил поведения персонала; - демократический стиль характеризуется активным участием всего персонала в принятии управленческих решений, свободой действий при выполнении заданий, децентрализацией полномочий и функций, самостоятельностью сотрудников, открытостью руководства, доверием между людьми в коллективе организации; - либеральный стиль (или попустительский) основан на свободе персонала при принятии решений, самоконтроле, минимизации участия руководителей в выработке стратегии деятельности и ее осуществлении. В своей практической деятельности руководители-менеджеры зачастую выделяют в своем стиле что-то, по их мнению, особенно важное, считая его приоритетным. В этих случаях стиль приобретает особые черты. Например: - стиль ориентирован на работу, задачи, способы их решения. Классический пример такого стиля просматривается в работах основателя научного менеджмента американца Ф. Тейлора; - руководитель сосредоточен на человеке. Его первейшая забота — люди, их интересы, гармонизация человеческих отношений. Этот стиль более продуктивен. Одновременная ориентация на «работу» и «человека» трудно сочетается, хотя именно это характерно современному эффективному стилю деятельности. Стиль «на человека» повышает его удовлетворенность работой, способствует росту производительности. Стиль же «на работу, задачу», а значит, и диктаторство, делает весьма вероятным возмущение персонала, недоверие к менеджерам, нежелание сотрудничать с ними, приобщение к неформальным группам или действиям, противоречащим целям организации и делающим руководство неэффективным. Различают также благосклонно-авторитарный стиль, при котором подчиненным частично разрешают участвовать в принятии решений. Консультационно-демократический стиль отличается тем, что руководители не полностью доверяют подчиненным, важные решения принимаются высшими менеджерами. Стиль, основанный на широком участии персонала в принятии управленческих решений и развитых социальных гарантиях персоналу базируется на нетрадиционных развитых формах общения руководителей и подчиненных и весьма эффективен (японский менеджмент). Выбор того или иного стиля зависит не только от качеств руководителей, но в немалой степени и от характера объекта управления, степени зрелости подчиненных, а также ситуаций, в которых происходит процесс управления. Например, авторитарный стиль может использоваться для осуществления: рутинных, повторяющихся задач и ситуаций; при централизованном характере распределения ресурсов; в кризисных ситуациях; при менее квалифицированном составе сотрудников с простым (низшего ровня) характером мотивации. При высокой зрелости исполнителей (опыт, образование, ответственность) целесообразным считается стиль, ориентированный на широкое участие персонала в выработке решений, делегирование функций и прав на низшие уровни организационной структуры делового предприятия, удовлетворение потребностей персонала в самоуважении, автономии, самостоятельности. При реализации сложных заданий и в полной мере удовлетворяющих подчиненных, следует использовать «стиль поддержки и усиленной мотивации». В разных странах стили руководства имеют свою специфику, вытекающую из особенностей национальной культуры, традиций народа, духовных и иных ценностей, вообще мировоззрения. Таким образом, стиль руководства должен быть адаптивным или ориентированным на реальность и тогда он будет в высшей мере эффективным. Стиль деятельности руководителя-менеджера оценивается по критериям: - степень масштабности, дифференцированности, ясности целей организации; - уровень и точность оценок реальных ситуаций; - по способности формировать представление о будущем организации и перспективных задачах; - по уровню совершенства системы менеджмента, возглавляемой руководителями; - по умению формировать работоспособные и стабильные коллективы руководителей организации; - своевременность принятия и реализации управленческих решений; - по степени стремления и результатам сформировать единый корпоративный образ мышления в сфере управления и действий организации; - по степени стремления повысить свой авторитет, дающий возможность более значительно влиять на партнеров по бизнесу; - по результатам финансово-экономического состояния деловой организации; - по степени целесообразности и взаимообусловленности осуществляемых в организации мероприятий и их результативности; - по рациональности распределения функциональных обязанностей и полномочий между подразделениями организации и сотрудниками; - по эффективности созданной системы мотивации работников; - по характеру распределения бюджета своего рабочего времени; - по быстроте реакции на новые явления во внешней и внутренней среде организации; - по умению правильно выбирать то, что должен делать сам, а что передавать коллегам по управлению; - по стремлению к формированию в коллективе атмосферы откровенности при обмене мнениями по вопросам ошибок и недостатков в управленческой деятельности; - по степени влияния на постоянный рост результативности функционирования деловой организации; - по характеру влияния на проявление инициативы, творчества, энергии, предприимчивости персонала; -по наличию целевых программ действий, направленных на дальнейшее развитие организации, так как отсутствие таких программ или плохие программы — признак плохого стиля менеджера и непригодности руководства. Руководитель — менеджер по должности является официальным или формальным лидероморганизации. Его официальный авторитет также определяется должностью, а реальный зависит от результатов деятельности, его деловых, нравственно-этических качеств, опыта работы по управлению персоналом и бизнесом, уровнем профессионализма. Именно с помощью этих качеств руководитель может эффективно влиять на членов коллектива организации, т.е. быть лидером. Исходя из анализа качеств великих людей земной цивилизации, лидер должен выделяться: интеллектом и знаниями, честностью, впечатляющей внешностью, здравым смыслом, инициативностью, в высшей мере уверенностью в себе. Качества лидера должны гармонично сочетаться с характером деятельности, внешней и внутренней средой организации, т.е. соответствовать в полной мере той ситуации, в которой он действует. Лидерство - это искусство, которое руководителям нужно постигать, постоянно развивая в себе необходимые для этого качества. Менеджер-лидер должен обладать целым рядом умений, качеств и способов выполнять лидерскую функцию: - уметь эффективно влиять на подчиненный коллектив и его работу; - стремиться постоянно иметь ясное и четкое представление о целях работы и о развитии организации; - эффективно сочетать текущую оперативную работу с творческой деятельностью над стратегией развития организации; - уметь создавать эффективную систему управления персоналом, обеспечивающую своевременную смену руководителей подразделений, повышение деловой квалификации персонала, Рациональное использование интеллекта и профессионализма Работников в интересах организации; - обеспечивать самокритичный подход к оценке своих возможностей и причин результатов руководства организацией; - быть настойчивым, проявлять твердость в обеспечении высокого, конкурентоспособного качества продукции и менеджмента; - действия менеджера-лидера должны отличаться краткостью изложения мыслей, точностью формулировок проблем и способов их решения, быстротой ориентирования в различных вопросах бизнеса, широтой подхода к рассмотрению проблем и задач текущей и будущей деятельности; - уметь взвесить все «за» и «против» и быстро найти оптимальное решение; - обладать способностью привлечь внимание персонала к самому главному в данный момент для успеха организации; - обеспечивать упорядоченность и систематизированность работы всех звеньев организации; -обеспечивать совместимость и гармоничность поведения как лидера организации с образом жизни за пределами служебной деятельности; - умело сочетать руководящую деятельность с заботами о семье, здоровье, удовлетворении своих культурных и духовных запросов; - проявлять настойчивость и убедительность в отстаивании собственного мнения; - уметь отклонять нерациональные и необоснованные требования партнеров по бизнесу и управлению; - иметь способность и решительность объективно оценивать | стиль руководства своих подчиненных и при необходимости его корректировать; - требовать от других ненамного больше, чем от себя; - не допускать высказываний о людях в искаженном, не обоснованном виде, «за глаза», в отсутствии обсуждаемого. Методы деятельности менеджера-лидера по мере обретения опыта руководства и успехов в самообразовании должны постоянно обновляться, динамично изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов. Механизм развития стиля работы руководителей представлен алгоритмом: 1- описание существующего стиля деятельности; 2- четкая структуризация формализованного стиля по направлениям и видам деятельности; 3- анализ его результативности с целью выявления причин неудач и ошибок; 4- корректировка способов руководства. Стили менеджера-лидера в различных сферах руководящей работы являются отдельными подсистемами общего стиля его деятельности, которые также состоят из целого ряда компонентов. Раскрытие специфики содержания каждого из них требует отдельного, достаточно объемного, аналогичного приведенному выше, самостоятельного описания. Поэтому здесь ограничимся лишь некоторыми наиболее существенными практическими рекомендациями:- держитесь прямо, не опускайте голову, когда вы находитесь в присутствии других; - чувствуйте уверенность в себе, а прямая походка, четкий шаг, поднятая голова, ясная аргументированная речь помогут этому; - здороваясь, не подавайте расхлябанную руку, в пределах приличия крепко пожмите, выражая симпатию и уважение к человеку; - сохраняйте самообладание, трезвый ум и холодный рассудок - главные черты менеджера, необходимые для успеха дела; - не давите на персонал фирмы своим авторитетом профессионала в области техники, технологии, искусства управления, иначе можно подавить инициативу и желание каждого быть «человеком фирмы»; - боритесь с обстановкой даже вынужденного безделья, искусственно создавайте условия для занятия персонала — ничегонеделание разлагает, подавляет инициативу, творчество, веру в успех. - будьте строги и требовательны, но при этом доброжелательны, не жестоки и непридирчивы. Такой принцип не вызывает нелюбви персонала фирмы, но повышает авторитет лидера; - не проходите мимо того, что заслуживает критики и наказания — это разлагает персонал, но критикуйте ради исправления ошибок, в том числе и себя; - убеждайте персонал фирмы в том, что в их деле нет ничего недоступного для их стремления, желания и способностей. Подчеркивайте чаще все хорошее в действиях персонала, подсказывайте способы улучшить работу; - делайте выговор сотрудникам фирмы только наедине. Об этом никто не должен знать. В присутствии всего трудового коллектива выговор рассматривается уже как высшая, крайняя мера наказания, ведущая к негативным последствиям. Выговор наедине поднимает авторитет лидера и укрепляет организацию; - будьте вежливы, приветливы и тактичны — человек всегда внутренне протестует против грубости, в противном случае лидер способствует дезорганизации; - смотрите на людей, общайтесь с ними, как будто они вас любят и вы их тоже. Первыми проявляйте дружелюбие и вежливость. Имейте в этом терпение и вам ответят взаимностью; - не заискивайте, не подхалимничайте, не льстите — этого не любит большинство, хотя порой внешне не показывает и использует для своей выгоды; - воспитывайте чувство юмора, проявляйте его, ведь работа — это потребность жизни, а хорошее настроение — условие высокопродуктивного труда; - не бойтесь дружеских шуток и карикатур. Франклин Рузвельт коллекционировал их, по их числу был лидером и в то же время всенародно любимым президентом Америки; - умейте излагать мысли, превращайте их в краткие, четкие конкретные фразы, за которыми должны следовать вполне определенные действия персонала; - умейте слушать и прислушиваться не только к тому, что говорит персонал фирмы, но и к тому, о чем он не говорит, а только размышляет, проявляя при этом в той или иной форме свое отношение к деятельности фирмы и ее лидера; - вызывайте сотрудников на откровенный разговор: молчаливый человек неуправляем. Учитесь задавать ненавязчивые вопросы, ищите для этого общие интересы и предметы разговора. Их много в окружающей действительности. Дайте человеку выговориться, разрядиться; - умейте, однако, и молчать. Альберт Эйнштейн недаром в формулу жизненного успеха (х + у +? = успех) ввел наряду с х — умение работать, у — умение отдыхать,? — умение молчать. Умение к месту промолчать, сдержать себя - хорошее качество менеджера; - изучайте персонал фирмы - ни один человек не должен «затеряться», каждый должен быть замечен и отмечен — это побуждает людей к активному труду, так как отвечает естественной природе человека к самовыражению, постоянному росту социального статуса личности; - ведите учет событий в жизни сотрудников: поздравляйте, соболезнуйте, советуйте. Это создает корпоративный дух в фирме. Фирма становится второй семьей; - делайте проблемы фирмы собственными проблемами каждого ее работника — обретайте сподвижников и помощников; - не ищите виновных, исправляйте ошибки и учитесь на них; - делайте труд персонала фирмы и свой радостной потребностью жизни; - учите персонал как вырабатывать профессиональные качества менеджера, ведущие к успеху; - помните высказывания великих древних: гнев — это кратковременное безумие; - противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть; - будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно ничего тебе не дают; - будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно; - имей бесконечное терпение, будь вежлив, никогда не раздражайся; - будь справедлив, особенно в отношении к починенному; - всегда благодари починенного за хорошую работу; - никогда не делай того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни; - никогда не используй свою власть до тех пор, пока не испробованы все остальные средства, но в этом случае применяй ее в максимально допустимой степени; - если твои распоряжения оказались ошибочными — признай ошибки; - всегда старайтесь во избежание недоразумений давать распоряжения в письменном виде; - одевайтесь опрятно и изящно. Это укрепляет уверенность в себе, повышает самоуважение.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |