Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения и определения




Основные понятия в области стандартизации

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

Стандартизация — наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов. Стандартизация исследует и разрабатывает принципы и методы установления наиболее эффективных норм и правил взаимодействия элементов общественного производства.

Стандартизация направлена на разработку и установление требований, норм, правил как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также его безопасность и комфорт.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых и потенциальных задач.

Основными результатами действий по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно разделить на общие и частные, т.е. более узкие, касающиеся конкретной сферы деятельности.

В порядке достижения общих целей разработан единый государственный комплекс стандартов «Государственная система стандартов Российской Федерации» (ГСС РФ). Данный документ постоянно редактируется и дополняется с тем, чтобы приблизить требования и нормы Российских стандартов к международным.

В порядке достижения частных целей разработаны и постоянно дополняются, совершенствуются (или разрабатываются новые) стандарты.

Стандарт – это нормативно-технический документ, который устанавливает требования к группам однородной продукции (товаров, услуг), правилам ее разработки, производства и применения, утвержденный законным органом (Госкомитетом по стандартизации). Стандарт является общегосударственным документом и нарушение его положений и требований ведет к ответственности в установленном Законом порядке.

Стандарт - это также нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение максимальной пользы для общества. Стандарты могут быть различных видов и уровней.

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - это национальный стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти по стандартизации или федеральным органом исполнительной власти по строительству.

 

Национальный стандарт — это стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - это региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.) и применяемый ими непосредственно.

Региональный стандарт - это стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

Международный стандарт - это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации, например, стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО).

Отраслевой стандарт (ОСТ) - это стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) -разрабатываются и принимаются общественными объединениями для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок.

Стандарт предприятия (СТП) - это стандарт, принятый субъектом хозяйствования. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управления производством. Требования СТП подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, а также выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Технические условия (ТУ) это нормативный документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга. Технические условия на конкретную продукцию и услугу утверждаются предприятием-разработчиком, как правило, по согласованию с потребителем.

Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации представляют собой нормативные документы, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.

Рекомендации (Р), в том числе и межгосударственные (РМГ), по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила их выполнения.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту России.

Стандарты могут быть включены в группы стандартов на продукцию определенной отрасли промышленности. Все многообразие стандартов составляют фонд стандартов, обеспечивающих стандартизацию всей продукции (товаров, услуг, видов деятельности) в любой сфере деятельности человека.

 

Свод правил может быть как самостоятельным стандартом или документом, так и частью стандарта. Он обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Свод правил нормативный документ рекомендательного характера

При большом числе стандартов, принимаемых в России и за ее пределами, возникает необходимость приводить их в соответствие друг другу, т. е. гармонизировать.

Гармонизация стандарта - это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом, как правило, международным, для обеспечения взаимозаменяемости продукции и услуг, взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Соответственно гармонизированными называются стандарты, принятые различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть подвергнуты и иные нормативные документы.

К понятию «стандартизация» тесно примыкают такие понятия, как унификация, симплификация и типизация.

Унификация заключается в рациональном сокращении числа типов, видов и размеров изделий одинакового функционального назначения (лат. «unio» – единство и «facere» – делать). Для изделия степень или коэффициент унификации рассчитывается по формуле:

К у = N у / N о, (2 – 1)

где – число унифицированных деталей; – общее число деталей в изделии.

Симплификация заключается в уменьшении числа типов или других разновидностей изделий до минимума, технически и экономически целесообразного для удовлетворения существующих потребностей. (Например, ограниченное число марок бензина, число типоразмеров чертежных форматов и др.)

Типизация представляет собой разработку и установление типовых конструкций, содержащих общие для ряда изделий конструктивные параметры. (Например, типовые соединения деталей в различных видах техники и бытовой продукции, однотипные наборы двигателей, моторов, агрегатов для техники разного типа - трактора, машины, механизмы).

Все госстандарты РФ сведены в единый документ, называемый классификатор ГОСТов. В этом документе, как в библиографическом списке можно найти практически любой стандарт, т.е. классификатор представляет собой справочник, содержащий лишь порядковые номера и наименования стандартов. В классификаторе стандарты размещены по порядковым номерам, установленным за каждой группой стандартов различной промышленности или сферы производства. Различают классы, подклассы, группы, подгруппы и виды стандартов.

 

 

2.1.2 Международные организации по стандартизации. Для упорядочения систем стандартизации в различных сферах на уровне мирового сообщества сотрудничающих стран в 1946 г. была создана ИСО (ISO) – Международная организация по стандартизации, которая имеет неправительственный статус. Главная цель этой организации – содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню.

Членами ISO являются национальные организации по стандартизации (не более одной от каждой страны).

Неизменными структурными подразделениями ISO являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы (их более 2500), занимающиеся разработкой международных стандартов.

Деятельность ИСО распространяется на все области промышленности, кроме электротехники и электроники, находящихся в компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран. Россию представляет Госстандарт. Всего в составе ИСО более 80 членов в качестве комитетов. Представительство в ISO может иметь статус член-корреспондент, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств.

Структура ИСО представлена на рис. 2.1.

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных членами — комитетами, каждый из которых имеет право представить не более трех человек, но их могут сопровождать наблюдатели, член-корреспонденты и член-абоненты, которые участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Он имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

ПЛАКО – техническое бюро;

СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;

КАСКО – комитет по оценке соответствия;

ИНФКО – комитет по научно-технической информации;

ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;

РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработок международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации,

 


организация семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

 

Рисунок 2.1 Структура ИСО

 

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации ее технических сторон. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. КАСКО также занимается вопросами оценки качества работы аккредитующих органов и др.

ИНФКО занимается вопросами информационного обеспечения работ по стандартизации.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию, обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.

 

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

В работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов разных стран. ИСО пользуется мировым признанием как честная и беспристрастная организация, имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран—членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Каждая страна в МЭК представлена национальным комитетом. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80 % населения Земли, обеспечивающие потребление более 95 % электроэнергии, производимой в мире.

 

2.1.3 Международные стандарты ИСО. К ним относятся стандарты серии 9000 – международные стандарты, устанавливающие требования к системам обеспечения качества. Стандарты серии 9000 приняты многими странами и оказали большое влияние на обеспечение качества. Они постоянно совершенствуются. В версии 2000 в РФ приняты следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

Стандарты серии 14000 также разработаны международной организацией ИСО.Недавно появившиеся стандарты этой серии связаны с особым вниманием мировой общественности к вопросам экологии.

В серию 14000 входят следующие стандарты:

· ISO 14001 «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию»;

· ISO 14004 «Системы управления качеством окружающей среды. Общие принципы управления качеством окружающей среды, система качества и поддерживающая техника»;

· ISO 140010 «Руководство по аудиту окружающей среды. Общие принципы»;

· ISO 140011 – 1 «Руководство по аудиту окружающей среды. Процедуры аудита. Часть 1. Аудит систем управления качеством окружающей среды»;

· ISO 14012 «Руководство по аудиту окружающей среды. Квалификационные требования к аудиторам».

Эти стандарты согласованы со стандартами серии 9000.

Система стандартов по охране окружающей среды предусматривает выполнение следующих Законов РФ:

· Закон «Об охране окружающей и природной среды»;

· Закон «Об экологической экспертизе»;

· Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

· Закон «О недрах»;

· Закон «О плате за землю»;

· Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

· Закон «О защите прав потребителя»;

· Закон «О стандартизации»;

· Закон «О сертификации продукции и услуг»;

· Закон «Об инвестиционной деятельности»;

· Закон «Об оборонной промышленности»;

· Закон «Об обороне»

Важнейшей экологической проблемой является защита водоемов; утилизации промышленных отходов, особенно опасных веществ и производств; защита от производственного шума и др.

Специалисты подсчитали, что из 100% добываемого сырья только 5% человечество использует с пользой, 20% идет в промышленную переработку, а более 70% - становится отходами. В настоящее время в России около 1 млн. га земли занято 70 млрд. т отходов. При этом количество токсичных отходов ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. т.

Особенно большую опасность представляют радиоактивные отходы и проблема их качественной утилизации.

Для этого созданы специальные надзорные государственные органы, призванные контролировать, отслеживать и своевременно принимать меры безопасности для охраны жизни и здоровья населения, рачительного использования добываемых ресурсов, сырья, разных видов энергии; предотвращения экологических катастроф и т.д.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «стандартизация»

2. Цель и задачи стандартизации

3. Расшифруйте аббревиатуру «ГСС РФ»

4. Что такое стандарт, основное назначение этого документа?

5. Классификация стандартов

6. Что такое «гармонизация стандартов»?

7. Поясните понятие «унификация»

8. Поясните понятие «симплификация»

9. Назовите основные международные организации по стандартизации, их функции и компетентность.

10. Какие международные стандарты ИСО вам известны, и какие вопросы они решают?

 

2.2 Государственная система стандартизации. Взаимозаменяемость

 

2.2.1 Методы стандартизации. К ним относятся: систематизация, классифи- кация и агрегатирование.

Систематизация предметов, явлений, понятий – это расположение их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования.

Алфавитная система расположения объектов – наиболее простая форма систематизации. Такую систему используют, например, в энциклопедических изданиях, политехнических справочниках и т. п.

Порядковая систематизация объектов или расположение их в хронологической последовательности также широко применяется. Например, ГОСТ ы регистрируют в Государственном комитете стандартов по порядковому номеру, после которого указывают год его утверждения.

Классификация — разновидность систематизации. Цель ее – расположить предметы, явления или понятия по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация способствует росту качества и уровня взаимозаменяемости.

Для этой цели создана Государственная система классификации и кодирования, включающая в себя комплекс взаимосвязанных общесоюзных классификаторов промышленной и сельскохозяйственной продукции, конструкторской документации и технологический классификатор. В качестве основы Общесоюзного классификатора продукции используется Единая десятичная система классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЕДСКП), утвержденная Госпланом РФ.

При классификации по десятичной системе всю продукцию подразделяют на 100 классов. Каждый класс делится на 10 подклассов, подкласс — на 10 групп. Группа состоит из 10 видов. В каждый вид может входить до 9999 конкретных наименований продукции.

Универсальная десятичная классификация (УДК) принята в качестве международной системы рубрикации технической и гуманитарной литературы, например индекс УДК 674 –деревообрабатывающая промышленность; УДК 684 – мебельная промышленность; УДК 694 – строительство деревянных сооружений и т.п.

 

Методы систематизации и классификации используют при любой унификации.

Агрегатирование – принцип создания машин, оборудования и приборов, основанный на применении унифицированных агрегатов (узлов), устанавливаемых в изделии в различных комбинациях. Эти агрегаты должны быть полностью взаимозаменяемы.

Внедрение унификации и агрегатирования позволяет перейти от конструирования и производства специального оборудования и машин к их выпуску на основе стандартных узлов и агрегатов.

Применяя принципы унификации и агрегатирования, можно на основе базовой модели создавать производные машины одинакового назначения, но с различными эксплуатационными показателями (мощности, производительности и т. п.) или машины различного назначения, выполняющие качественно другие операции.

 

2.2.2 Комплексная и опережающая стандартизация. Качество любого изделия определяется множеством факторов: совершенством конструкций, качеством применяемого материала, степенями унификации, агрегатирования и стандартизации, уровнями технологии производства, контроля и взаимозаменяемости и др. Для обеспечения высокогокачества необходимы оптимизация этих факторов и строгая согласованность требований к качеству.

При комплексной стандартизации целенаправленно и планомерно устанавливается и применяется система взаимоувязанных требований как к объекту, так и к факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы. Принципиально новым направлением в развитии комплексной стандартизации вообще и деревообрабатывающей техники в частности явилось, все более широкое использование современных методов программно-целевого планирования работ по стандартизации, в результате чего устанавливаются сбалансированные требования к готовой продукции, сырью, материалам и комплектующим изделиям.

Цели разрабатываемых комплексных программ следующие: повышение научно-технического уровня стандартов; обеспечение соответствия стандартов требованиям производства, обороны страны, внешних и внутренних рынков; выполнение заданий комплексной программы экономической интеграции стран — членов мирового и Европейского сообщества, снятие экономических и сопутствующих им политических барьеров в обмене продукцией, товарами, услугами, технологиями.

За последние десять лет разработано более 230 программ комплексной стандартизации, направленных на улучшение всех показателей качества продукции.

Успешному решению задачи значительного сокращения сроков внедрения достижений науки и техники в производство способствует опережающая стандартизация.

При опережающей стандартизации устанавливаются повышенные по отношению к достигнутому на практике уровню требования к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

 

 

Основные задачи проведения опережающей стандартизации следующие: обеспечение самого высокого технического уровня, качества и экономичности новой и модернизируемой продукции при проектировании и в производстве; установление в стандартах оптимальных основных требований, повышенных по отношению к дос­тигнутому уровню передовыми отечественными и зару­бежными производствами, соблюдение которых должно обеспечивать устойчивый выпуск продукции высшей категории качества в течение всего планового периода ее серийного или массового производства; обеспечение современной унификации и технической преемственности при разработке различных модификаций продукции с целью сокращения нерационального многообразия ее номенклатуры.

Стандарты с перспективными требованиями должны разрабатываться в организациях и на предприятиях, непосредственно выполняющих эти работы. Работы по опережающей стандартизации новой продукции должны основываться на результатах поисковых научно-исследовательских работ, направленных на определение перспектив развития соответствующих групп однородной продукции и технологии, а также на результатах перспективных опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

 

2.2.3 Структура, порядок разработки и область применения стандартов. Все стандарты имеют единую структуру, которая включает в себя:

· область распространения;

· содержательную (основную) часть стандарта;

· информационные данные.

Область распространения стандарта – объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для этого стандарт д.б. изложен четко и однозначно (с точки зрения области применения).

Содержательная (основная) часть стандарта содержит требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.

Информационные данные – информация о разработчике и используемой литературе.

Содержательная часть включает в себя классификацию изделий и определения; технические требования к изделию, правила его приемки и испытаний. Кроме того стандарт может содержать требования к конструкции изделия, его маркировке, правилам хранения и др.

Побудительные причины разработки стандартов. Это м.б. программа или проект государства, потребность расширения международного сотрудничества, необходимость в этом корпорации или фирмы.

Принятый европейским сообществом Общий рынок потребовал создания целой серии различных международных документов для обмена товарами, услугами, технологиями и пр., что привело к необходимости создания большого числа взаимоувязанных нормативных документов.

Среди причин разработки новых стандартов можно назвать и развитие науки и техники, возникновение новых технологий, видов услуг и товаров.

Стандарты в первую очередь позволяют создать единое правовое пространство для всех разработчиков, изготовителей и потребителей продукции, товаров, услуг.

 

Порядок разработки стандартов. Разработкой гос. стандартов занимаются технические комитеты (ТК). Ранее мы уже касались вопроса о порядке проведения работ, когда рассматривали структуру ИСО.

Заявки на разработку стандартов могут представлять ТК, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления РФ.

Подготовка и рассмотрение заявок, формирование годового плана гос. стандартизации РФ, заключение договоров на разработку стандартов осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России.

ТК направляют информацию о начале разработки стандарта для опубликования в специализированном издании Госстандарта России для получения от заинтересованных лиц (предприятий, организаций, граждан) заявок и предложений на участие в разработке и обсуждении стандарта.

Все предложения, замечания, поправки рассматриваются в ТК членами ТК, а также в соответствующем НИИ (если оно не входит в состав данного ТК). Затем формируют первую редакцию стандарта и направляют её заинтересованным участникам разработки. Там на проект стандарта пишется отзыв и снова направляется в ТК не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта.

ТК готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет его на рассмотрение и устранение замечаний и разногласий членам ТК.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.