Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Повреждаемость при термоусталости




 

Многие детали горячей части двигателей разрушаются в результате термической усталости. Термоусталостные повреждения развиваются главным образом вследствие напряжений, возникающих внутри материала из-за неравномерности его прогрева на переходных режимах. Этот процесс сопровождается сложным комплексом физико-химических явлений, связанных с диффузией, окислением поверхностного слоя, релаксацией и т.д.

Обычно термоусталостные повреждения отождествляют с малоцикловой усталостью при достаточно высоких уровнях напряжений. Различают повреждаемость при «мягком» (рис.25, а), «переходном» (рис.25, б), и «жестком» (рис 25, в) режимах нагружения термоциклами. При «мягком» нагружении в упругой области постоянному размаху напряжений соответствует постоянный размах деформаций . В случае пластического деформирования (при ) размах деформации от цикла к циклу изменяется. «Переходное» нагружение имеет место в зоне расположения отверстий, галтелей, где возможно упругопластическое деформирование. В этом случае размахи и не остаются постоянными вследствие процессов упрочнения и разупрочнения. «Жесткое» нагружение возможно, например, в охлаждаемых лопатках турбин: при постоянном размахе внешних сил внутренние штырьки, расположенные в охлаждаемой части, подвергаются циклической деформации постоянного значения , определяемой жесткостью пера лопатки. Напряжения здесь могут возрастать от цикла к циклу в упрочняющемся материале, уменьшаться или стабилизироваться в материалах, где эффект упрочнения не наблюдается.

 

 

Рис.25. Схемы нагружения термоциклами:

1 – «мягкое»; 2 – «переходное»; 3 – «жесткое»;

 

В реальных условиях работы имеет место комбинированный вариант термоциклического нагружения с преобладанием «жесткого» нагружения. Также действует статическая подгрузка, действующая с температурой. Термоусталостная повреждаемость проявляется, как правило, в виде сетки мелких поверхностных растрескиваний.

Перечисленные меры не меняют закономерностей накопления усталостных повреждений, а появление повреждений рассматривают как признак исчерпания ресурса.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.А. Пивоваров. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994.

2. Н.Л.Голего. Ремонт летательных аппаратов. – М.: Транспорт, 1984.

 

****************************************************************





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.