Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи курса. Основы теории литературы




Москва

Основы теории литературы

По курсу

МАТЕРИАЛОВ

 

 

Для студентов факультета журналистики

 

 

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории

журналистики и литературы

 

 

Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

Ответственный редактор – зав. кафедрой истории журналистики
и литературы, проф. Н.И. Якушин

Рецензент – д-р филол. наук, проф. Л.В. Овчинникова

 

 

Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 64 с.

 

Пособие подготовлено на факультете журналистики

 

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
по специальности 021400 «Журналистика»

 

© Кихней Л.Г., 2006


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом, комментирующим наиболее сложные понятия каждой темы. Этот раздел, содержащий краткие, но емкие определения основных литературоведческих понятий, дополняет и уточняет содержание лекционного курса, имеющихся учебников и учебных пособий. Следующие два раздела призваны помочь студентам овладеть навыками самостоятельного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. В них включены темы практических занятий, а также вопросы и рекомендуемая литература для подготовки к ним. В рамках организации самостоятельной работой студентов в межсессионный период в сборник включены вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля. Сборник завершают вопросы для подготовки к экзамену и список критических и справочных источников.

 

 

Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первичными навыками системно-целостного анализа художественного текста, по возможности познакомить с новейшими достижениями литературоведческой науки.

Изучая основы теории литературы, студенты должны понять сущность литературы как феномена культуры и искусства, постичь ее внутренние закономерности и особенности бытования в обществе.

Курс является базовым для изучения комплекса всех литературоведческих дисциплин. Более того, он имеет особое значение и для профессиональной подготовки будущих журналистов, ибо способствует теоретическому осмыслению собственных навыков литературно-публицистического письма.

Последовательность освоения литературоведческих понятий и категорий, принятая в пособии, представляется целесообразной, ибо позволяет постепенно расширить кругозор литературоведческого мышления студентов. Пособие содержит справочные материалы к основным темам курса, отраженным в рабочей программе; они призваны помочь студенту овладеть терминологическим аппаратом литературоведения и разобраться в основных теоретических понятиях.

По ключевым темам курса проводятся практические занятия, планы и литература к которым приведены в пособии. Их цель – научить применять полученные на лекциях знания в конкретной практике литературоведческого анализа. Поэтому основной задачей практических занятий является формирование у студентов адекватного языка описания литературных произведений, который становится первым шагом на пути к постижению их смысла. При этом практические занятия предполагают не столько пересказ тех или иных литературоведческих концепций; внимание, главным образом, уделяется отрабатыванию навыков анализа и интерпретации художественных произведений в единстве их формы и содержания. Сверхзадача практических занятий – выработать у студентов чувство слова (что необходимо им и в профессиональной деятельности), научить их творчески мыслить, отличать настоящую литературу, подлинно художественные произведения от халтурных поделок так называемой «массовой» литературы.

Отбирая художественные тексты для практических занятий и самостоятельной работы, мы, во-первых, ориентировались на степень их доступности и известности; во-вторых, старались предложить наиболее яркие произведения, на примере которых можно показать продуктивность, действенность тех или иных понятий и способов анализа.

В связи с тем, что практических занятий согласно программе и календарному плану предусмотрено только три, существенно повышается роль самостоятельной работы студентов. В целях наиболее целесообразной организации самостоятельной работы студентов в пособии предложено несколько комплексов контрольных вопросов, как для самопроверки усвоения теоретического материала, так и для самостоятельного выполнения. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется двояким образом: посредством проверки домашних заданий (содержащих ответы на заданные вопросы) и мини-кон­трольных (пятнадцатиминутных) работ и тестов, проводимых во время аудиторных (лекционных) занятий.

Список учебной, справочной и научной литературы составлен в соответствии со спецификой изучения курса «Основ теории литературы» на факультете журналистики. Рекомендованная литература дает широкие возможности и для углубленного изучения тех или иных литературоведческих аспектов, связанных, в том числе, и со смежными литературоведческими курсами (например, с «Историей отечественной литературы», «Историей зарубежной литературы», «Истории русской критики» и т. д.).

При составлении настоящего пособия был учтен опыт следующих учебных и методических материалов: Николаев П.А., Руднева Е.Г., Хализев В.Е. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы дисциплин. М.: МГУ, 1998; Орлова Е.И. Основы теории литературы: Для отделений и факультетов журналистики государственных университетов. М.: МГУ, 1998; Крупчанов Л.М. Теория литературы // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 02.17.00 – Филология. М.: Флинта: Наука, 2000; Овчинникова Л.В. Сборник методических материалов по курсу «Основы теории литературы». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003; Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999; Якушин Н.И. Русская литература XIX века (Первая половина). М.: Владос, 2001; История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М.: Русское слово, 2001.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.