Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте




Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте

Тема 4. Литературные жанры

Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генетическая» жанровые концепции и многообразие классификационных оснований деления литературы на жанры. Фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные жанры, жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб) и др. Соотношение понятий рода и жанра, «речевых» и «литературных» жанров, жанра и жанрового канона. Жанр как динамическая, эволюционирующая система и жанровая традиция. Коммуникативный ракурс рассмотрения феномена жанра: с точки зрения создателя литературного произведения и с точки зрения читателя.

Понятие доминирующей авторской установки как жанрообразующего начала. Типология авторских установок (субъективно-модальные, целевые, функциональные, формальные) и их соотношение с «социальным запросом» и «памятью жанра». Жанровый состав трех родов литературы. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью и историческим развитием культуры. Понятие жанровой системы. Жанровые системы в лирике, драме, эпосе.

 

Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (идея, концепция) действительности, характеризующее художественное содержание. Поэтическая идея как основа художественного содержания. Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью.

Учение о пафосе. Виды пафоса: идиллический, героический, трагический, элегический, сатирический, юмористический и иронический. Категория комического и его типы (юмор, сатира, ирония). Соотношения типов комического с сатирическим, юмористическим и ироническим пафосом.

 

Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Конструктивная и содержательная функции формальных элементов произведения. Концепция содержательности формы, обусловливающей невозможность переоформления произведения без внесения изменений в его содержание.

Понятие внешней и внутренней композиции. Категории конфликт, сюжет, фабула и их соотношения. Феномен «бродячих сюжетов». Однолинейные и многолинейные сюжеты. Основные элементы сюжета. Внесюжетные элементы и их функции. Конфликт как «скрытый двигатель» сюжета.

Мотивы как наиболее значимые, повторяющиеся или варьирующиеся в произведениях единицы формы в их смысловой наполненности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.