Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики




 

Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств» и содержит следующие основные задачи.

• Освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений, и соотнесенности их с определенным состоянием человека или сказочного персонажа.

• Постижение смысловой стороны речи, что позволяет детям объяснять причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения и раскрывать смысл обобщенных эмоциональных характеристик (Маша‑растеряша, девочка‑ревушка, Царевна Несмеяна, заяц‑хвастун и т. д.).

• Активизация речевого поведения, что позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, содействовать изменению негативного настроения и т. д.

Овладение словарем эмоциональной лексики должно осуществляться в единстве с развитием представлений об эмоциях. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других. Усвоение словесных обозначений эмоциональных проявлений, понимание лексико‑семантической структуры данной группы слов возможно только при наличии конкретно‑чувственных образов или представлений детей об эмоциях. Известно, что с развитием представлений об эмоциях возрастает количество понятий, в которых осмысливаются эмоции, увеличивается число параметров, по которым они характеризуются. Вначале дети используют два основных параметра: «удовольствие – неудовольствие», затем появляются другие параметры: «связь с другими», «соответствие месту», «соответствие времени» и т. д.

Кроме того, освоение понятийного содержания слов, раскрытие их семантики необходимо осуществлять в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, привлекая витагенный (жизненный) опыт детей. Это обусловлено тем, что ребенок вкладывает в значение слова прочувствованный образ, «свой», «живой, буквальный смысл». В теории речевого развития дошкольников общепризнано, что конкретно‑отнесенная форма значения слов возникает раньше понятия и является предпосылкой для его становления.

С учетом высказанного предлагается рассмотреть четыре основных этапа постижения детьми словаря эмоциональной лексики, которые неразрывно связаны с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии.

1– й этап – младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа (злой волк, испуганный заяц). Рекомендуется использовать детскую художественную литературу и иллюстративный материал, где ярко и выразительно представлены моменты эмоциональной экспрессии и словесно обозначены эмоциональные состояния. Внимание детей акцентируется на словах, характеризующих определенное эмоциональное состояние, показываются и одновременно словесно обозначаются проявления эмоций в мимике, жестах, позе. Дети учатся словесно обозначать эмоции («Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?.. Каким стал зайчик, когда лиса прогнала его из дома?»).

2– й этап – младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев (злые не только волки, но и медведи, радостные дети, птицы, звери, куклы и т. д.), увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние. Это достигается через восприятие более широкого круга произведений художественной литературы, живописи и иллюстраций. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния, учатся подбирать слова‑синонимы («Петушок печальный, а еще какой?»), совместно с педагогом учатся изображать в рисунках разнохарактерных героев (добрый доктор Айболит, Дед Мороз, еж; привереда‑девочка, мышонок, кукла и др.), учатся подбирать музыкальное сопровождение к персонажам с определенным настроением. Визуально воспринимаемые переживания создают благоприятную основу для словесного обозначения эмоций, для их перехода в словесный план.

3– й этап – средний и старший дошкольный возраст. Слово становится обобщенным сигналом, обозначающим эмоциональное состояние. Характерное для различных групп и явлений социальной и культурной жизни (удивленный папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике, Чебурашка и т. д.). У детей пополняется количество слов, обозначающих настроения и причины эмоций. На этом этапе важно научить детей различать и обобщать эмоциональные состояния по характерным внешним признакам (позе и жестам). Для этого, кроме сказок и рассказов, необходимо знакомить детей с лирической поэзией, где ярко и проникновенно описаны душевные переживания человека, вызванные различными явлениями природы. Педагог побуждает детей к сравнительному анализу эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.), к составлению рассказов из личного опыта детей о переживании ими определенных эмоций. Дети анализируют причины разных настроений, учатся подбирать все большее число слов‑синонимов и передавать эмоциональные состояния в рисунках и лепке.

4‑й этап – старший дошкольный возраст. Этот этап обобщает опыт предыдущих. Дети свободно владеют значениями слов, обозначающих эмоции, умеют составлять обобщенные эмоциональные характеристики (упрямый Фома, Царевна Несмеяна и др.). Необходимо побуждать детей называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.), анализировать причины настроений, оценивать нравственную сторону эмоциональных проявлений и т. д. На этом этапе важно предоставлять детям как можно больше самостоятельности в использовании ранее сформированного речевого опыта. Для этого целесообразно организовывать игры типа «Назови и опиши», «Скажи по‑другому», «Подбери приятные слова», «Помоги приобрести друга», проводить беседы на темы «Поговорим о настроении», «О чем рассказывает природа?», «Почему бывает грустно?.. (страшно… радостно?» и т. д., активно использовать жизненный опыт детей, побуждать их подбирать эмоционально окрашенные слова к иллюстрациям с печальным или радостным сюжетом, называть причины эмоциональных состояний персонажей, предлагать варианты изменения негативных переживаний.

 

Таким образом, все выделенные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей 3–6 лет. Методическая сторона этой работы предусматривает использование различных педагогических средств. Как показала практика, их выбор зависит от возрастной категории детей, от направления эмоционального развития, а также от того, на развитие какой формы эмоционального реагирования направлена педагогическая работа. Основными педагогическими средствами являются, прежде всего, разные виды деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная, музыкальная, коммуникативная. При всей важности каждого вида деятельности особое значение имеет игра. Это близкая, доступная, наиболее освоенная дошкольниками деятельность. Игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной и других сферах личности, формировать новые способы действий и формы поведения. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра создает благоприятную обстановку для развития выразительных экспрессивных проявлений детей, для их творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений и при выполнении различных игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций и адекватного оформления экспрессивных действий. Важнейшими в этом плане являются эмоционально‑сенсорные и эмоционально‑экспрессивные игры.

Огромное значение для эмоционального развития детей имеет художественная литература и народный фольклор. Художественная литература является особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным материалом для содержательной беседы педагога с детьми. Для развития представлений об эмоциях, о различных формах их выражения, для стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни целесообразно шире практиковать занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, поскольку эти виды искусства наиболее образно передают различные эмоциональные состояния и учат пристрастному отношению к миру в целом.

Эмоциональное развитие дошкольников может осуществляться в различных блоках педагогического процесса, если оно логично согласуется с целевой направленностью и содержанием деятельности, в рамках которой оно проводится и органично вписывается в общий режим дня. Целесообразно комплексное проведение педагогической работы в блоке совместной деятельности педагога с детьми, рассчитанной на весь период дошкольного детства.

При выборе содержания и формы педагогической работы необходимо учитывать естественные колебания в динамике эмоциональных состояний детей. В начале недели лучше организовать игры, которые способствуют «раскрепощению» детей (снятию вялости после выходных дней) и не требуют интенсивного интеллектуального напряжения. Это эмоционально‑сенсорные, эмоционально‑экспрессивные игры и т. д.

В середине недели, в период высокой работоспособности, активной включенности детей в разноплановую деятельность, в установленный ритм жизни дошкольного учреждения, желательно организовывать такие формы работы, которые требуют от детей определенного интеллектуального напряжения, внимания, волевых усилий, творческого самовыражения. К ним относятся эмоционально‑смысловое общение, игры с использованием пиктограмм, письменные задания в альбомах, решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем эмоций и т. д.

К концу недели целесообразно вводить яркие, оригинальные формы работы, позволяющие поддерживать эмоциональную активность детей, вызывать повышенный интерес к ним. Этим требованиям отвечают игры, побуждающие детей проявлять самостоятельность, демонстрировать индивидуальную неповторимость, оригинальность в выражении эмоциональной экспрессии, а также оценивать эмпатогенные ситуации и т. д.

Все представленные в пособии методические материалы могут использоваться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в условиях семьи в качестве вариантов педагогически целесообразной организации досуга детей, в качестве коррекции эмоционального развития детей дошкольного возраста.

 

Программа эмоционального развития детей 3–6 лет

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное развитие детей 3–4 лет

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.