КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы психологического тестирования. Общая структура тестирования
Психологический тест включает: · совокупность заданий, инструкций испытуемому и экспериментатору; · теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом, шкал (топологии свойства) и метода введения шкальной оценки; · указываются психопараметрические характеристики теста: - стандартизация, - нормы, - валидность, - надежность. Любой психологический тест, используемый в социально-психологическом исследовании, должен быть валидным, надежным, однозначным и точным. Тестирование является разновидностью процедуры измерения свойств объекта. Они выражают такую сторону предмета, которая обусловливает его различия и общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Причем предполагается, что распределение совокупности людей с этим свойством описывается кривой нормального распределения. Основные типы свойств: 1) свойство качественно не определено (возможно лишь теоретически); 2) точечные (нольмерные) свойства, которые не имеют интенсивности и могут рассматриваться как “свойства нулевого измерения”, такие свойства обладают качественной, но не количественной определенностью; 3) линейные (одномерные) свойства, которые всегда имеют определенную интенсивность, причем могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения этой интенсивности, такие свойства обладают количественной и качественной определенностью и имеют интервал интенсивности; 4) многомерные свойства, которые способны изменяться в n-отношениях. Между видами свойств существует отношение сводимости (многомерное – как совокупность линейных, а оно – как множество точечных). Существуют следующие модели тестов, основанные на этой топологии свойств:
A. Модель сходств (свойство не определено). Тест выявляет меру сходства каждого человека с “человеком-эталоном”. B. Модель дихотомической классификации (точечное свойство). Тест позволяет произвести дихотомическую классификацию. C. Модель латентного континуума (линейное или многомерное свойство). Тест позволяет измерять свойство количественно. Результаты выполнения разных заданий можно суммировать с учетом весовых коэффициентов, получая “сырой” балл. Вообще, между множествами испытуемых, индикаторов и свойств существуют отношения: 1) измерения: – дается представление об отношении измеряемых свойств к испытуемым; – процесс измерения; – каждый испытуемый характеризуется вектором, который подвергается процедуре интерпретации; 2) интерпретации: – дается представление о первичной структуре данных; – процедура подсчета “сырого” балла; – приписывание свойства или определенного уровня его интенсивности конкретному испытуемому (группе). Каждый испытуемый характеризуется вектором, определяющим в какой мере свойство выражено у испытуемого. Исходя из этого складывается психологический портрет испытуемого. Классификации тестов Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: 1) по предмету тестирования: – диагностика умственного развития и специальных способностей, когнитивных, познавательных стилей; – методики, направленные на изучение отдельных психических функций; – диагностика состояний; – диагностика эмоционально-волевой сферы; – диагностика саморегуляции и произвольности; – диагностика черт личности: · организмические черты, · индивидуально-стилевые, · индивидуально-результативные, · рефлексивно-личностные черты; – ценностные ориентации и социальные установки личности; – диагностика межличностных отношений;
2) по особенностям используемых в тесте задач: – практические; – образные; – вербальные; 3) по процедуре и материалу, предъявляемому испытуемым: – аппаратурные; – бланковые: · объективные тесты, · методики стандартизированного самоотчета (тест-опросники, субъективное шкалирование, методики выбора и сортировки, свободное описание); – проективные методики: · конститутивные, · конструктивные, · интерпретативные, · катартические, · экспрессивные, · импрессивные, · аддитивные; – анализ продуктов деятельности: · анализ спонтанной речевой продукции, · анализ специально организованной творческой деятельности, · контент-анализ; – стандартизированное наблюдение; – диалоговые методы: · беседа, · интервью, · игровые методы (ролевые, неролевые), · интерактивные методы; 4) по объекту оценивания: – процессуальные тесты; – тесты достижений; – тесты состояний и свойств; 5) на основе подходов психодиагностики: – объективные тесты: · тесты интеллекта, · специальных способностей, · целевые (тесты действия), · ситуационные, · тесты личности, · тесты достижений, · тесты креативности; – субъективные тесты (опросники, основаны на самоописании); – проективные тесты: · проективные предпочтения, · методики словесной апперцепции во внутренний мир, · проективное шкалирование.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |