Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психологического тестирования. Общая структура тестирования




Психологический тест включает:

· совокупность заданий, инструкций испытуемому и экспериментатору;

· теоретическое описание с указанием свойств, измеряемых тестом, шкал (топологии свойства) и метода введения шкальной оценки;

· указываются психопараметрические характеристики теста:

- стандартизация,

- нормы,

- валидность,

- надежность.

Любой психологический тест, используемый в социально-психологическом исследовании, должен быть валидным, надежным, однозначным и точным.

Тестирование является разновидностью процедуры измерения свойств объекта. Они выражают такую сторону предмета, которая обусловливает его различия и общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Причем предполагается, что распределение совокупности людей с этим свойством описывается кривой нормального распределения.

Основные типы свойств:

1) свойство качественно не определено (возможно лишь теоретически);

2) точечные (нольмерные) свойства, которые не имеют интенсивности и могут рассматриваться как “свойства нулевого измерения”, такие свойства обладают качественной, но не количественной определенностью;

3) линейные (одномерные) свойства, которые всегда имеют определенную интенсивность, причем могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения этой интенсивности, такие свойства обладают количественной и качественной определенностью и имеют интервал интенсивности;

4) многомерные свойства, которые способны изменяться в n-отношениях.

Между видами свойств существует отношение сводимости (многомерное – как совокупность линейных, а оно – как множество точечных).

Существуют следующие модели тестов, основанные на этой топологии свойств:

A. Модель сходств (свойство не определено). Тест выявляет меру сходства каждого человека с “человеком-эталоном”.

B. Модель дихотомической классификации (точечное свойство). Тест позволяет произвести дихотомическую классификацию.

C. Модель латентного континуума (линейное или многомерное свойство). Тест позволяет измерять свойство количественно.

Результаты выполнения разных заданий можно суммировать с учетом весовых коэффициентов, получая “сырой” балл. Вообще, между множествами испытуемых, индикаторов и свойств существуют отношения:

1) измерения:

– дается представление об отношении измеряемых свойств к испытуемым;

– процесс измерения;

– каждый испытуемый характеризуется вектором, который подвергается процедуре интерпретации;

2) интерпретации:

– дается представление о первичной структуре данных;

– процедура подсчета “сырого” балла;

– приписывание свойства или определенного уровня его интенсивности конкретному испытуемому (группе).

Каждый испытуемый характеризуется вектором, определяющим в какой мере свойство выражено у испытуемого. Исходя из этого складывается психологический портрет испытуемого.

Классификации тестов

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:

1) по предмету тестирования:

– диагностика умственного развития и специальных способностей, когнитивных, познавательных стилей;

– методики, направленные на изучение отдельных психических функций;

– диагностика состояний;

– диагностика эмоционально-волевой сферы;

– диагностика саморегуляции и произвольности;

– диагностика черт личности:

· организмические черты,

· индивидуально-стилевые,

· индивидуально-результативные,

· рефлексивно-личностные черты;

– ценностные ориентации и социальные установки личности;

– диагностика межличностных отношений;

2) по особенностям используемых в тесте задач:

– практические;

– образные;

– вербальные;

3) по процедуре и материалу, предъявляемому испытуемым:

– аппаратурные;

– бланковые:

· объективные тесты,

· методики стандартизированного самоотчета (тест-опросники, субъективное шкалирование, методики выбора и сортировки, свободное описание);

– проективные методики:

· конститутивные,

· конструктивные,

· интерпретативные,

· катартические,

· экспрессивные,

· импрессивные,

· аддитивные;

– анализ продуктов деятельности:

· анализ спонтанной речевой продукции,

· анализ специально организованной творческой деятельности,

· контент-анализ;

– стандартизированное наблюдение;

– диалоговые методы:

· беседа,

· интервью,

· игровые методы (ролевые, неролевые),

· интерактивные методы;

4) по объекту оценивания:

– процессуальные тесты;

– тесты достижений;

– тесты состояний и свойств;

5) на основе подходов психодиагностики:

– объективные тесты:

· тесты интеллекта,

· специальных способностей,

· целевые (тесты действия),

· ситуационные,

· тесты личности,

· тесты достижений,

· тесты креативности;

– субъективные тесты (опросники, основаны на самоописании);

– проективные тесты:

· проективные предпочтения,

· методики словесной апперцепции во внутренний мир,

· проективное шкалирование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.