Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит бюджета и источники его финансирования




Бюджетная классификация, понятие, состав

Бюджетный процесс в Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации, принципы ее функционирования. Понятие консолидированного бюджета

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Страны с федеративным государственным устройством, к которым относится и Россия, имеют трехуровневую бюджетную систему:

1) государственный бюджет;

2) бюджеты членов федерации (штатов в США, земель в Германии, провинций в Канаде,субъектов федерации в России);

3) местные бюджеты.

В унитарных государствах бюджетная система включает в себя два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. До 1991 года бюджетная система бывшего СССР объединяла в себе:

• бюджет союза, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик. В состав последних включались государственные бюджеты 20 автономных республик, которые, в свою очередь, включали 53 тыс. местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых советов). Данная система была оформлена Конституцией СССР в 1924 г.

В настоящее время бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы России определены Бюджетным кодексом Российской Федерации и включают в себя.

1) Принцип единства бюджетной системы РФ. Обеспечивается единым правовым полем, использованием единой бюджетной классификации, форм бюджетной документации согласованными принципами бюджетного процесса, единой налоговой и социальной политикой.

2) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы и расходы бюджетов должны отражаться в каждом звене бюджетной системы в обязательном порядке и в полном объеме.

3) Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

4) Принцип прозрачности (открытости) реализуется через обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, представление информации о ходе исполнения бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

5) Принцип самостоятельности. Означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующего бюджета, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный процесс должен быть направлен на минимизацию размера дефицита бюджета.

7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что бюджетный процесс должен быть направлен на достижение заданных результатов в условиях использования наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

9) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов, расходов источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ.

10)Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных с указанием цели их финансирования.

11)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

12)Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13)Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или соответствующей территории носит название консолидированного бюджета. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет страны. Консолидированный бюджет не утверждается в законодательном порядке и используется для аналитических и статистических целей.

В настоящее время консолидированный бюджет страны включает в себя в качестве самостоятельных частей федеральный бюджет, 83 бюджетов субъектов РФ, тысячи бюджетов городских округов и муниципальных районов.

Самостоятельность вышеуказанных бюджетов обеспечивается наличием собственных доходных источников и правом определять размеры и направления их использования. К собственным источникам доходов относятся:

• закрепленные законодательно источники доходов для каждого уровня бюджетной системы;

• отчисления по регулирующим доходным источникам;

• дополнительные источники, устанавливаемые представительными органами власти субъектов РФ, местными органами власти в рамках действующего законодательства.

К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования нижестоящих бюджетов поступают в них в виде процентных отчислений от федеральных и региональных налогов. Помимо собственных доходных источников бюджет каждого уровня может рассчитывать, в рамках бюджетного регулирования, на получение бюджетных средств в форме дотаций, субвенций, субсидий:

• дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

• субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации либо юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (Москве в форме субвенций перечисляется ежегодно более двух трлн. рублей как столице России);

• субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу либо физическому на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В бюджетной сфере очень актуальны вопросы бюджетного регулирования. Бюджетное регулирование - это механизм перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами всех уровней. Основными финансовыми инструментами перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами всех уровней выступают Федеральный Фонд финансовой поддержки регионов Российской Федерации (ФФФПР) и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте Российской Федерации (ФФПМО).

С 1994 года Законом РФ "О федеральном бюджете на 1994 год" в составе федерального бюджета был образован Фонд финансовой поддержки регионов РФ, выполняющий основную роль в механизме межбюджетных отношений. В 1995 году данный фонд формировался в размере 27 процентов налога на добавленную стоимость за счет его доли, поступающей в федеральный бюджет (за исключением НДС по определенным видам товаров). В 1996 и 1997 годах размер фонда составил 15 процентов от общего объема налоговых поступлений в федеральный бюджет, в 1998-1999 годах - 14 процентов от общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов, в 2000 г. - около 9 процентов налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Из ФФФПР оказывалась помощь (трансферты) тем субъектам РФ, у которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год был ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты РФ, нуждающиеся в поддержке), а также тем субъектам РФ, у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, было недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты РФ, особо нуждающиеся в поддержке).

В настоящее время механизм распределения средств ФФФПР пересматривается. Основным показателем при распределении средств фонда выступают валовые налоговые ресурсы региона.

На региональном уровне действуют региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований в бюджете субъекта Российской Федерации. Средства ФФПМО формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Распределение средств фонда осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей:

• численность населения муниципального образования;

• долю лиц пенсионного возраста в общей численности населения муниципального образования;

• долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования;

• площадь территории муниципального образования;

• уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования;

• другие факторы, определяющие особенности данного региона.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Проблемы, которые необходимо решить для совершенствования межбюджетных отношений:

• выделяемые центром финансовые ресурсы не должны подрывать стимулов к развитию собственных источников доходов;

• механизм предоставления финансовых ресурсов должен приводить к выравниванию социально-экономического развития на территориях РФ.

• бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При выявлении дефицита финансированию подлежат текущие расходы.

Сбалансированность доходов и расходов бюджетов является важнейшим условием проведения бюджетно-финансовой политики государства. Представительные органы власти имеют право устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если выявляется превышение дефицита, то осуществляется механизм секвестрарасходов. Суть секвестра сводится к пропорциональному снижению государственных расходов ежемесячно по всем статьям расходов, исключая защищенные статьи. К защищенным статьям относятся: зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения, стипендии, государственные пособия и др. Состав защищенных статей меняется.

Бюджетный процесс представляет собой регулируемую законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Выделяют следующие основные стадии бюджетного процесса:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета.

Содержание указанных выше стадий бюджетного процесса очень подробно рассматривается Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Основными задачами бюджетного процесса в Российской Федерации являются:

• изыскание материальных и финансовых ресурсов;

• определение доходов по отдельным видам налогов и другим платежам;

• определение статей расходов по целевому финансированию;

• согласование бюджета с программой финансовой стабилизации;

• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

• бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов всех уровней;

• усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при исполнении ими налогового законодательства;

• автоматизация процесса составления и исполнения бюджета через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием ЭВМ.

Законодательные органы власти рассматривают и утверждают бюджет и отчет об его исполнении, осуществляют контроль за исполнением бюджета. Органы исполнительной власти составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательных органов власти, осуществляют исполнение бюджета.

Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:

• бюджетном послании Президента РФ;

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в 3-х чтениях.

В первом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ. Предметом первого чтения является прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, основные характеристики федерального бюджета (доходы, расходы, дефицит, профицит, трансферты), верхний и нижний пределы государственного долга, нормативная величина Резервного фонда.

Во втором чтении Государственная Дума Во втором чтении утверждаются перечень главных администраторов, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, программы предоставления государственных кредитов и заимствований.

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств ФФФПР, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ.

В четвертом чтении законопроект голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой ФЗ "О федеральном бюджете" передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения закона Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, после чего следует повторное рассмотрение в одном чтении.

Все доходы и расходы располагаются в бюджете по единой бюджетной классификации, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением группировочных кодов. Используется в бюджетном процессе при составлении проекта бюджета, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов, а также при составлении исполнительными органами власти консолидированных бюджетов.

Состав бюджетной классификации:

• классификация доходов бюджетов РФ;

• классификация расходов бюджетов РФ;

• классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов по обслуживанию государственного долга.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние государственные заимствования следующих видов:

• кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

• государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиями федерального бюджета являются:

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте посредством выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

• кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в Законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. При этом не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации долговых обязательств Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.