КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное мастерство1
Тестирование Для этого проведем самодиагностику и диагностику профессионально-личных качеств. Проверка теоретических знаний. Профессионально значимые качества личности педагога Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств Практическая работа Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» Что такое личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие? Раскройте уровни профессионализма учителя, приведите примеры из школьного опыта. Каковы основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития? Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов? Выполняя СРС, вы анализировали качества своей личности, определяли сильные и слабые стороны, профессиональные позиции. Данную работу вы выполняли, опираясь на ваши ощущения, вашу точку зрения, вашу самооценку. В чем вы видите смысл проделанной работы? Педагоги отличаются друг от друга не только по уровню профессиональной подготовки, но и психолого-педагогическим особенностям. В характере каждого учителя преобладают те или иные профессиональные психологические черты, определяющие взаимоотношения с учащимися, стиль работы и поведения. От этих особенностей зависит, например, предрасположенность к некоторым видам педагогической деятельности (обучающей или воспитывающей, урочной или внеклассной и т.д.). От них же зависит успешность в работе с учащимися разных возрастов.
Большое значение психолого-педагогические особенности имеют для формирования индивидуального стиля работы. Поэтому весьма важно, чтобы будущий учитель уже в самом начале своего трудового пути трезво оценил свои сильные и слабые стороны. Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности. Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов – природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства). 1.1 Обычно у вас высокая работоспособность? 1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте? 1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение? 1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы? 1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую? 1.6 В Ваших руках любая работа спорится? 1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно? 1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию? 1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами? 1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная? Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 – средний, 1-3 – уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки. Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.
2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны? 2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека? 2.13 Вы любите фантазировать, придумывать? 2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми? 2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим? 2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным? 2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее? 2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана? 2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты? 2.20 Вы дорожите своим и чужим временем? Обработка результатов Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 – высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 – достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 – уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения. Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками. 3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором? 3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны? 3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим? 3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым? 3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны? 3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека? 3.27 Вы человек самокритичный и справедливый? 3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее? 3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе? 3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами? 3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой? 3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу? 3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека? 3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке? 3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна? 3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства? 3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?
3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения? 3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать? 3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением? Обработка результатов Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – уровень достаточно высокий; до 19 – уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства. «Карта личности педагога». Для реализации программы саморазвития будущий педагог составляет свой психологический портрет – «Карту личности». «Карта личности педагога» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию. Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов – наибольший результат,… 1 балл – качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения. 1 Фоновые показатели: 1.1. Состояние здоровье. 1.2. Физкультурная активность. 2 Способности: 2.1 Познавательные 2.2 Коммуникативные 2.3 Конструктивные. 2.4 Организаторские. 2.5 Перцептивные. 3 Характер и качества личности: 3.1 Требовательность. 3.2 Справедливость. 3.3 Добросовестность. 3.4 Тактичность. 3.5 Оптимизм. 3.6 Выдержанность.
3.7 Самокритичность. 3.8 Деловитость. 3.9 Моральная зрелость. 4 Направленность: 4.1 Интересы. 4.2 Ценности. 4.3 Гуманизм. 4.4 Любовь к людям (детям). 4.5 Идеалы. 5 Профессиональные умения и навыки: 5.1 Интеллектуальное развитие. 5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой) 5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений. 6 Индивидуальные особенности психических процессов: 6.1 Скорость мыслительных процессов. 6.2 Стратегия мышления. 6.3 Эмоциональность (характер эмоций). 6.4 Воля, самообладание. 6.5 Целеустремленность. 6.6 Память. 6.7 Внимательность. Обработка результатов. Рефлексия. Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов. Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания. Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов. Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно. Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-исследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |