Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути формирования педагогического мастерства




Проверка теоретических знаний.

Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства.

Ступени профессионального роста учителя.

Пути формирования педагогического мастерства.

Пути, условия, средства становления педагогического мастерства. Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства.

Никогда не прекращайте Вашей самообразовательной работы и не забывайте, что сколько бы Вы не учились, сколько бы Вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, не пределов.

Н.А. Рубакин

 

Раскройте особенности педагогической деятельности.

Раскройте сущность педагогического мастерства и его элементов.

Представьте и объясните материальную модель педагогического мастерства.

Опишите 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей. Объясните, почему вы считаете данных учителей мастерами своего дела

Запишите десять основных качеств идеального учителя. Во всех ли записанных вами качествах встречаются пять компонентов педагогического мастерства?

• Потребность учить и воспитывать;

• Одаренность, талантливость, незаурядность;

• Гуманность;

• Светлый ум;

• Общительность;

• Цельность;

• Чистота натуры;

• Душевная молодость;

• Дар речи;

• Знание предмета…

Проанализируйте сформированность этих качеств у себя по 5 балльной шкале (5 баллов— качество устойчивое,… 1 - отсутствует совсем). Посмотрите, какой из компонентов педагогического мастерства вы оценили на 4, 5 баллов, на 3 балла, на 1, 2 балла. Можно ли из результатов, проделанной работы, сделать вывод? Какой?

Что думает каждый педагог о своей профессии в момент принятия решения о том, что он станет Учителем? Это - замечательная, благородная и благодарная профессия. Он представляет себя стоящим у доски, вдохновенно и увлеченно излагающим свой любимый предмет группе жаждущих знаний, исследований и открытий счастливых детей.

Но порою, суровая школьная действительность очень скоро рассеивает эти мечты в прах. Учитель лишается свой мечты - учить. Он постепенно начинает ощущать себя надсмотрщиком, погоняющим «шайку» ленивых учеников, основное желание которых любой ценой избежать какой бы то ни было работы. Они лгут, жалуются, плачут, предают друг друга и думают только о том, чтобы их оставили в покое, и они смогли «перевалить» в следующий класс.

Учителю смешно, страшно и обидно, что результаты его труда оцениваются по успешности написания школьниками контрольных работ и сдачи ими экзаменов - разве он не бился изо всех сил, чтобы эти существа запомнили хоть что-нибудь, и разве он виноват в их лени?!

Судьба, о которой столько мечталось, превращается в великую педагогическую битву. Учитель воюет с учениками, чтобы выжить. Он боится каждого нового класса, нового дня. Он отпихивает от себя новые педагогические методики.

Каждый учитель, проработав немного в школе, пытается выяснить, почему все так плохо, первыми под удар попадают преподаватели, - они внушили педагогические иллюзии и не показали реального мира во всей его черноте. Затем возникает мысль о радикальном изменении отношения нового поколения к обучению - «Мы такими не были». Потом начинается обвинение системы образования в целом: классы слишком большие, программы переусложнены и чересчур часто меняются, и уж слишком мало платят. Наконец, учитель приходит к мысли, что это он виноват, не ту профессию выбрал, он просто не может быть хорошим учителем. За всем этим стоит разочарование, чувство собственной неполноценности и несостоятельности.

Во всех перечисленных причинах есть доля истины. Хотя за время обучения педагога в колледже и вузе не могло произойти столь уж радикальных изменений в психологии школьников. Конечно, классы переполнены и зарплата небольшая. Однако само по себе увеличение зарплаты и уменьшение количества детей в классах не может привести к появлению полной удовлетворенности в работе.

Проблема состоит не в том, что учителя не знают педагогики или недостаточно компетентны в своем предмете, не знают чему и как надо учить. Просто у них нет возможности это делать. Почему так происходит? Потому, что есть важный момент в педагогической профессии — создание соответствующих отношений с учениками, владение педагогическим мастерством, педагогическими технологиями, которые придают педагогической деятельности другое качество, постоянное самосовершенствование, получение удовольствия от своей работы…

По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя [12, 212]. Послушайте каждый из них и согласитесь или опровергните.

1. Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции.

2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.

3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие эмоции от школьников.

4. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

5. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает, не оборачивается к ученикам, то плохой, то хорошей стороной. Не делает ошибки.

6. У него нет любимчиков.

7. Хороший учитель может ответить на любой вопрос.

8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.

Можно ли все время быть именно таким? Не кажется ли вам, что образ «хорошего» учителя теряет человеческие черты, и он все больше становится похожим на ангела.

Можно для реализации качеств педагога предложить и другую модель «хорошего» учителя: «Хороший учитель – это счастливый учитель». Запишите этот девиз и докажите ниже согласны вы с ним или нет. Если нет, то предложите свой вариант.

Можно ли сказать, что конечной целью обучения и воспитания является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье? Почему?

От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе учащихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо». Как вы понимаете это высказывание?

Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Но исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя [10, 22]. Важно на этапе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

Иван Андреевич Зазюн выделяет ряд этапов формирования педагогического мастерства:

1. Формирование идеала профессиональной деятельности.

2. Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

3. Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

Сколько лет необходимо учителю, чтобы стать педагогическим мастером?

«Опытный учитель» и «учитель-мастер» – эти понятия нужно рассматривать как синонимы или они содержат качественное различие?

Может ли учитель состояться педагогом-мастером, если от школы остались преимущественно неприятные воспоминания?

Может ли произойти утрата педагогического мастерства?

Можно ли сказать себе: «Все, отныне я педагог-мастер, я все знаю, я все умею. Мне больше не надо самосовершенствоваться, саморазвиваться». Обоснуйте свой ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.