Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие




Революционность научных воззрений Макса Вебера состояла в том, что имен­но он выделил в качестве предмета социологии элементарную единицу, которая лежит в основе всей социальной деятельности людей, процессов, организаций и т. п. Социология, определяет Вебер, есть наука, которая хочет понять и причин­но объяснить социальное действие в его течении и проявлениях.

В этом определении заключено теоретическое представление о предмете гу­манитарного знания. Это подчеркивается указанием на первую часть задачи социологии - понять социальное действие. Вебер выдвигает и вторую часть за­дачи - причинно объяснить социальное действие.

Вебер показывает причины неприемлемости категории «взаимодействие». Их несколько. Во-первых, сама эта категория является сложной, имеет структуру, меняющуюся в зависимости от того объекта, который она образует. И в этом смысле она не может служить ядром социального знания. Во-вторых, взаимо­действие уже по определению содержит представление об участии в нем как минимум двух людей или объектов. Это еще раз свидетельствует о сложной структуре этой категории и дает новый аргумент для ее отклонения. В-третьих, само взаимодействие может носить случайный, механический характер, не связанный с феноменом социальности. Поэтому взаимодействие не может слу­жить необходимым и достаточным гарантом отнесенности к сфере социального бытия. По этим же причинам Вебер отклоняет и еще более расплывчатое поня­тие «поведение». Он жестко и четко формулирует: «Социальные отношения су­ществуют только как совокупность социальных действий».

Главной характеристикой социального действия как фундамента социально­го бытия является смысл. Это означает, что действующий индивид или дей­ствующие индивиды связывают с ним субъективный смысл». Собственно «со­циальным» действием, с намеренным акцентом на «социальное», по Веберу, должно называться такое действие, которое в соответствии со смыслом, зало­женным в нем действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своем течении». Способ, каким совершается дей­ствие или система действий, Вебер называет «поведением, адекватным смыслу».

Только осмысленное действие понятно. Поэтому социология, опирающаяся на такое социальное действие, должна понятно объяснить действие из этого субъ­ективного смысла. Напротив, бессмысленные действия, процессы воспринима­ются просто как «даты», как явления природы.

Основными компонентами социального действия являются цели, средства, нормы. Само социальное действие, содержащее смысл и ориентированность на других и их действия, является идеальным типом. Критерием выделения типов социального действия является рациональность, точнее, ее мера. Таких типов четыре.

1. Целерациональное действие заключает самую высокую степень рациональ­ности действия. Цель, средства и нормы в нем взаимно оптимальны и соотнесе­ны друг с другом. Наиболее показательным примером целерационального дей­ствия является действие в сфере капиталистической экономики.

2. Ценностно-рациональное действие связано с усилением давления норм, например убеждений. Капиталист, отчисляющий деньги на благотворитель­ность, церковь, тратящий их на игру в карты и т. п., а не вкладывающий их в производство с целью достижения дальнейшего успеха, ведет себя в соответ­ствии с этим типом социального действия.

3. Традиционное действие Вебер рассматривает по аналогии с «тупым пребы­ванием» в рутинных обстоятельствах. Это действие - по трафарету, по привыч­ке, по традиционному установлению. Осмысление такого «пребывания» воз­можно в двух случаях: как прорыв традиционности и как сознательное его оправдание с целью прагматического использования.

4. Аффективное действие также имеет свою цель, в понимании которой до­минируют эмоции, порывы и т. п. Цель и средства не соответствуют друг другу и часто вступают в противоречие. Пример - поведение футбольных болельщи­ков. Это действие характеризуется самым низшим уровнем рациональности в нем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.