Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология Питирима Сорокина




Питирим Александрович Сорокин(1889-1968) с детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологодского севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав экстерном гимназический курс, Сорокин получает возможность учиться в университете. В 1916 он оканчивает Петербургский университет, получив звание магистра уголовного права и примерно в это же время становится одним из идеологических лидеров партии эсеров. В июле-ноябре 1917 Сорокин был помощником премьер-министра А. Ф. Керенского. После победы большевиков его заключают в Петропавловскую крепость, затем он вновь подвергается аресту. В 1922 С. выслан из России и с 1923 живет в США. Научная работа в университетах Иллинойса, Висконсина и Гарварда (где Сорокин основывает социологический факультет) приносит ему мировую известность. Венцом научной деятельности Сорокина явилось избрание его в 1964 президентом Американской социологической ассоциации.

Из числа разрабатывавшихся Сорокиным теорий наибольшей известностью пользуется его учение о социокультурной динамике.

Основой культурологической концепции Сорокина являются общество и культура, рассматриваемые им как единый феномен. Сквозь эту призму он предлагает рассматривать все аспекты человеческой деятельности. Он полагал, что социокультурное взаимодействие представляет собой своеобразную матрицу, любая ячейка которой является одновременно и определяющей, и определяемой. Поэтому значение каждого индивида может быть понято лишь в контексте этой матрицы, содержащей всю полноту информации о социокультурных явлениях и их отношениях. Таким образом, с точки зрения Сорокина, существует жесткая взаимосвязь между элементами неразрывной триады — личностью, обществом и культурой. При этом личность выступает как субъект взаимодействия; общество как совокупность индивидов, с его социокультурными отношениями и процессами; культура как совокупность значений, ценностей, норм, и совокупность ее носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают значения.

Сорокин утверждал, что любая теория, концентрирующаяся на одном из этих аспектов при исследовании социокультурного пространства, является неадекватной. По мнению Сорокина, экономика, вопреки теории Маркса, не может быть базисом. Метаморфозы западного общества свидетельствуют, что изменения претерпела вся социокультурная система. Изменения в одном классе интегрированной системы приводят к одновременным или отложенным изменениям в другом классе. Но это говорит не о первичности какого-либо фактора, а о постоянной трансформации всей системы в целом.

Анализ социокультурного развития, производимый П. Сорокиным, основывается на двойственной природе человека. Он считает, что, люди — существа мыслящие и чувствующие. Поэтому они периодически испытывают необходимость в удовлетворении то витальных, то идеальных потребностей. П. Сорокин не уподобляет общество ни человеку, ни даже сумме индивидов. Описывая динамические процессы социокультурной системы как состояние непрерывного перехода из идеальной (идеациональной) фазы в чувственную и наоборот, он показывает коренные отличия интегративного общества от отдельного индивида. Принципиальное различие заключается, в частности, в том, что переход общества из одной фазы в другую чреват внутренними потрясениями и жесточайшими конфликтами. Все войны и социальные катастрофы XX в. П. Сорокин объясняет как закономерное следствие перехода западной культуры (играющей в настоящее время доминирующую роль на планете) из чувственной фазы, достигшей в XIX в. пика своего развития, к идеациональной фазе, ориентированной на сверхчувственное царство Бога.

Согласно теории Питирима Сорокина, время перехода отмечается культурной поляризацией общества. Часть людей “ментально и морально дезинтегрируется”. Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил “позитивного полюса” для решения задачи альтруистической трансформации человечества. Ибо лишь при условии сохранения системы ценностей, основанных на “чувстве нравственного долга и Царства Божия, рациональные средства, возможно, помогут разрешить многие практические проблемы культурного и социального возрождения”.

Грядущая идеациональная эпоха, по мнению Питирима Сорокина, приведет к соединению русской и американской моделей культур “в некий промежуточный тип, соединяющий черты демократии и тоталитаризма”. Эта фаза будет также отмечена “возрождением великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира”.

Не менее значительна другая концепция П. Сорокина – теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и «создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта[13]». Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (например, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.