Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология А. Щюца




Основоположником популярной в 60-е гг. XX века феноменологической социологии является Альфред Щюц (1899-1959 гг.). Осуществив синтез философских идей Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Beбера, Щюц предложил новый подход к анализу социальных действий индивидов в контексте мира значений повседневности.

Ссылаясь на философскую феноменологическую традицию, А. Щюц признает, что индивиды познают мир через чувственные восприятия. Чтобы, упорядочить массу чувственных впечатлений, люди организуют окружающий мир в явления (т. е. классифицируют чувственный опыт в виде вещей), которые обладают типичными характеристиками. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Щюц утверждает, что каждый член общества создает запас знаний здравого умысла, который формирует «значимый контекст» (или здравый смысл, разделяемый другими членами общества). Хотя каждый индивид по-своему интерпретирует мир, однако значимый контекст позволяет понимать действия других людей. Социолог подчеркивает, что знанием здравого смысла руководствуется большинство членов общества, и что его содержание не является постоянным, оно меняется в процессе интеракции.

Индивидуальность в интерпретации мира обусловлена биографической ситуацией индивида (это осмысленный опыт человека, который способствует накоплению знаний о мире и позволяет понимать социальные действия окружающих), поскольку в повседневной жизни каждый осуществляет типизацию явлений и предметов вокруг себя. Несмотря на уникальности биографических ситуаций, адекватные коммуникация и понимание возникают благодаря «интерсубъективному миру». Это общий для взаимодействующих, привычный социальный мир, который возникает из интеракций между людьми, принадлежащими к «домашней группе» (это малая или референтная социальная группа).

А. Щюц обращает особое внимание на то, что для типизации объектов и оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу, которая характерна для его домашней группы, поэтому люди из разных социальных групп видят объекты иначе.

Таким образом, согласно Щюцу, задача феноменологической социологии — получить упорядоченное знание о совокупности объектов и событий внутри интерсубъективного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих повседневной жизнью и связанных друг с другом интеракциями, главным образом, в рамках домашней группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.