Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чередование гласных в корнях слов




Безударные гласные в корне

Виды орфограмм — гласных в корне

 

Безударные проверяемые гласные Безудар­ные не­прове­ряемые гласные Чередую­щиеся гласные Буквы ё — о по­сле ши­пящих Буквы и, а, у после шипя­щих Буквы иы после ц
сожале­ние — жаль удивле­ние — диво рестав­рация шедевр избирать угорать прика­саться растение шёрстка жёсткий шорох чудеса шипов­ник чаща ЦИКЛОП паци­фист акация цыган

4 — В. Ф. Греков



Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяется ли безударная гласная уда­рением или она непроверяемая; не является ли она чере­дующейся;

3) выбрать способ проверки гласной в корне.

 

Если безударная гласная в корне  
проверяемая ударением, непрове- чередую-
определите значение слова (или ряемая, щаяся,
корня); подберите к нему другую проверьте вспомните
форму слова или однокоренное написание условия вы-
слово так, чтобы гласная оказа- слова по бора глас-
лась под ударением (глотать словарю ной в корне
глотка; тряститряска). За- (атмосфе- (загореть,
помните: букву о в безударных ра, интел- касаться,
корнях глагола совершенного ви- лигент, расстилать,
да и образованных от них слов привилегия) растение)
нельзя проверять глаголами    
несовершенного вида на -ывать,    
-иваты проглотитьглотка,    
но не проглатывать', опоздать    
поздно, но не опаздывать    

Запомните корни с чередованием гласных! Гласные в них не проверяются ударением!


Корни с чередующи­мися гласными


Правило


Примеры


Чередование еи


-бер-------- бир(а)-

-дер-------- дир(а)-

-мер-------- мир(а)-

-пер-------- пир(а)-

-тер-------- тир(а)-

-блест-------- блист(а)- |


В корне пи­шется и, если после корня стоит суффикс -а-


разберуразбирать придерётсяприди­раться

замерлозамирать отперетьотпирать оттереть оттирать



Продолжение

 

Корни с чередующи­мися гласными Правило Примеры
-стел---------- стил(а)- -жег----------- жиг(а)- -чет---------- чит(а)-   заблестетьзаблис­тать расстелитьрассти­лать зажечьзажигать вычетывычитать Исключение: сочетать, сочетание
Чередование оа
а) Зависят от последующей буквы
-лож---------- лаг- -кос---------- кас- Перед ж пи­шется о, перед га пишется а, если после корня стоит суффикс -а- предложитьпред­лагать Исключение: полог прикасаться, коснуться
-рос---------- раст------ -ращ- -скак----------- скоч- пишется а пе­ред cm, щ, в остальных слу­чаях — о перед к пишет­ся а, перед ч — о прирасти, переросла, выращенный Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль заскочить, прискакать Исключение: скачок, скачу
б) Зависят от ударения
-гор---------- гар- -зор---------- зар- -клон----------- клан- под ударени­ем — а, без ударения — о под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — а под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — о нагоретьнагар заревозориозарятьзарница Исключение: зоревать поклонение, кланяться, преклонный

4*



Окончание

 

Корни с чередующи­мися гласными Правило Примеры
-твор- -------- твар- под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — о творчество, тварь, творение, благотво­рительный Исключение: утварь
в) Зависят от значения
-мок----------- мак- -ровн---------- равн- -мок- пишется в словах со зна­чением «пропу­скать жид­кость», «стано­виться мокрым»; -мак- — «опус­кать в жид­кость, погру­жать» -роен- пишется в словах со зна­чением «ров­ный, гладкий, прямой»; -равн -------- со значением «равный, оди­наковый» промочить ноги обмакнуть в краску заровнять поверх­ность, выровненный ас­фальт приравнять величины, равнобедренный тре­угольник Исключение: равнина, равняйся
Запомните:
-плав---------- плов- -а(-я)--------- ин-(-им-) буква о пишет­ся только в словах пловец, пловчиха пишется и, ес­ли после корня стоит суффикс плавание, поплавок, плавучесть Исключение: плывуны начатьначинать, занятьзанимать

134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в кор­нях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зали­зать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спи­шите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увя­дать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Пре­кратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподава­тель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, расте­ние, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хо­рошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложе­ние, оптимизм, привилегия.

136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графи­
чески выбор гласной в корне.

Образец: очаровать (чары).

Пол..екать собаку, пол..екать бельё, знамёна развева­ются, развевающиеся контакты, раздр..жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обличить ложь, проел..влять героя, благосл..влять на по­двиг, проживать хлеб, проживать в доме, уплатить долги, достижения в спорте, приведение к знаменателю, расстилаться по д..лине, пос.деть от горя, пос.дел на ска­мейке, сократить расходы, прекратить ссору, работник просвещения, заВеЗировать документ, зав..зался спор.

137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графи­
чески условия выбора орфограммы в корне.

Образец: собирать, заря.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..мать,


начинать, выж.ль, взбираться, проб.-раться, пост..лить, отбирать, заж..гать, сочетать, сочетание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прикоснуться, прик..сание, коснуть­ся, прикосновение, прикасаться, касательная, непри­косновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, Горелый, уг..реть, разг..раться, подгорать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром.-каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, ровносторонний, всё р.-вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять усло­вия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, скочок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пЛоВунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, Зорево, оз..рение, з.-ревать.

138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следую­щем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударе­нием; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически вы­бор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бЛоСтали, но золотом одним. (Батюш.) 2) ЦвоТы последние м..лей р..скошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный Голодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (По­лон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по че­шуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не Коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рни-цах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в Полисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так вне­запно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей


орешника выск..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном ев.. ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В коллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встре­чать людей, успешно сочетающих умение работать и голо­вой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замира­ло от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нар..стающий вой с.рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..ела трава. (В. Шклов.) 26) События развевались самым непредсказуемым образом. 27) Присло­нившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки прояснить с.туацию ни к чему не прив..ли.

П. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогул­ки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и незем­ным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мел­ких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появ­лялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в л..би-ринт скал, между которыми пл..скалось море.

(В. Пелевин)

III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешли­вым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изложению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко мелькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное равновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с ло­шадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Серд­це зам..рает от необъяснимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном расположении духа прошёлся по дерев­не. 9) Пос..девший Байкал с.рдито шумел, хл..стал каме­нистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тревожную ночь.


139. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли от­
носить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих
запоминания написания? Составьте с выделенными словами предло­
жения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов...

Часто написание безударной гласной в корне иностран­ного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный сло­варь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт та­кое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

140. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе ока­
зались слова с орфограммами, написание которых регламентиру­
ется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Пробираться, нагромождение, подскочить от удивле­ния, вым..кший под дождём, заниматься математикой, отображать жизнь, расстилаться (в)дали, блестящий от­вет, зажигательный номер, прор..стает весной, ср.-внить числа, наел..ждаться музыкой, лёгкое отторжение, акк..мп..нировать певцу, удалиться от берега, коснуться руки, неукротимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое сло-восочотание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, не-иссокаемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гатель-ное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, проев..тительская ра­бота, совм..щать должности, отр..сль промышленно­сти, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выЧоТания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..ка-ние НоЧальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, от­важный пл..вец, зап..ЧоТлеть на фотографии, к..сательная линия, досТоЖения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.


141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкова­
ние их значения. Подберите синонимы к словам трактовать,
..бсурд, инвестиции.
Составьте с ними предложения.

Абитуриент, адаптация, инвестиции, ассоциация, вакансия, к..нт..нгент, утопический, аналогия,..бсурд, трактовать, алл..т..рация, аллегория, ап..гей, оптимизм.

142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов...

а) Учёные считают, что слово благотворительность
впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит
весьма распространённое в словосложениях благо (хороший,
приятный; польза, добро): благоговеть {благо + говеть)
выражать учтивость; поститься {Он благоговел перед ним);
благоденствие {благо
+ действие (от день); буквально «хо­
рошие дни»; благополучие {благо + полука — судьба, слу­
чай; ср.: злополучный); благословить {благо + словить (от
слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благопри­
ятный {благо Л- приятный)
— принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать»
(о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещ­
рять
— от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать
какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; ще­
петильный
— от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах
по отношению к внешнему виду»: воплотить — от
вол- плот+ и + ти (от плоть — «тело») {вошло в плоть и
кровь); вопреки
(во+ прекъ) — препятствие, запрет; восхи­
щение {вое
+ хитити) — хватать; первоначально «похище­
ние, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радост­
ного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а +
+ ти)
— тянуть, тащить (ср.: тяга).

§ 23. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Буквы и, у, а после шипящих

 

Правило Примеры
После шипящих в русских словах вмес­то ы, ю, я пишется и, у, а жить, чудо, чаща

Исключение: брошюра, жюри, парашют,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 4874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.