Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США




Взаимодействие музея со школой в Германии строится на помо­щи учителю в решении определенных учебных задач. В этом смыс­ле художественный музей не является исключением. Как и в музеях любого другого профиля, учитель здесь выступает «экспертом», то есть на основе своих профессиональных функций выбирает средст-

1 Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art Education. 1998. Vol. 51, № 1. P. 13—19.


ва и содержание музейно-педагогического процесса, контролируя при этом поведение и знания ученика. Большое место занимает методическое руководство самостоятельной работой школьников, в помощь которым создаются специальные «ра­бочие тетради». Разработанные для детей самого разного воз­раста, они представляют собой удобного формата оригинально оформленные и хорошо проиллюстрированные брошюры с задания­ми для работы на экспозиции1. Тематика их созвучна школьной программе, что позволяет как учителю, так и музейному педагогу; углублять и расширять знания и навыки детей по определенным те-мам. Как правило, «рабочая тетрадь» создается музейными сотруд­никами на основе консультаций с учителями и состоит из трех час-тей, одна из которых представляет собой короткую информацию об используемых в занятии памятниках, в то время как две другие ори­ентированы на совместную работу учителя и ученика. Выполнение заданий учеником позволяет углубить полученные им в школе зна-ния. Другая функция «рабочей тетради» — помощь учителю в ос-воении языка музейной экспозиции и оценки музейных подлинни-ков с точки зрения их исторической либо художественной значимо-сти, что весьма важно для формирования музейной культуры школьника.

В целом назначение «рабочих тетрадей» в учебно-воспитатель­ном процессе заключается в том, чтобы:

— концентрировать внимание на избранных музейными педаго­
гами памятниках и побуждать школьника наводящими вопросами к|
их сосредоточенному рассматриванию;

— способствовать осознанию ценности музейного памятника;

— побуждать ребенка к творческой деятельности, используя
различные способы ее активизации;

— формировать пространственно-временные представления»
используя методы сравнительного анализа памятников;

— развивать умение выражать свое отношение к экспонируе-
мым предметам.

Таким образом, взаимодействие музея со школой в Германии определяется прежде всего подчиненностью деятельности музея школьному образовательному процессу и помощью учителю в ос-воении музейного материала. Оригинальной находкой в этом взаи-модействии стала разработка и использование «рабочих тетрадей», развивающих музейную ориентацию учащегося. Однако, ориентиру-ясь в основном на студийные формы работы и индивидуальные, ав-

Особенно популярны такие тетради в музеях исторического профиля.


торские методики своих сотрудников, художественные музеи Герма­нии не имеют комплексных программ, целью которых является по­следовательное развитие художественного восприятия.

В США, где развитие теории и практики образовательной дея­тельности шло наиболее последовательно, перестройка взаимоот­ношений между музеями и школой идет на уровне государственной политики. В условиях децентрализации образовательной системы страны (в школах здесь нет единого учебного плана, а следова­тельно, и центрального органа, регулирующего учебно-воспита­тельный процесс) это оказалось трудной задачей, несмотря на то что здесь еще в начале XX в. сложились партнерские взаимоотно­шения, в которых музею принадлежала ведущая роль. И хотя му­зеи страны имеют официальный статус образовательных учрежде­ний, налаживание контактов художественных музеев со школой было непростым делом. Проблема заключалась в ориентации школы на технологический прогресс. Это обстоятельство выявило серьезные недостатки в преподавании гуманитарных дисциплин в целом и заставило обратить внимание на исторический опыт раз­вития музейной педагогики.

Обращение к нему значительно оживило процесс сближения интересов школы и музея и обогатило арсенал образовательных форм, предлагаемых музеем, добавив к разного рода экскурсиям, студиям, концертам, дидактическим выставкам образовательные программы, созданные для учителей, которые стали активно при­влекаться к совместной с музеем работе. В ее основе лежит тезис: посещение музея в СШАлишь эпизод в жизни ученика, а по­тому его эффективность в большей мере зависит от умения учителя согласовать его с изучаемыми предметами, чем от мастерства музейного сотрудника. Подготовка учителя к само­стоятельной работе в музее мотивируется следующим:

— через учителя музей получает возможность воздействовать
на широкую детскую аудиторию, и это экономит его средства;

— учитель лучше сможет подготовить школьника к восприятию
искусства в музее, что педагогически целесообразно;

— зная уровень гуманитарной подготовки своих учеников, учи­
тель лучше может воздействовать на процесс формирования их ху­
дожественной культуры;

— музейные педагоги получают возможность сосредоточиться
на разработке специальных программ, предназначенных для осуще­
ствления как в условиях музея, так и в школе.


Такая практика широко поддерживается государственными и] общественными организациями, ибо способствует позитивным из-менениям в системе образования. Вэтой связи большинство аме-риканских музеев разрабатывает программы по развитию художест- венной культуры учителей и подготовке их к работе в музеях разно-го профиля1. В их основе лежит концепция, согласно которой обу-чение — это процесс исследований, экспериментов и открытий. Большую известность получила деятельность Информационно-ме-, тодического центра музеев Смитсоновского института, включающе­го в свою структуру шестнадцать музеев различного профиля и из- -дающего учебные пособия и методическую литературу по разным. отраслям знания.

Упомянутые программы часто создаются как обязательный ком­понент определенного учебного предмета и рассчитаны на внедре­ние в школе. Они предусматривают проведение курсов для учите­лей и включают в себя методические разработки занятий, облег­чающие учителю проведение урока, комплекты информационных материалов, а также методические пособия, выдаваемые учителю во временное пользование («учительские пакеты»). Данные посо­бия содержат методические рекомендации, разного рода схемы и таблицы, аудио- и видеоматериалы, слайды. Лидером в подготовке таких «учительских пакетов» среди художественных музеев являет­ся Вашингтонская Национальная галерея, активно и в комплексе использующая весь арсенал названных средств для раскрытия по­тенциала изобразительного искусства в образовательном процессе. Сюда относится рассмотрение видов и техник изобразительного ис­кусства, отдельных периодов его развития, а также монографии о мастерах мирового искусства. Подготовка учителей осуществляется в информационно-методическом центре галереи, именуемом Педа­гогическим институтом. Велика роль в этой подготовке музейных библиотек. Все крупные музеи США имеют образовательные биб­лиотеки с обширными фондами. Учителя, музейные педагоги и их помощники — музейные волонтеры имеют возможность готовиться здесь к занятиям и получать консультации.

Важно отметить, что американским музеям в их образовательной практике свойственно оптимистическое намерение откликаться на любую просьбу не только учителя, но и рядового музейного посети­теля, а потому приоритет имеют короткие по срокам реализации

1 С 1969 г. в США работает специальный Центр подготовки учителей («Center of Teaching and Learning»), предлагающий им самые разнообразные программы и стажи­ровки для повышения квалификации.


программы просветительного характера, рассчитанные только на возможности экспозиции. Музей Метрополитен, например, пред­ставляет в год около 20000 таких программ, давая возможность при­нять в них участие любому из 5-ти миллионов посетителей в год (из них около 150000 учителей). Особенностью программ является их ориентация на сложный этнический состав населения США, а пото­му американские специалисты часто называют их мультикультураль-ными, то есть включающими историю и художественные достижения народов, представители которых являются гражданами США.

Однако при том, что рассматриваемые программы ориентирова­ны на учебно-воспитательный процесс, позволяя школьникам и учи­телям расширить свое представление об искусстве любой из пред­ставленных в музее исторических эпох, следует еще раз подчеркнуть, что они ставят перед собой задачу введения в пространство художественной культуры, а не систематического художест­венного развития. Это обстоятельство позволяет ориентировать реализацию программ не на штатных музейных педагогов, а на ин­ститут волонтеров, назначение которого — в поддержке образова­тельной деятельности музеев разного профиля. Волонтерами могут стать люди разных профессий и возрастов, и функции их весьма раз­нообразны: от организации посещений музеев школами — до рабо­ты в отделах и информационных службах. В образовательных служ­бах художественных музеев, как правило, работают волонтеры с гу­манитарным образованием. Это прежде всего пенсионеры, то есть люди с большим жизненным опытом. После специальной и достаточ­но продолжительной подготовки в области возрастной психологии, истории искусства и специфики художественного музея, бесплатно или за очень скромное вознаграждение, они начинают проводить экскурсии со школьниками в рамках уже названных программ.

Привлечение волонтеров к практике образовательной деятель­ности вызвано не только соображением экономии музейных средств. При небольшой нагрузке в несколько рабочих часов в не­делю они оказывают музеям неоценимую помощь в привлечении новых школ, доказывая им необходимость работы в музее.

Подготовка учителей в американских музеях отвечает задачам Национальных стандартов в области преподавания художественных дисциплин, принятых в 1994 г. и позволяющих на практике опреде­лить важность преподавания искусства в школе1.

1 См.: Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин в США: (National Visual Art Standards) / Реферативный пер. С. Б. Горюновой // Художествен­ный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 240—270.


§3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия

Отзываясь на запросы школ в подготовке и проведении экскур­сионных и лекционных циклов по определенным темам для учени­ков и занятий для учительской аудитории, отечественные художест­венные музеи зачастую ориентировались на искусствоведческий тип сознания, не соотнося его с задачами формирования визуальной грамотности и целостного художественного восприятия. Ситуация стала меняться, когда в поисках новых подходов в работе со зрите­лями музеи стали перестраивать свои образовательные службы, что позволило им в последние годы выйти на новый, системный уро­вень сотрудничества с образовательными учреждениями и институ­тами повышения квалификации учителей. Такой опыт есть сегодня не только у таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, но и у художественных му­зеев Рязани, Твери, Перми, Саратова, Петрозаводска и других го­родов России.

В значительной мере формирование этого процесса было связа­но с деятельностью Государственного Русского музея, в котором с 1975 г. существует отдел социально-психологических исследований, одним из первых в стране приступивший к диагностике музейной аудитории. Это позволило данному музею раньше других начать корректировку своей образовательной деятельности. На ГРМ, имеющем статус научно-методического центра художественных му­зеев Российской Федерации, вот уже более четверти века лежит ответственность за разработку стратегии и тактики деятельности образовательных служб отечественных художественных музеев. От­сюда устойчивые связи ГРМ с педагогическими вузами и отрасле­выми НИИ, занимавшимися вопросами культуры и образования.

Корректировка собственной образовательной деятельности му­зея была обозначена двумя событиями знакового характера — соз­данием в 1989 г. Гимназии при ГРМ, а годом позже — Российско­го центра музейной педагогики и детского творчества, ставшего первой отечественной музейно-педагогической службой. Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупней­ших музеев мира в музейно-образовательный комплекс, что позво­лило начать разработку научно-обоснованной системы взаимодей­ствия областей культуры и образования, инициатором чего высту­пил музей.

1 См.: Козиев В.Н. Школьники, учителя и студенты в Государственном Русском му­зее // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998.


Поиск „новых решений проблем художественного образования музейными средствами определился в нестандартных подходах к со­ставу сотрудников Центра. В его коллектив вошли искусствоведы, педагоги, психологи, художники, специалисты театрального профи­ля, сотрудники средней и высшей школы. Это позволило подойти к рассмотрению музейно-педагогического процесса с междисципли­нарных позиций.

Располагая широким диапазоном лекционных и экскурсионных программ и форм кружково-студийной работы, Центр поставил своей задачей реализовать традиционную для отечественно­го художественного воспитания цельформирование сред­ствами изобразительного искусства свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности, что потребовало установления прочных и результативных связей со школой, а значит, и с учителем. Сделав одним из главных своих на­правлений работу с воспитателями детских садов и учителями на­чальной и средней школы — ее стержнем стала многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, му­зей!», — сотрудники Центра приступили к созданию системы со­трудничества с учреждениями образования. При этом важно было найти единомышленников не только среди учителей и воспи­тателей дошкольных образовательных учреждений, но и среди ди­ректоров школ и представителей управления образованием. В этой системе, получившей широкое развитие в регионах России, сложи­лись четыре основных направления.

1. Информационно-издательское, к которому относится:

а) организация и проведение разного рода мероприятий — от
семинаров учителей и музейных работников по вопросам препода­
вания истории искусств и ИЗО до совещаний директоров школ, на
которых обсуждаются проблемы взаимодействия музея и школы;

б) изготовление и распространение информационных материа­
лов (буклеты, листовки, аннотации к лекционным и экскурсионным
циклам и студийным занятиям и т. д.), которые знакомят с музеем и
его культурно-образовательной деятельностью, а также с програм­
мами, направлениями и формами работы. Результатом таких ин­
формационных акций является заключение договоров о сотрудниче­
стве, на основе которых в учебно-воспитательный процесс школ и
дошкольных образовательных учреждений включается музейный
компонент.

2. Школьно-гимназическое, которое включает непосредствен­
ное участие сотрудников музея в учебно-воспитательном процессе
школ и гимназий конкретного региона. Это участие в проведении

13-4008 185


занятий, разработке методических рекомендаций по преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла и развитию у школьников способности художественного восприятия изобрази­тельного искусства, в рецензировании авторских разработок учите­лей, обобщение экспериментального опыта и т. д.

3. Консультационно-методическое, возглавляемое создан­
ным на базе музея Методическим кабинетом1. В его фонде накап­
ливается профильная музею литература, издания по педагогике и
психологии, отечественные и зарубежные музейно-педагогические
материалы, включающие разного рода образовательные програм­
мы, методические пособия, путеводители, видеокомпьютерные про­
граммы. Учителя школ, студенты педагогических и гуманитарных
вузов и сотрудники художественных музеев Российской Федерации
имеют возможность получить здесь бесплатные консультации у
квалифицированных специалистов по вопросам педагогики художе­
ственного музея.

В этом отношении особую значимость для учителей имеют ди­дактические выставки из циклов «Язык изобразительного искусст­ва: первый диалог» и «В мастерской художника». Их цель — по­мочь учителю и школьнику «войти» в пространство художественно­го музея через знакомство с жанрово-видовой спецификой и язы­ком изобразительного искусства, на которых оно постигается не только визуально и вербально, но и тактильно. Эти выставки со­провождаются комплексом мероприятий, включающих: мас­тер-классы, проводимые известными художниками; массовые твор­ческие акции; игры; семинары для учителей, на которых рассматри­ваются проблемы преподавания и полихудожественного подхода в изучении изобразительного искусства.

4. Учебное — в рамках данного направления по специальным
программам в ГРМ осуществляется:

а) курсовая подготовка воспитателей дошкольных образова­тельных учреждений и учителей начальной и средней школы. Ее цель — дать представление о педагогике художественного музея как о междисциплинарном знании и построенной на его основе спе­цифической практической деятельности, ориентированной на пере­дачу художественного опыта; познакомить с педагогическими воз­можностями художественного музея и изобразительного искусства;

1 Межрегиональный методический кабинет по музейной педагогике создан в 1998 г. на базе Российского центра музейной педагогики и детского творчества Госу­дарственного Русского музея.


сформировать навыки визуальной грамотности и дать представле­ние о методике работы с памятником в условиях экспозиции музея;

б) стажировки сотрудников образовательных служб художест­
венных музеев России, цель которых — сформировать навыки му­
зейно-педагогической работы через ознакомление с методическими
материалами Центра и практической работы в студиях, кружках и
подшефных школах города;

в) музейно-педагогические занятия и практики для студентов
отечественных и зарубежных педагогических и гуманитарных вузов.

Опыт сотрудничества Центра с образовательными учреждения­ми позволил Русскому музею стать одной из важных составляющих художественного и гуманитарного образования на всех его уровнях и приступить к проектированию системы, которая должна иметь четкую организацию уровней и направлений взаимодействия с об­разовательными учреждениями. Практика показала, что наиболее эффективной моделью приобщения к изобразительному искусству в музее являются музейно-педагогические программы, разработан­ные с учетом специфики коллекции конкретного художественного музея и современных педагогических методик.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.