Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка музейного педагога в системе высшего образования




Идея подготовки специалистов, способных с равным успехом работать как в музее, так и в школе, относится еще к началу XX в., однако для ее реализации понадобилось почти столетие. Причина такого запоздания заключается в том, что в системе образования во многом еще существует подход, основанный на четком разделении научных дисциплин, которые в процессе обучения изучаются от­дельно друг от друга. Музейная же коллекция способна представить зрителю внутренние связи различных областей знания. Это обстоя­тельство во многом и определяет специфику профессионального мышления музейного сотрудника и школьного учителя1. Недостатки в практической подготовке учителя к самостоятельной работе в ху­дожественном музее очевидны и заключаются в следующем:

— потенциальные возможности музея как эффективного сред­ства художественного воспитания и образования до сих пор остава-

13*

1 См.: Бойко А.Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и школьного педагога (к постановке проблемы) // Образовательная деятельность худо­жественного музея. Вып. 4. СПб., 1995.


лись учителю неизвестными вследствие невостребованности музей-но-педагогической деятельности в музее;

— учителя имеют недостаточный уровень знаний в области изо­
бразительного искусства и очень ограниченный исходный опыт об-
щения с подлинным произведением искусства, отчего испытывают
«когнитивный диссонанс», связанный с трудностью социально-пси-
хологической адаптации в музейной среде;

— очень часто на первое место ставится не произведение ис­
кусства, а сообщение общих сведений о нем, что приводит к ото­
ждествлению работы учителя по приобщению к изобразительному
искусству учащихся с функциями экскурсовода, передающего ин-
формацию о памятнике.

Поэтому, в свете насущных задач модернизации образования необходимо обеспечить подготовку музейного педагога в системе профильного обучения в педагогических вузах, имеющих непосред-ственные контакты в области образовательной деятельности с му-зеями. Разного рода курсы, стажировки и семинары в музее могут лишь частично выполнять эту задачу.

На сегодняшний день наиболее убедительным опытом профес­сиональной подготовки музейных педагогов обладают США. Здесь.;] названных специалистов готовят сразу в нескольких высших учеб­ных заведениях (университеты Вашингтона, Лос-Анджелеса и Юж­ной Каролины). Среди них особая роль принадлежит университету имени Дж. Вашингтона (Вашингтон), который, создав в сотрудни­честве с музеями кафедру музейной педагогики, разработал первый в США профессиональный курс по предмету нашего рассуждения. Программа обучения рассчитана на второй уровень высшего обра-зования — магистратуру. Это значит, что у студентов, уже имею­щих степень бакалавра, предполагается хорошее знание изобрази-тельного искусства, музееведения и родственных музею гуманитар-ных и естественнонаучных дисциплин. На новом этапе обучения студенты получают профессиональные знания в области психоло­гии, социологии, теории и практики образования, приобретают на­выки исследования и опыт музейно-педагогической работы1. Таким образом, программа предусматривает подготовку специалиста, вы­соко компетентного в своей области деятельности.

Что касается России, то специализация в рассматриваемой об­ласти уже около десяти лет осуществляется в рамках кафедр музее­ведения вузов культуры по специальности «Музейное дело и охрана

1 Зачастую наличие музейно-педагогического опыта является необходимым уже при поступлении в магистратуру.


памятников -истории и культуры». Однако подготовка в ограничен­ных рамках традиционного музееведческого, искусствоведческого или педагогического образования страдает определенными недос­татками и не отвечает современным требованиям, поскольку не обеспечивает достаточного уровня знаний в области изобразитель­ного искусства, психологии и не дает понимания специфики музей­ной среды.

Рассматривая научно-дисциплинарные и практические отличия музейной педагогики от музееведения и искусствоведения, отметим, что в стандартах вышеназванных профессий отсутствуют такие принципиально важные темы, как:

— сущность и формы музейной коммуникации;

— междисциплинарное представление о сущности визуального
мышления и о значении его развития музейно-педагогическими ме­
тодами для становления личности;

— представление о научно-исследовательской работе в области
музейной педагогики;

— специфика детского творчества;

— арт-терапевтическая деятельность в современном музее.
Что касается специфики экскурсионной деятельности, музей-

но-педагогической методики, использования видеокомпьютерных технологий в образовательном процессе, то они рассматриваются там только в общем виде и зачастую вне профессионального кон­текста.

В свою очередь, принятый в 2000 г. Государственный стандарт педагогического образования (исключая специальность 020900 — искусствоведение с квалификацией «учитель истории искусства») не предусматривает преподавания истории искусства и других ис­кусствоведческих дисциплин, не говоря уже о музейно-педагогиче-ских.

Что касается искусствоведческо-педагогического образования, то, согласно вышеназванному стандарту, музееведческая и тем бо­лее музейно-педагогическая подготовка не предполагается.

В сложившейся ныне ситуации оптимальной для педагогическо­го вуза представляется следующая система:

— организация на факультете изобразительного искусства ка­
федры музейной педагогики, включающей необходимое число спе­
циалистов и обслуживающей все заинтересованные кафедры вуза;

— создание дополнительной специальности или специализации
названного профиля на гуманитарно-художественном факультете.


Система высшего музейно-педагогического образования на эта­пе его формирования должна предоставлять возможность как базо-вой подготовки специалистов, так и переподготовки в магистратуре работников музеев всех профилей и педагогических работников. Их обучение может быть организовано в педагогических вузах или в вузах культуры и искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.