Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические проблемы геологоразведочных работ




Государственная экологическая политика Российской Федерации

 

В России, согласно Конституции (ст. 9, ч.1) определено: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В условиях платного недропользования потребовались также другие правовые документы этого плана, одним из которых стал принятый Закон РФ «О недрах» (21.02.1992 г., № 2395-1). Закон был далек от совершенства, не учитывал ряд особенностей переходного периода, в связи с чем постоянно корректировался. Так, по состоянию на 01.01.2007 г., мы имеем действующий от 21.02.1992 г. Федеральный закон «О недрах», в редакции Федеральных законов: от 03.03.1995 № 27-ФЗ, от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 02.01.2000 № 20-ФЗ, от 14.05.2001 № 52-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 06.06.2003 № 65-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 25.10.2006 № 173-ФЗ.

Наряду с этим Федеральным законом остается пока в силе Положение о порядке лицензирования пользования недрами, введенное еще Постановлением Верховного Совета РФ от 15.06.1992 г. № 3314-1.

Новая редакция Закона «О недрах», судя по правительственным сообщениям, готовится с 2001 г., однако разработанный в МПР РФ вариант нового закона постоянно корректируется по представлениям Государственной Думы, где и должно пройти его утверждение.

Как ФЗ «О недрах», так и Постановление определяют основные правила, порядок лицензирования, налогообложение и т. п. в условиях платного недропользования. Однако здесь же прописаны и требования к охране недр, причем практически в том же контексте, что и по предыдущим документам.

Основные требования в области охраны недр (ФЗ «О недрах», ст. 23, пп. 2, 5, 7, 8):

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

Наряду с ФЗ «О недрах» одним из основных документов, регулирующих вопросы охраны недр, являются в настоящее время Правила охраны недр, утвержденные (06.06.2003 г. № 71) Госгортехнадзором России и зарегистрированные в Минюсте РФ 18.06.2003 г., рег. № 4718.

Сегодня экологическая политика государства формируется на разных уровнях. Определяющим всю внутреннюю политику государства в этом направлении является межгосударственный уровень в области охраны окружающей среды (ООС). Принципы международной экологической политики нашли отражение во многих итоговых документах конференций последних лет, посвященных ООС.

Основные положения государства в части ООС нашли отражение в законодательных документах и в специальных государственных программах.

На уровне конкретных отраслей, субъектов Федерации, территорий, положения государственной экологической политики детализируются с учетом отраслевой и региональной специфики, с доведением до каждого природопользователя. На этом уровне формируются программы развития отраслей, направленные на гармонизацию отношений с окружающей средой, с учетом экологических приоритетов, в нашем случае – это Энергетическая стратегия РФ.

Главной задачей Энергетической стратегии РФ является формирование финансово устойчивого, экономически эффективного и динамически развивающегося, но приемлемого для окружающей среды топливно-энергетического комплекса. Развитие ТЭК в первой четверти XXI века определяется следующими основными факторами:

- динамикой спроса на углеводородное сырье;

- состоянием минерально-сырьевой базы;

- уровнем научно-технического прогресса.

Кроме того, Энергетическая стратегия РФ исходит и из необходимости выполнения страной международных обязательств как по энергетической безопасности (поставка энергоресурсов), так и по экологической безопасности (выполнение принятых обязательств типа Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата).

Экологическая и промышленная безопасность любого производства, в том числе и природопользования, являются важнейшими составными частями национальной безопасности. ФЗ РФ «О безопасности» (от 5 марта 1992 г. №2446-1) определено, что предприятие-природополь-зователь, осуществляющее любую деятельность, является субъектом обеспечения безопасности. Воздействие на объекты окружающей природной среды в процессе геологоразведочных работ на углеводороды проявляется по следующим основным позициям:

1. Проведение геофизических работ:

- воздействие на растительный и животный мир;

- воздействие на атмосферный воздух;

- воздействие на поверхностные воды;

- воздействие на почвенно-растительный слой;

- воздействие на недра.

2. Бурение поисковых и разведочных скважин:

- воздействие на растительный и животный мир;

- воздействие на атмосферный воздух;

- воздействие на поверхностные воды;

- воздействие на подземные воды;

- воздействие на ландшафт;

- воздействие на почвенно-растительный слой;

- воздействие на недра.

Эксплуатация (в том числе пробная) продуктивных скважин (части залежи) месторождения, а также ликвидация объекта потребуют рассмотрения воздействия на окружающую среду по тем же позициям.

Иными словами, любая геологоразведочная деятельность сопряжена с воздействием на окружающую природную среду. Однако нет в российской законодательной базе нормативных документов, позволяющих провести удовлетворяющие все стороны, связанные с природопользованием (основного природопользователя - хозяина, владельца и временного природопользователя) конкретных объектов процедуры. Речь идет о «лавине» принятых в последние годы кодексов (водный, лесной, земельный и т.п.), ограничивающих проведение промышленной деятельности, в том числе и геологоразведочных работ на земельном участке. В отличие от парадигмы, успешно используемой в западном законодательстве и США, где все вопросы решаются выделением из обоюдных претензий природопользователей (действующих и потенциальных) финансовой составляющей, на основе которой и проходит компромиссное решение всех вопросов.

Государственная экологическая политика Российской Федерации наиболее четко сформулирована в Экологической доктрине РФ. Экологическая доктрина РФ декларирует приоритетность сохранения природы, улучшения окружающей среды, включения природной среды в систему социально-экономических отношений как ценнейшего компонента национального достояния.

Экологической доктриной РФ приняты следующие приоритетные меры по обеспечению экологической безопасности:

1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

2. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

4. Нормативное правовое обеспечение.

5. Разработка экономических и финансовых механизмов применения.

6. Развитие экологического мониторинга и информационного обеспечения.

7. Научное обеспечение.

8. Экологическое образование и просвещение.

9. Формирование и реализация региональной политики в области экологии.

10. Международное сотрудничество.

На уровне конкретных отраслей и субъектов Федерации положения государственной экологической политики детализируются с учетом отраслевой и региональной специфики. На уровне конкретного природопользователя конкретизируются положения межгосударственной, национальной, региональной, отраслевой экологической политики. Экологическая политика предприятия является сегодня неотъемлемым элементом системы экологического менеджмента, определяя приоритетные направления действий по повышению экологичности предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.