Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация экономического прогнозирования




Классификация экономических прогнозов

 

Прогнозы различаются по степени влияния на исследуемый объект, по времени упреждения, масштабу прогнозирования, функциям, по ме­тодическим подходам. Все виды прогнозов взаимосвязаны.

1. По степени влияния на исследуемый объект выделяют:

• пассивный прогноз;

• активный прогноз.

Пассивное прогнозированиеосновывается на предположении о том, что в прогнозном периоде существующие тенденции исследуе­мого процесса сохранятся. Его хорошо использовать при инерцион­ных процессах, в данном случае не требуется большого объема ин­формации. Активное прогнозирование осуществляется с помощью научно обоснованной корректировки тенденций развития. Причем ре­зультатом активного и пассивного прогнозирования может быть как активный, так и пассивный прогноз. Активный прогноз или нет — это можно узнать, рассматривая его взаимосвязь с планом. Например, можно дать прогноз погоды на завтра, но повлиять на погоду этим прогнозом невозможно.

Прогнозы, которые могут иметь прямое или косвенное воздейст­вие на процесс планирования, называются активными. Например, прогноз развития потребительского рынка позволит скорректировать ассортиментную политику, которая в свою очередь окажет влияние на него. Следовательно, активный прогноз представляет собой ин­формацию для принятия решения.

2. По времени упреждения выделяются:

- оперативные – до 1 месяца;

- краткосрочные – от 1 месяца до 1 года;

- среднесрочные – от 1 года до 5 лет;

- долгосрочные – от 5 до 15 лет;

- дальнесрочные – свыше 15 лет.

3. По масштабу прогнозирования выделяют следующие типы
прогнозов:

• макроэкономические и микроэкономические;

• отраслевые;

• региональные и межрегиональные;

• прогнозы для отдельных организаций и корпораций;

• прогнозы отдельных показателей;

• прогнозы по функциональным комплексам (бюджет, инвести­ционный, инновационный комплексы, потребительский ры­нок, рынок средств производства и т.д.).

4. По функциям прогнозы можно разделить:

• на предплановые расчеты: изначально прогнозируются внеш­ние условия и входные параметры, а затем показатели дея­тельности объекта прогнозирования;

• анализ ситуации в будущем при реализации намерений объекта прогнозирования;

• оценка возможностей объекта прогнозирования, риска, эффективных вложений инвестиций;

• стратегическое планирование (составление детального комплексного плана, предназначенного для обеспечения миссии объекта прогнозирования и достижения его целей), которое включает:

- распределение ресурсов,

- адаптацию к внешней среде,

- внутреннюю координацию,

- организационное стратегическое предвидение.

5. По учету прогнозного фона различают условные и безусловные прогнозы.

Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенно влияющих на развитие объекта.

Условный прогноз - высказывание о неизвестном событии ста­вится в зависимость от другого, основного события. Например, если инфляция превысит 50% в год, то кредитование промышленности станет невозможным.

Безусловный прогноз - будущее предсказывается вне зависимо­сти от каких-либо других событий или условий.

6. По точности прогнозных характеристик принято выделять точечные и интервальные прогнозы.

Точечный прогноз дает единственный вариант. Например, темпе­ратура воздуха завтра составит +5 "С. При прочих равных условиях вероятность того, что точечный прогноз сбудется, меньше, чем пред­сказания интервального прогноза. Однако для практиков точечный прогноз является более ценным.

Интервальные прогнозы характеризуют будущую ситуацию не­которым интервалом (например, температура воздуха составит +3... +6 "С; прибыль предприятия в будущем году увеличится на 20-30%). При слишком широком интервале прогноз наверняка сбудется, но его ценность снижается.

7. По размерности характеристик объекта прогнозирования различают одномерные и многомерные прогнозы. Одномерные дают описание перспектив развития объекта одной характеристикой, например, прогноз курса акций или валют. Многомерные прогнозы описывают перспективы развития объекта прогнозирования несколькими характеристиками (прогнозы рынка труда, здоровья нации и т.д.).

 

Понятие «организация прогнозирования»- включает в себя три составляющие:

• во-первых, это формирование определенной организационной
структуры, предназначенной для разработки прогнозов;

• во-вторых, определение состава прогнозных документов, по­рядка и сроков их разработки, исполнителей;

• в-третьих, определение последовательности процедур и методов, применяемых при разработке конкретного прогноза, так называ­емая технология прогнозирования.

Основные элементы организационной структуры — субъект про­гнозирования, заказчик и потребитель прогноза.

Субъект прогнозирования — организация, предприятие, учреж­дение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза.

Заказчик прогноза — организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки.

Потребитель прогноза — организация, предприятие или отдель­ное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдель­ных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.

Вопросы и задания

№ 1. Определите виды прогноза по времени упреждения.

Основные этапы долгосрочной стратегии:

- 1 этап (2000-2001 гг.) – запуск эффективной части простаивающих производственных мощностей и повышение платежеспособного спроса населения;

- 2 этап (2002-2009 гг.) – переход в режим устойчивого экономического роста на базе развития производства, развертывания инвестиционной деятельности, переход на ресурсосберегающие и наукоемкие технологии;

- 3 этап (2010-2015 гг.) выход на мировой рынок, развитие информационно-индустриальных технологий.

№ 2. Определите виды прогноза в зависимости от методического подхода. Если снизить затраты на хранение товаров не менее, чем 10,8%, то возможно снижение розничной цены на них более, чем на 1,4%.

№ 3. Назовите вид прогноза в соответствии с представленными периодами:

А) на 3 года;

Б) на 10 лет;

В) более 15 лет;

Г) на 1 месяц;

Д) на полгода.

№ 4. Определите тип прогноза по степени влияния на исследуемый объект:

1) прогноз погоды;

2) прогноз изменения моды;

3) прогноз спроса на товар;

4) прогноз развития потребительского рынка.

№ 5. К какому виду по учету прогнозного фона (условный или безусловный) следует отнести такие прогнозы:

- в прогнозном году спрос населения на ювелирные изделия из золота увеличится на 3%;

- если в прогнозном году произойдет увеличение реальных доходов населения на 7%, то спрос населения на ювелирные изделия из золота увеличится на 3-4%? Поясните, почему так.

№ 6. В 1960-1980-е годы среднесрочные прогнозы разрабатывались в основном на пятилетний период. В настоящее время произошло сужение среднесрочного горизонта прогнозирования (два, три года). Почему так происходит?

 

 


Глава 2. Информационное обеспечение прогнозирования в экономике




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.