Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачем нужен бизнес-план




На сегодняшний день грамотное бизнес-планирование могут осуществлять не только элитные финансисты крупных компаний. Директор небольшой фирмы также вполне способен составить качественный расчет.

 

Анекдот в тему:

Бродя по острову, населенному каннибалами, путешественник зашел

в мясную лавку, где продавались мозги.

Мозги артистов стоили 9 долларов за килограмм, философов - 12,

ученых - 15, экономистов - 20. Когда он спросил у мясника,

почему так дорого стоят мозги экономистов,

тот ответил:

- А ты знаешь, сколько пришлось выпотрошить экономистов,

чтобы насобирать этот килограмм?

 

 

Многие предприниматели ошибочно полагают, что единственная задача бизнес-плана – произвести впечатление на инвестора. Это далеко не так. Бизнес-план необходим для внутреннего анализа работы фирмы. Этот документ позволяет владельцу определить перспективы развития своего предприятия. Поэтому составлять его следует по возможности более полно и конкретизировано.

Структура бизнес-плана зависит от того, кому он адресован. Например, инвестор в первую очередь оценивает динамику капитализации бизнеса, в котором ему предлагают участвовать. Банк или займодавец рассматривают риск того, что кредит и проценты по нему могут быть не возвращены. Первый заинтересован в новых инвестициях в бизнес, второй – в ликвидности активов потенциального заемщика. Если компания стремится привлечь капитал и развернуть работу, то отчет не должен состоять лишь из финансовых таблиц. Помимо этих элементов в документ следует включить, например, план маркетинга компании, прогноз возможных действий фирмы на рынке и т. д. Поэтому при составлении бизнес-плана важно помнить, что в зависимости от адресата документа, возможно, придется изменить его содержание, структуру и форму.

 

Два портрета одного бизнес–плана

Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, бизнес нуждается в чем – то большем, чем деньги, а именно в планировании. Бизнес–план – это официальный документ, но чтобы его составить, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и/или его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида бизнес – плана. Первый вид – официальный бизнес - план – является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы и дает понятие об общей цели.   Второй вид – рабочий бизнес – план – представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица фирмы, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Этот документ позволяет: • Понять важность официального бизнес – плана • Составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело • Детально рассмотреть все возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть готовыми преодолеть их в будущем и избежать ошибок в официальном бизнес – плане • Заранее распознать и оценить два основных риска в бизнесе: внутренний, который вам полностью подконтролен (персонал, материальные запасы), и внешний (состояние экономики, новые законодательство), т.е то, что вы не в состоянии изменить; • Тщательно контролировать состояние дел, учитывая постоянные изменения во внешней и во внутренней среде на основе мониторинга • По мере необходимости пользоваться им как справочником при модернизации (корректировке) официального бизнес–плана. Таким образом, рабочий бизнес – план – это широкое пространство, поле для деловой игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес – плана. Информация в рабочем бизнес – плане должна быть расположена под тем же заголовками, что и в официальном бизнес – плане, чтобы было легко пользоваться документами, делать закладки по основным разделам. Рабочий бизнес – план должен быть особо конфиденциальным. Рабочие материалы должны отражать информацию, которую по каким – то соображениям может быть не желательно включать в официальный бизнес – план: краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса: маркетинговая стратегия; сведения о конкурентах; сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.   Чем Бизнес-план отличается от Плана проекта? Необходимо разработать определенную последовательность в реализации бизнес-идеи 1.Появление идеи по созданию бизнеса 2.Проведение предварительных расчетов (финансовых, анализ рынка и пр.) 3.Разработка бизнес-плана 4.Утверждение бизнес-плана 5.Разработка плана проекта (устав проекта, назначение руководства и исполнителей и пр.) 6.Реализация плана проекта,т.е. управление проектом. В отличие от бизнес-плана, не существует стандартной формы плана проекта. Структура и содержание плана проекта зависят от политики конкретной организации, требований конкретного проекта, знаний и опыта команды управления проектом и пр. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы оценить инвестиционную привлекательность какой-либо бизнес-идеи и получить под нее финансирование. А план проекта разрабатывается и утверждается для последующего использования в целях управления исполнением проекта и может включать в себя: описание продукта проекта, цели и критерии успеха проекта, иерархическую структуру работ, расписание, контрольные события, план управления рисками и т.д. Все это включается в план проекта с той степенью детализации, которая необходима для конкретного проекта.   Бизнес-план: кое-какие полезные детали… Бизнес-план может быть простым, средним по сложности и полным (сложным). И зависит это не столько от проекта, сколько от объемов расчетов, включаемых разделов, а также назначения этих документов. Допустим, при первичной оценке идеи создания суши-бара достаточно подготовить экспресс-анализ, который даст первоначальное представление о том, приемлем ли проект или нет. Если проект покажется действительно экономически эффективным и при этом появится необходимость заинтересовать партнеров и инвесторов, то можно смело готовить ТЭО (технико-экономическое обоснование). Для банка же нужен полноценный бизнес-план.
Анекдот в тему: Ваш банк даёт кредиты под честное слово? - Без проблем... - А если я не верну? - Вам будет стыдно перед Всевышним, когда предстанете. - Когда это ещё будет... - Вот, если пятого не вернёте, шестого предстанете.

 

Таким образом, бизнес-план может представлять собой: экспресс-анализ, технико-экономическое обоснование и собственно бизнес-план. Для большей наглядности ключевые различия между ними отразим в таблице 1.

 

Таблица 1

ВИД ДОКУМЕНТА ==> Экспресс-анализ ТЭО Бизнес-план
Назначение Первичное (условное) определение эффективности реализации проекта Расчет капитальных затрат и описание технологий производства Полноценный документ, описывающий все этапы организации производства
Объем 3-5 страниц 10-20 страниц Более 30 страниц
Включаемые основные разделы Краткий финансовый план. Резюме проекта. Резюме, производственный план, организационный план, финансовый план. Все разделы
Методика расчета, особенности Дисконтирование Дисконтирование Дисконтирование, учет инфляции, учет альтернативных возможностей, анализ чувствительности.

С чего начать?

 

Во многих методиках бизнес-планирования используются различные виды вопросников, осуществляющих сбор первичного материала для вашего будущего бизнес-плана. Приведенные далее вопросы анкеты — это адаптированный к российским условиям вопросник, который поможет вам получить полное представление о будущей структуре вашего бизнес-плана. С аналогичными вопросниками вы уже работали в предыдущих разделах нашего курса.

 

Анекдот в тему:

Что общего у экономиста и компьютера?

- Они оба нуждаются в данных.

 

Система вопросов позволяет продумать ключевые моменты, касающиеся вашего предприятия, и даст ответы на большинство вопросов, необходимых в дальнейшем для вашего бизнес-плана. Рекомендуется ответить на них, начиная работу/в процессе работы над бизнес-планом, но вы можете использовать любую технологию работы с данным вопросником.

Если вы чувствуете затруднения с ответом на тот или иной вопрос, обратитесь за помощью к вашему консультанту или продолжайте раскрывать следующие вопросы. Возможно ответы на следующие вопросы, помогут вам в затруднительной ситуации. Возможно, ваш консультант проработает вместе с вами сложные для вас моменты.

Даже если предприниматель полностью не сможет самостоятельно заниматься разработкой бизнес-плана, ответы на эти вопросы помогут более качественно осуществить работу над бизнес-планом вашим помощникам, а вам проконтролировать качество работ. Поэтому, если вы не желаете, чтобы ваш бизнес-план остался лишь невостребованным «талмутом» и, что совсем не желательно, не был реализован, не поленитесь проделать эту работу с усердием и старанием, вдумываясь в каждую строчку, лично проверяя информацию, касающуюся анализа рынка, потенциальных конкурентов, пожеланий целевого клиента и пр.

Не волнуйтесь, если какой-либо из вопросов кажется вам непоследовательным или часто повторяющимся. Постарайтесь извлечь из этого пользу: более детально проработать данный аспект.

Самостоятельно составить полноценный бизнес-план сложно, так как инициатору часто не хватает знаний для выполнения специфических финансовых расчетов. Наш курс поможет вам восполнить эти пробелы и сделать работу самостоятельно. Ведь привлеченный составитель не всегда понимает специфику технологии производства продукции (услуг). Поэтому наша рекомендация – не давать разработку бизнес-плана на откуп «высококвалифицированным специалистам», а активно браться за работу самостоятельно, чтобы на выходе получить первоклассный продукт!

Итак, отвечаем на вопросы:

 

1.Чем будет заниматься ваше предприятие (розничная или оптовая торговля, производство, оказание каких-либо услуг и т.п.)?    
2.Для чего разрабатывается бизнес-план.
  • Создание предприятия
  • Рост (этап развития)
 
 
3.Ваши цели и задачи (бизнес-планирования)    
4.Ваши цели и задачи (бизнеса)    
5.Срок, на который необходимо разработать бизнес-план (срок прогнозирования).  
6.Планируемый ежегодный оборот:
  • Первый год
  • Второй год
  • Третий год
  • Четвертый год
  • Пятый год
! Прогнозный период должен быть не менее 1 года и обязательно должен показать момент выхода проекта на самоокупаемость  
 
7.Что конкретно вы хотите достичь для себя, как инициатор проекта?      
8.Принадлежите ли вы к льготной категории, имеющей право на получение государственной поддержки · Коренные малочисленные народы Севера · Предприниматель, зарегистрированный из числа бывших безработных в текущем году · Другое    
9. Социальная значимость вашего проекта  
10.Если в предыдущем календарном году вы осуществляли предпринимательскую деятельность, укажите итоги вашего финансового года (торговые издержки, валовая прибыль, накладные расходы, прибыль или убытки)    
11. Имеете ли вы:
  • рекомендации;
  • ходатайства;
  • прочее
 
 
12. Управленческий опыт/потенциал руководителя вашей компании: его сильные и слабые стороны    
13. Резюме ключевых сотрудников, информация о достижениях компании      
14. Краткая история/предыстория деятельности вашего предприятия.    
15.Имеете ли вы финансовые интересы на других предприятиях? Являетесь ли учредителями других предприятий?    
16.Ваша собственная материально-техническая база (что имеется в наличии для осуществления проекта?) - активы    
17.Пассивы вашего предприятия – совокупность всех обязательств Вашего предприятия (задолженности и пр.)    
18.Какие помещения необходимы вам для осуществления деятельности?  
19.Какие помещения имеются в собственности или арендуются? Квадратура, местонахождение  
20. Величина арендной платы и коммунальных платежей.      
21.Укажите прочие предполагаемые накладные расходы · Транспортные · Энергия · Непредвиденные · Амортизация · Прочие  
22.Сколько процентов от цены реализации товара составят расходы на сырье, закуп товара?    
23. Достаточно ли у вас складских помещений?    
24. Далеко ли ваше местонахождение от автострады, железной дороги, аэропорта? Транспортная доступность.    
25.Требуемый объем капитала на первоначальном этапе работы. Предполагаемые источники инвестирования в приоритетном порядке. · Размер собственных средств (активы) · Размер привлекаемых средств    
26. Необходимая для работы оргтехника.    
27. Какое прочее оборудование вам может потребоваться?  
28.Что планируется приобретать за счет собственных средств?  
29.Что планируется приобретать за счет привлекаемых средств?  
30.Ваши поставщики (партнеры)    
31. Влияют ли на вашу деятельность ваши поставщики/партнеры по бизнесу?    
32. Имеет ли ваша система поставок резерв времени?    
33. Какие вы имеете договоры/взаимовыгодные соглашения/контракты?    
34. Есть ли у вас лицензии, допуски, аккредитации и пр. и какие?    
35. Жизненный цикл вашей продукции или комплекса услуг с момента начала производства до момента начала реализации. Пример: Отрасль: Свиноводство 3 продукта: молодняк (поросята 2-месячные), свинина живым весом, мясо свинина Продукт: молодняк Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 2 мес. выращивание Продукт: свинина живым весом Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 8 мес. выращивание Продукт: мясо свинина Срок изготовления: 4 мес – вынашивание + 8 мес. Выращивание    
36. Влияют ли сезонные колебания на вашу сферу деятельности? Укажите сезонные спады и их причины?    
37. Если да, то как вы сохраните приток денежных средств для периода спада?    
38. Объем предполагаемой выручки?
  • среднемесячный
  • годовой
 
 
39. Какую чистую прибыль вы предполагаете получать от предпринимательской деятельности?    
40. Требуется ли патентование/лицензирование/сертификация продукции или услуг?    
41. Если да, то подали ли вы/когда планируете подать заявку на данную процедуру?    
42. Имеете ли вы какие-нибудь документы, которые могли бы использовать в качестве поддержки при обращении к инвестору (чертежи, графики, схемы, таблицы и т.п.)?    
43. Технология производства продукции или организации предоставления комплекса услуг.    
44. Изменения в прогнозный период? Как?    
45. Как можно добиться увеличения производственных мощностей?    
46.Производственная мощность оборудования  
47.График работы · оборудования · персонала    
48. Обладает ли ваше производство определенной степенью гибкости по выпуску продукции (касательно увеличения выпуска)? Другими словами – хватит ли у вас ресурсов, если на вас свалится десятикратный объем работ относительно текущего объема.    
49. С какими банками вы работаете?  
  50. Что вы можете представить в виде залогового обеспечения?    
51.Предполагаемый к использованию кредитный продукт · назначение использования заемных средств · срок кредитования/действия договора лизинга · % ставка  

 

Основой успешного бизнес-планирования является его подготовка, включающая в себя различные аспекты. Все большее значение в наши дни приобретает уровень информированности заинтересованных сторон. При прочих равных условиях в более выигрышной позиции оказывается сторона, обладающая более достоверной информацией, и умеющая интерпретировать ее в свою пользу.

Целью проведенной работы являлась задача разработать информационную поддержку подготовки бизнес-плана для получения кредита, инвестиций, гос. поддержки и придания жизнеспособности вашей бизнес-идее.

Следующие задачи на этапах планирования бизнеса:

- выявить этапы процесса бизнес-планирования и их информационную емкость;

- выявить источники, необходимые для проведения и подготовки информационного процесса.

В соответствии с намеченной целью необходимо:

1) определить методику сбора коммерческой информации;

2) собрать и проанализировать информацию о положении фирмы на рынке и возможности для нее получения финансовой поддержки;

3) разработать бизнес-план.

Эти задачи могут быть решены следующими методами:

1) сопоставительный анализ источников информации о фирмах, работающих на исследуемом рынке;

2) анализ источников информации о структурах, имеющих способность профинансировать проект;

3) сравнительный анализ литературы по теории и практике бизнес-планирования.

 

В соответствии с поставленными задачами далее в настоящем пособии рассмотрены основы разработки бизнес-плана. Приведены основные разделы бизнес-плана и особенности подготовки информации при работе над ними на примерах бизнес-планов, разработанных специалистами по планированию бизнеса Центра консультаций «СПЕКТР+» (г.Югорск, ХМАО-Югра). Особое внимание уделено вопросу избегания ошибок, которые могут быть вызваны неправильным подбором информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.