Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социальной работы в контексте механистических подходов




Дж.Бернал утверждал, что парадигма науки может выступать по отношению к той или иной области знания как «институт, как метод, как накопление традиций и знаний... как фактор, формирующий убеждения и отношение к миру и человеку». В свете этого утверждения механистическая парадигма науки выступала по отношению к социальной работе как макроусловия, определившие логику ее научного мышления и принципы функционирования в контексте других знаний.

Социальная работа относится к парадигме науке как часть к целому и поэтому обладает теми же свойствами, что и сама система. Для социальной работы этого времени характерны редукционизм, линейность, детерминизм, примат материи над сознанием, диктат времени и пространства, поиск фундаментальных закономерностей в рамках своего знания. Все эти особенности общенаучной парадигмы специфически отразились в понятийном пространстве социальной работы.

Логика линейных научных построений находит отражение в базовых принципах в теории познания социальной работы:

«Среда— личность», «личность — среда» — и формирует определенные подходы к клиенту и его запросам, устанавливает границы восприятия проблемы. Этим и определяются редукционистские способы помощи, направленные на решение не комплекса проблем, а лишь одной из ее частей: появляется ряд техник и технологий, связанных с упором работы на одну сторону проблемы, будь то поведение, либо цель, либо задача и т.д.

Линейность и, как следствие, детерминированность приводит к разорванности понятийного сознания социальной работы, к ограниченности техник вмешательства и помощи. В этом выражается деятельностная линейность взаимодействий и воздействий социального работника и объекта помощи.

Ограничение на методы помощи накладывает и временная линейность. Клиент выступает в двух временных обусловленностях в процессе взаимодействия с социальным работником:

«здесь и теперь» или «там и тогда». В зависимости от временной константы социальный работник организует процесс взаимодействия с клиентом либо на основе его сегодняшнего опыта, проблем, переживаний, ролей, либо с учетом этих факторов в прошлом.

Формирование техник социальной работы осуществляется в логике взаимодействий социального работника и клиента. Основными принципами взаимодействия являются:

— следование за клиентом;

— переструктурирование его проблем и представлений;

— переориентация его поведения, целей и задач.

Отсюда методология «построений» техник сводится к когнитивному, поведенческому и деятельностному редукционизму, на основе причинно-следственной подчиненности. Эти стратегии выбирают социальный работник и клиент при совместном разрешении проблемы. В процессе взаимодействия социального работника и клиента происходит парадоксальный подмен целей и задач, когда не методы и техники предназначаются для клиента, а клиент предназначается для методов и техники.

Понятийное поле социальной работы, организуясь по принципу и подобию ньютоно-картезианской парадигмы науки, выдвигает свои базисные доминанты, систему понятийных координат. На их основе происходит «развитие» методов и техники. Такими доминантами, как это просматривается в американской системе социальной работы, являются: оценка, личность в ситуации, отношения, процесс, интервенция.

Влияние данной парадигмы объяснялось и тем, что многообразие подходов сводилось до 60—70-х гг. XX столетия к определенным школам социальной работы (функциональной, диагностической, гуманистическо-экзистенциальной, проблемной), которые, в свою очередь, выступали в качестве парадигм, где данные закономерности проявлялись на своем уровне, в контексте понятий, ценностей и научных ориентиров. Существование жестких схем и алгоритмов действий диктовало свою последовательность в помощи и поддержке клиента. Все это определило основные группы теорий социальной работы, которые, согласно концепции Уиттингтона и Холланда, можно представить в следующих понятийных координатах:

Схема 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.