Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные периоды в истории развития психологии




Основные различия житейских и научных психологических представлений.

Соотношение житейской и научной психологии заключается в следующих сравнительных характеристиках:

 

  Житейская психология Научно-практическая психология
1. всегда неконкретны (или почти всегда) практически всегда обобщены
2. интуитивные (не всегда осознанные или осознаваемые) всегда рационализированы и осознаны
3. не передаются, или передача знаний затруднена (в силу субъективной оценки, источника) систематизируются, накапливаются и передаются (чем объективней основание для классификации, тем дольше сохраняется тот или иной вид типологии)
4. источник знаний - наблюдения (непосредственное, опосредованное) - дневниковые записи эксперимент - источник знаний (дает возможность реконструировать событие, оценить вероятность повторения)
5. ограничены опытом конкретного человека (кругозором, сферой общения) постоянно расширяются и модифицируются

 

Таким образом, житейская психология – это психологические знания, полученные людьми в обыденной жизни, а научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики человека и животных.

 

Донаучные представления о психике носили анимистический характер. Все необъяснимые моменты в жизни человека и в окружающем мире объясняли наличием души как у живых существ, так и у неживых объектов. Душой наделяли все: камень, воду, дерево и т.д., т.к. душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Первыми психологами мы можем назвать шаманов, которые своими способностями могли воздействовать на сознание других людей.

1 этап в развитии и становлении психологии является - философским этапом, который продолжался порядка 2500 лет со времен исследования античных философов. Психологические аспекты философами рассматривались в рамках идеализма и вульгарного материализма. Идеалисты древности Сократ, Платон и др. рассматривали душу как нечто божественное, отличающееся от тела. Они утверждали, что душа человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа – это незримое, вечное, возвышенное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом и по своему божественному происхождению душа призвана управлять телом.

Материалисты Лукреций, Эпикур, Демокрит и др. понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из мелких шарообразных и наиболее подвижных атомов.

Великий философ Аристотель, которого считают основоположником психологии, в своем трактате «О Душе» выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Но в то же время он не разделял взгляда на душу как на материальное вещество. Душа по Аристотелю, бестелесна, она есть особая форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Главная функция души – реализация биологического существования организма. Центр души, писал Аристотель, находится в сердце человека, куда и поступают все впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение человека. Он впервые описал такие психические процессы как ощущение, восприятие, память, мышление.

Таким образом, психология на первом этапе своего становления и развития являлась наукой о душе.

В 1590 г. - Гоплениус предложил ввести в обиход термин психология для объединения и названия следующих учебных дисциплин:

– онтология (учения о бытие),

– естествознание,

– физика,

– гносеология (о познании),

– этика (учение о благе),

– эстетика (учение о прекрасном).

Он имел в виду ключевую ориентацию дисциплин на познание человека (исследование субъективности человека).

В эпоху средневековья психология как наука не развивалась, т.к. представители духовенства запрещали проникновение во внутренний мир человека.

2 этап развития психологии начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. На этом этапе были заложены методологические предпосылки понимания психики и сознания. Французский философ Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) приходит к выводу, о различии между душой человека и его телом. Он пишет: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействие извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутреннего мира. Он пишет, что у человека существует два начала – это материя (тело) и дух (душа, психика). Они независимы друг от друга, т.е. психика самостоятельна, она не зависит от материи (тела), она не связана с ним.

Английский философ Дж. Локк (1632 -1704 гг.) в противовес Р. Декарту утверждал, что в разуме нет ничего такого, что бы ни прошло через наши органы чувств. Он выдвинул принцип атомистического анализа сознания человека, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее до неразложимых ощущений и на их основе формируются через ассоциации более сложные образования. Дж. Локк считал, что существуют два источника всех знаний человека: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума человека.

Английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминическое представление Дж. Локка об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. А французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную для психологии идею о социальном опосредовании психики человека.

Таким образом, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. И изучение взаимоотношений души и тела окончательно уступило изучению умственной деятельности человека. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой и описанием фактов этого самонаблюдения.

3 этап - психология как самостоятельная наука, начался в 60-х годах XIX века. Это было связано с возникновением первых исследовательских лабораторий и институтов.

В 1879 г. - В. Вундт основал первую психофизиологическую лабораторию.

В 1889 г. - в Париже состоялся первый психологический конгресс (вопросы психофизиологической психологии) впервые был поставлен вопрос об отнесении психологии к естественным или гуманитарным дисциплинам.

Главная идея данного этапа - формирование понятийного (понятия) аппарата, определение ключевых принципов психологического исследования, разработка психодиагностического инструментария.

Большую роль в выделении психологии в самостоятельную науку внесли отечественные ученые – физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

В начале XX века основатель бихевиоризма Д. Уотсон в своих работах указал на несостоятельность декарто - локкоской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточится свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведение человека.

Таким образом, основной задачей психологии данного этапа являлось: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки и реакции человека, при этом мотивы, вызывающие поступки и действия человека, не учитывались.

4 этап начинается с середины XX века и длится по настоящее время - превращение психологии в разветвленную систему дисциплин, которая в свою очередь объединяется единым предметом исследования, методами, средствами и способами исследования.

На данном этапе для психологии характерно многообразие подходов к изучению психики, превращение психологии в многоотраслевую науку, прикладную область знаний.

Данный этап сформировался на базе материалистического взгляда на мир. Основой российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Началом 4 этапа в отечественной психологии считаются исследования проведенные С.Л. Рубинштейном в 30-40 г.г.

В 1966 г. - выступление Б.Г. Ананьева на 18 международном психологическом конгрессе в Москве, где была представлена концепция внутреннего структурирования, а также прозвучали методологические основы изучения человека.

Таким образом, психология – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы формирования и функционирования психики человека и животных.

 

ТЕМА 2. «Психология как современная наука» (2 часа).

Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).

Цель: формирование потребности в психологических знаниях.

 

Задачи: 1.Познакомить учащихся со структурой современной психологии, показать место психологии в системе научных знаний и взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний.

2.Развивать умение конспектировать лекционный материал, отбирая самое важное и главное. Учить пользоваться справочной литературой при составлении мини – словаря и работать с терминами.

3.Воспитывать познавательный интерес к изучению психологии.

 

Оборудование: наглядные таблицы.

 

Литература: Л.Д. Столяренко. Психология. Стр.3-4; 11-12.

А.В. Петровский. Психология. Стр.3-16.

В.Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Стр.6-11; 14-21.

Структура урока:

I часть: устный фронтальный опрос по вопросам:

 

1. Какие этапы развития психологии выделяют?

2. Почему на донаучной стадии своего развития психология носила анимистический характер?

3. Кто из древнегреческих философов впервые выдвинул идею неделимости тела и души?

4. Что значит идеалистическое и материалистическое понимание окружающей действительности?

5. Почему психологию можно считать как старой, так и молодой наукой?

II часть: лекция по плану:

 

1.Структура современной психологии.

2.Место психологии в системе научных знаний.

3.Взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний.

 

Д./з.: Составить по предложенному алгоритму мини – словарь, выписать основные термины. Подготовиться к семинарскому занятию.

 

ТЕМА 2. «Психология как современная наука» (2 часа).

 

Вопросы:

1.Структура современной психологии.

2.Место психологии в системе научных знаний.

3.Взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний.

 

Лекция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.