КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первая процедура. Экспериментальный материал
Экспериментальный материал Испытуемые В исследовании участвовали 23 слушателя факультета социального менеджмента и социальной работы Московской высшей школы социальных и экономических наук в возрасте от 23 до 35 лет. Все испытуемые имели высшее образование ¾ шестеро мужчин и семнадцать женщин. Теперь обратимся конкретно к кейсам, предложенным участникам эксперимента. В задачу испытуемых входило структурирование предполагаемой работы со случаем в определенной последовательности: · знакомство с кейсом; · выдвижение максимально возможного количества потенциальных гипотез относительно событий, изложенных в кейсе; · предложение наибольшего количества потенциальных методов проверки выдвинутых гипотез; · определение релевантных интервенций, путей вмешательства социального работника при решении проблемы, содержащейся в кейсе. Первая процедура обследования проводилась в два периода: с 16 часов 00 минут до 16 часов 40 минут и с 16 часов 50 минут до 17 часов 30 минут. Всего в ней приняли участие 22 человека. Использовался Кейс 1. «Жильцов» (см. Приложение 1). Испытуемые были разделены на 2 группы, контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе непосредственной работе с первым случаем предшествовало проведение креативного упражнения «Деревья». Членам группы (10 человек) было предложено найти максимально возможное количество следствий ирреальной гипотезы: «Если бы деревья на Земле были высотой в 3 километра, то...». Участники эксперимента, образовав полукруг, приводили самые разнообразные последствия этого предположения. Упражнение проводилось в течение 10 минут. Затем участники индивидуально ознакомились с кейсом и заданием, которое им необходимо было выполнить:
· перечислить как можно больше гипотез, объясняющих поведение Михаила Семеновича Жильцова и его родственников; · к каждой гипотезе предложить последовательность действий для ее проверки; · перечислить меры, которые может предпринять семья совместно с социальными работниками для изменения ситуации. Подлинная причина событий, описанных в кейсе, ¾ старческое слабоумие (сенильная деменция) М.С. Жильцова ¾ студентам не была сообщена. В контрольной группе из 12 человек работа со случаем проходила аналогично, с той же последовательностью заданий, за исключением того факта, что перед непосредственным знакомством с кейсом проведение креативного упражнения отсутствовало. Участники эксперимента выдвинули в общей сложности 31 различную гипотезу, среди которых наиболее часто встречающимися предположениями причин ситуации, представленной в кейсе, были: · «последствия профессиональной деятельности Жильцова» ¾ 9 человек; · «психические нарушения» ¾ 8 человек; ·«ощущение Жильцовым своей ненужности» ¾ 7 человек; · «кризис пожилого возраста» ¾ 7 человек; · «желание своим поведением вернуть в семью дочь» ¾ 7 человек; · «провоцирующее поведение жены» ¾ 7 человек; · «соматическое заболевание» ¾ 5 человек; · «алкоголизм» ¾ 4 человека. Среди методов проверки обоснованности своих предположений (возможных методов диагностики) студенты выделили следующие: · проведение медицинского/психического обследования Жильцова ¾ 18 человек; · метод беседы (с родственниками ¾ 16 человек; с Жильцовым лично ¾ 14 человек; с его женой ¾ 12 человек; с его бывшими коллегами ¾ 5 человек); · метод сбора и анализа документов ¾ 6 человек; · метод наблюдения ¾ 3 человека; · метод опроса соседей ¾ 2 человека.
В группе предлагаемых способов осуществления вмешательства в ситуацию социальным работником преобладали такие, как: · помещение Жильцова в стационар, медикаментозная помощь ¾13 человек; · индивидуальное консультирование ¾ 8 человек; · семейный тренинг ¾ 6 человек; · развод ¾ 3 человека. Необходимо отметить, что в группе, проведению инновационной игры в которой предшествовало упражнение на развитие креативности, наблюдались неожиданные и нестандартные для такой ситуации ответы, например были сделаны следующие предположения и возможные перспективы для изменения ситуации к лучшему: · «это модель «созависимой» семьи»; · «у Жильцова присутствуют садо-мазохистические наклонности»; · «возможное объединение семей решит эти проблемы». В таблице 1 мы приводим детальные результаты эксперимента с первым случаем; в ней определено количество выдвинутых каждым слушателем гипотез, методов проверки, а также предложенных интервенций в каждой из групп; подсчитаны суммарные и средние показатели. Затем с целью определения связи между полученными данными мы определили коэффициент корреляции. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 1 Результаты предполагаемой работы со случаем, структурированные по экспериментальной и контрольной группам
Дата проведения ¾ 29 февраля 2000 года Кейс 1. «Жильцов»
Таблица 2
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |