Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодрама, центрированная на теме




Психодрама, центрированная на протагонистe, или на индивиде

Формы психодрамотерапии

Центрированная на протагонисте психодрама, как го­ворит уже само название, концентрируется на протагони­сте, или на главном исполнителе, который с помощью ведущего психодрамы и партнеров изображает в психо­драматической игре реальную или воображаемую ситуа­цию из своей жизни. Более детально процесс центриро­ванной на протагонисте психодрамы описан в предыду­щих главах. Здесь следует только еще раз отметить, что благодаря сценическому изображению становится по­нятным и наглядным своеобразие протагониста в пере­живании существующей межличностной ситуации и во взаимодействии с другими, втянутыми в эту ситуацию людьми. Игра воспроизводит особенности протагониста «in actu» и «in situ» и имеет поэтому очень важное диаг­ностическое значение. Центрированная на протагонисте психодрама является также раскрывающей психотера­пией, поскольку в свободном психодраматическом дейст­вии вытесненные события очень быстро достигают уров­ня переживания и осознания. Связанный с этим катар­сис способствует эмоциональному раскрепощению и оживлению тех или иных житейских ситуаций, вызыва­ющих невротическую реакцию. Даже если центрирован­ная на протагонисте психодрама вращается вокруг про­тагониста, то в этой форме терапии протагонист все же не вращается вокруг себя самого. Он действует, как уже говорилось, не только в собственной роли, но и в ролях своих партнеров по взаимоотношениям. Все это после прежней, преимущественно односторонней, оценки свое­го положения обогащает его многосторонним опытом «Я» и опытом «Ты» и, кроме того, знанием новых воз­можностей, позволяющих проявлять гибкость, терпимость, высказывать различные суждения и самоутверж­даться. На этих важных промежуточных результатах ос­нована изменяющая поведение часть психодрамы, цент­рированной на протагонисте. Последняя в подлинном смысле является креативной и, как любая форма психодрамотерапии, содержит возможность опробования и разучивания новых способов поведения, обеспечиваю­щих более эффективные «совладения» с реальностью. Примером центрированной на протагонисте психодрамы служит описание на с. 182 — 186.

Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или замотивированного протагониста, как это нередко бывает в новых группах, то всегда находится те­ма, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым из них через изобра­жение соответствующих событий. Вначале, например, один из участников группы заводит разговор о том, что он всегда испытывает волнение, оказавшись среди незна­комых людей. Другой выражает свое понимание и гово­рит, что ему тоже знакомо это тягостное чувство, возни­кающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что со школы ничего подобного уже не испытывает, од­нако его самого это удивляет, поскольку в остальных случаях он очень часто ведет себя неумело и тоже испы­тывает страх. Затрагивая тему страха, одна участница группы замечает, что боится только того, что муж ей из­меняет, хотя этот страх не имеет никаких реальных ос­нований. Пожалуй, правильнее будет это назвать не страхом, а ревностью. Другой участник группы, взды­хая, прерывает ее речь; с такими сценами он хорошо знаком благодаря своей жене. На вопрос, не ведомо ли ему самому чувство ревности, он рассказывает, как еще ребенком ревновал к своей младшей сестре, которой слишком много восторгались.

В ходе относительно короткой групповой беседы страх и ревность оказываются центральными темами занятия. Члены группы решают, что неплохо было бы каждому участнику вкратце изобразить ситуацию, в которой страх или ревность угнетали его самого. Небольшие эпизоды (или, как их еще называют, виньетки), как и любая пси­ходрама, играются на импровизационной основе. При этом, за исключением незаменимой техники обмена роля­ми, другие психодраматические техники применяются лишь в редких случаях. Короткие сценические представ­ления часто позволяют распознать важные проблемы от­дельных участников группы. Они служат материалом для последующей — центрированной на протагонисте или на­правленной на группу — психодрамы.

Почти всегда, однако, находятся также члены груп­пы, изображающие в психодраме, центрированной на те­ме, динамику группы, например страх перед другим членом группы, перед ведущим группы или перед но­вым лечением. Ревность к другим членам группы тоже может стать как предметом центрированной на теме пси­ходрамы некоторых членов группы, так и последующих центрированных на группе психодрам. Социальные про­блемы служат поводом для проведения социодрам или для опробования в игре социокреативных проектов.

В целом центрированные на теме психодрамы могут быть для участников группы началом процессов позна­ния и обучения и дополняться, к примеру, ролевыми иг­рами. Зачастую они оказываются отправной точкой для психотерапевтических или социотерапевтических пси­ходрам. Ввиду этой функции центрированная на теме психодрама причисляется к психодраматическим техни­кам разогрева. Кроме того, ее функция, как и, напри­мер, интеракции, центрированной на теме, по Р. Кон (20), состоит в том, чтобы создавать в групповом про­цессе определенное равновесие между обсуждением, ак­центированным на группе, человеке и теме, коллективе, индивиде и «третьей вещи», как Бертольт Брехт называ­ет тему или цель, объединяющую различных индивидов в совместном действии (15).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.